СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
литература
сайты - меню - вход - новости



Комментарии к сочинениям ОГЭ по литературе на свободную тему

(на примере одного-двух произведений русской и зарубежной литературы)


Образ романтического героя в в отечественной и зарубежной литературе

Тема может быть раскрыта на примере образов Айвенго из одноименного романа В. Скотта и Мцыри из поэмы М. Ю. Лермонтова.

Айвенго представлен как идеальный романтический герой, практически без недостатков. Он побеждает в нескольких поединках рыцарей-храмовников, спасает красавицу Ревеку, не изменяя рыцарским понятиям чести. Айвенго в любой ситуации поступает согласно чувству долга, хранит верность любимой Ровене.

Айвенго — идеальный рыцарь. Писатель просто не мог допустить малейшей его неудачи или промаха. Он абсолютно предан королю Ричарду, абсолютно любит леди Ровену. Поскольку великодушная Ревекка вылечила его от ран, он считает долгом своей рыцарской чести спасти ее, будь она хоть сто раз еврейкой. Ослабевший от потери крови, не готовый к поединку со столь серьезным противником, он пренебрегает подобными пустяками, ибо честь для него действительно превыше всего.

Также бесстрашен, как и Айвенго, монах Мцыри. Ради своей свободы и встречи с Родиной он сбегает из монастыря и вступает в смертельную схватку с барсом. Он также смел, решителен, целеустремлён.

Романтический герой — сильная личность, которая практически во всех случаях является победителем, спасателем, героем.



Проблема добра и зла в отечественной и зарубежной литературе

Тема может быть раскрыта на примере сопоставления следующих произведений зарубежной и русской литературы: Гёте «Фауст», Данте «Божественная комедия», М. Ю. Лермонтов «Демон», А. С. Пушкин «Капитанская дочка», А. И. Солженицына «Матренин двор» и др.

В поэме М. Ю. Лермонтова Демон, олицетворение зла, любит земную женщину Тамару и готов ради неё возродиться к добру, но Тамара по своей природе не способна ответить на его любовь. Земной мир и мир духов не могут сойтись, девушка погибает от одного поцелуя Демона, и его страсть остается неутоленной. В начале поэмы Демон — это зло, но к концу становится понятно, что это зло можно искоренить. Тамара же изначально представляет добро, но Демону она причиняет страдание, раз не может ответить на его любовь, а значит, для него она становится злом.

Примером человека, творящего добро зачастую в ущерб своим интересам, женщины-праведницы является героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». Образ Матрены воплощает в себе черты того высоконравственного типа людей, которых в наше время остается все меньше и меньше. Эта женщина, сама того не понимая и не стремясь к тому, соответствует всем канонам христианской морали и заповедям. Матрена живет не для себя, она живет для других и не видит в этом ничего особенного или выдающегося.

Важная тема «Фауста» Гёте — вечное противоборство добра и зла, где сторона зла, Мефистофель, пытается совратить доброго отчаявшегося Фауста. Фауст даже задумывался о самоубийстве. Он заключает договор с посланцем темных сил для того, чтобы найти счастье — то, ради чего действительно стоит жить. Прежде всего, им управляют жажда знаний и свобода духа, поэтому он становится непростой задачей для черта. И тут-то и начинается спор между силами добра и зла.



Тема любви в отечественной и зарубежной литературе

Тема может быть раскрыта на примере сопоставления следующих произведений зарубежной и русской литературы: У. Шекспир «Ромео и Джульетта», О. Генри «Дары волхвов», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И. А. Бунин «Чистый понедельник», А. С. Пушкин «Капитанская дочка» и др.

Первая трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» — трагедия великого человеческого чувства, столкнувшегося с бесчеловечным миром. Ромео и Джульетта гибнут, но не разлучаются. Они умирают вместе, их любовь побеждает смерть, так как гибель молодых людей навсегда устраняет вековую вражду. Их смерть заставляет задуматься Монтекки и Капулетти, правителей Вероны и всех, кто остался в живых: «Не пора ли покончить с кровавыми распрями?»

Трагический бунинский сюжет о любви составляет основу рассказа «Чистый понедельник». Два человека внезапно встречаются, и между ними вспыхивает прекрасное и чистое чувство. Любовь приносит не только радость, влюбленные переживают огромные мучения, которые терзают их души. Любовная трагедия главных героев заключается в том, что они не смогли до конца понять друг друга и не смогли правильно оценить личности, которые нашли свою половинку. Бунин своим рассказом «Чистый понедельник» утверждает мысль о том, что каждый человек — это огромнейший и богатейший мир. Внутренний мир молодой женщины богат духовно, но раздумья ее и размышления не находят опоры в этом мире. Любовь к главному герою для нее уже не спасение, а девушка видит в этом проблему. Сильная воля героини помогает уйти от любви, бросить ее, отказаться от нее навсегда. В монастыре ее духовный поиск прекращается, у молодой женщины появляется новая привязанность и любовь. Героиня находит смысл жизни в любви к Богу. Все мелкое и пошлое теперь ее не касается, ее одиночества и покоя теперь никто не нарушает.

Любовь Маши Мироновой к Петру Гринёву (повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка») побеждает время и обстоятельства, дает силы и спасает жизнь. Ради любимой Гринёв не боится к идти к «разбойнику» Пугачёву, потому что, лишившись Маши, он бы лишился смысла жизни, потерял бы частицу себя. Маша отправляется к царице просить за Петра — любовь дает ей силы и решимость.

Настоящая любовь не знает границ и преград, она способна творить чудеса, и даже если любовь трагична, то великое потрясение, которое испытывает любящий человек, становится новым поворотом в судьбе и новым витком жизни.