№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 123274

1.

1.1.1. В чём проявляется близость приведённого фрагмента поэмы произведениям устного народного творчества?

 

1.2.1. Как в стихотворении С. А. Есенина раскрывается понятие малой Родины?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

 

Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоря.

Земля гудит,

реки мутно текут,

пыль поля прикрывает,

стяги говорят:

половцы идут от Дона

и от моря

и со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.

Ярый тур Всеволод!

Бьёшься ты впереди,

прыщешь на воинов стрелами,

гремишь о шлемы мечами булатными.

Куда, тур, поскачешь,

своим золотым шлемом посвечивая, —

там лежат поганые головы половецкие.

Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,

ярый тур Всеволод!

«Слово о полку Игореве», пер. Д. С. Лихачёва

 

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

 

 

***

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

 

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

 

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

 

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клён

Головой на меня похож.

С. А. Есенин, 1918

2.

1.1.2. Какую роль в описании битвы Игорева войска с половцами играет антитеза?

1.2.2. Какую роль в развитии главной темы стихотворения играет олицетворение?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

 

Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоря.

Земля гудит,

реки мутно текут,

пыль поля прикрывает,

стяги говорят:

половцы идут от Дона

и от моря

и со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.

Ярый тур Всеволод!

Бьёшься ты впереди,

прыщешь на воинов стрелами,

гремишь о шлемы мечами булатными.

Куда, тур, поскачешь,

своим золотым шлемом посвечивая, —

там лежат поганые головы половецкие.

Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,

ярый тур Всеволод!

«Слово о полку Игореве», пер. Д. С. Лихачёва

 

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

 

 

***

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

 

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

 

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

 

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клён

Головой на меня похож.

С. А. Есенин, 1918

3.

1.1.3. Сопоставьте фрагменты «Слова о полку Игореве» и поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» (глава «Поединок»), Как раскрывается в них тема воинского подвига?

1.2.3. Сопоставьте есенинское стихотворение со стихотворением Н. М. Рубцова «Прекрасно небо голубое...». Какие мотивы и образы указывают на идейную близость двух произведений?


Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

 

Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоря.

Земля гудит,

реки мутно текут,

пыль поля прикрывает,

стяги говорят:

половцы идут от Дона

и от моря

и со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.

Ярый тур Всеволод!

Бьёшься ты впереди,

прыщешь на воинов стрелами,

гремишь о шлемы мечами булатными.

Куда, тур, поскачешь,

своим золотым шлемом посвечивая, —

там лежат поганые головы половецкие.

Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,

ярый тур Всеволод!

«Слово о полку Игореве», пер. Д. С. Лихачёва>

 

***********************

 

Двое топчутся по кругу,

Словно пара на кругу,

И глядят в глаза друг другу:

Зверю-зверь и враг-врагу.

 

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, —

Вместо тысяч бьются двое,

Словно схватка всё решит.

 

А вблизи от деревушки,

Где застал их свет дневной,

Самолёты, танки, пушки

У обоих за спиной.

 

Но до боя нет им дела,

И ни звука с тех сторон.

В одиночку — грудью, телом

Бьётся Тёркин, держит фронт.

 

На печальном том задворке,

У покинутых дворов

Держит фронт Василий Тёркин,

В забытьи глотая кровь.

 

Бьётся насмерть парень бравый,

Так что дым стоит сырой,

Словно вся страна-держава

Видит Тёркина: —

Герой!

 

Что страна! Хотя бы рота

Видеть издали могла,

Какова его работа

И какие тут дела.

 

Только Тёркин не в обиде.

Не затем на смерть идёшь.

Чтобы кто-нибудь увидел.

Хорошо б. А нет — ну что ж...

 

Бьётся насмерть парень бравый —

Так, как бьются на войне.

И уже рукою правой

Он владеет не вполне.

 

Кость гудит от раны старой,

И ему, чтоб крепче бить.

Чтобы слева класть удары,

Хорошо б левшою быть.

 

Бьётся Тёркин,

В драке зоркий,

Утирает кровь и пот.

Изнемог, убился Тёркин,

Но и враг уже не тот.

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

 

 

Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.

 

 

 

***

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

 

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

 

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

 

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клён

Головой на меня похож.

 

С. А. Есенин, 1918

 

***

Прекрасно небо голубое!

Прекрасен поезд голубой!

— Какое место вам? — Любое.

Любое место, край любой.

 

Ещё волнует всё, что было.

В душе былое не прошло.

Но слишком дождь шумел уныло,

Как будто всё произошло.

 

И без мечты, без потрясений

Среди одних и тех же стен

Я жил в предчувствии осеннем

Уже не лучших перемен.

 

— Прости, —сказал родному краю, —

За мой отъезд, за паровоз.

Я несерьёзно. Я играю.

Поговорим ещё всерьёз.

 

Мы разлучаемся с тобою,

Чтоб снова встретиться с тобой.

Прекрасно небо голубое!

Прекрасен поезд голубой!

 

Н. М. Рубцов, 1966

4.

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1−2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

2.1. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою поэмы?

2.2. Какие темы и мотивы есенинской лирики Вам наиболее близки и почему?

2.3. Тема чести и бесчестия в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

2.4. Город и деревня в рассказах В. М. Шукшина.

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)