Ком­мен­та­рии к со­чи­не­ни­ям ОГЭ по ли­те­ра­ту­ре на сво­бод­ную тему

(на при­ме­ре од­но­го-двух про­из­ве­де­ний рус­ской и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры)


Образ ро­ман­ти­че­ско­го героя в в оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ре

Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре об­ра­зов Ай­вен­го из од­но­имен­но­го ро­ма­на В. Скот­та и Мцыри из поэмы М. Ю. Лер­мон­то­ва.

Ай­вен­го пред­став­лен как иде­аль­ный ро­ман­ти­че­ский герой, прак­ти­че­ски без не­до­стат­ков. Он по­беж­да­ет в не­сколь­ких по­един­ках ры­ца­рей-хра­мов­ни­ков, спа­са­ет кра­са­ви­цу Ре­ве­ку, не из­ме­няя ры­цар­ским по­ня­ти­ям чести. Ай­вен­го в любой си­ту­а­ции по­сту­па­ет со­глас­но чув­ству долга, хра­нит вер­ность лю­би­мой Ро­ве­не.

Ай­вен­го — иде­аль­ный ры­царь. Пи­са­тель про­сто не мог до­пу­стить ма­лей­шей его не­уда­чи или про­ма­ха. Он аб­со­лют­но пре­дан ко­ро­лю Ричар­ду, аб­со­лют­но любит леди Ро­ве­ну. По­сколь­ку ве­ли­ко­душ­ная Ре­век­ка вы­ле­чи­ла его от ран, он счи­та­ет дол­гом своей ры­цар­ской чести спа­сти ее, будь она хоть сто раз ев­рей­кой. Осла­бев­ший от по­те­ри крови, не го­то­вый к по­един­ку со столь се­рьез­ным про­тив­ни­ком, он пре­не­бре­га­ет по­доб­ны­ми пу­стя­ка­ми, ибо честь для него дей­стви­тель­но пре­вы­ше всего.

Также бес­стра­шен, как и Ай­вен­го, монах Мцыри. Ради своей сво­бо­ды и встре­чи с Ро­ди­ной он сбе­га­ет из мо­на­сты­ря и всту­па­ет в смер­тель­ную схват­ку с бар­сом. Он также смел, ре­ши­те­лен, це­ле­устремлён.

Ро­ман­ти­че­ский герой — силь­ная лич­ность, ко­то­рая прак­ти­че­ски во всех слу­ча­ях яв­ля­ет­ся по­бе­ди­те­лем, спа­са­те­лем, ге­ро­ем.



Про­бле­ма добра и зла в оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ре

Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре со­по­став­ле­ния сле­ду­ю­щих про­из­ве­де­ний за­ру­беж­ной и рус­ской ли­те­ра­ту­ры: Гёте «Фауст», Данте «Бо­же­ствен­ная ко­ме­дия», М. Ю. Лер­мон­тов «Демон», А. С. Пуш­кин «Ка­пи­тан­ская дочка», А. И. Сол­же­ни­цы­на «Мат­ре­нин двор» и др.

В поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва Демон, оли­це­тво­ре­ние зла, любит зем­ную жен­щи­ну Та­ма­ру и готов ради неё воз­ро­дить­ся к добру, но Та­ма­ра по своей при­ро­де не спо­соб­на от­ве­тить на его лю­бовь. Зем­ной мир и мир духов не могут сой­тись, де­вуш­ка по­ги­ба­ет от од­но­го по­це­луя Де­мо­на, и его страсть оста­ет­ся не­уто­лен­ной. В на­ча­ле поэмы Демон — это зло, но к концу ста­но­вит­ся по­нят­но, что это зло можно ис­ко­ре­нить. Та­ма­ра же из­на­чаль­но пред­став­ля­ет добро, но Де­мо­ну она при­чи­ня­ет стра­да­ние, раз не может от­ве­тить на его лю­бовь, а зна­чит, для него она ста­но­вит­ся злом.

При­ме­ром че­ло­ве­ка, тво­ря­ще­го добро за­ча­стую в ущерб своим ин­те­ре­сам, жен­щи­ны-пра­вед­ни­цы яв­ля­ет­ся ге­ро­и­ня рас­ска­за А. И. Сол­же­ни­цы­на «Мат­ре­нин двор». Образ Мат­ре­ны во­пло­ща­ет в себе черты того вы­со­ко­нрав­ствен­но­го типа людей, ко­то­рых в наше время оста­ет­ся все мень­ше и мень­ше. Эта жен­щи­на, сама того не по­ни­мая и не стре­мясь к тому, со­от­вет­ству­ет всем ка­но­нам хри­сти­ан­ской мо­ра­ли и за­по­ве­дям. Мат­ре­на живет не для себя, она живет для дру­гих и не видит в этом ни­че­го осо­бен­но­го или вы­да­ю­ще­го­ся.

Важ­ная тема «Фа­у­ста» Гёте — веч­ное про­ти­во­бор­ство добра и зла, где сто­ро­на зла, Ме­фи­сто­фель, пы­та­ет­ся со­вра­тить доб­ро­го от­ча­яв­ше­го­ся Фа­у­ста. Фауст даже за­ду­мы­вал­ся о са­мо­убий­стве. Он за­клю­ча­ет до­го­вор с по­слан­цем тем­ных сил для того, чтобы найти сча­стье — то, ради чего дей­стви­тель­но стоит жить. Пре­жде всего, им управ­ля­ют жажда зна­ний и сво­бо­да духа, по­это­му он ста­но­вит­ся не­про­стой за­да­чей для черта. И тут-то и на­чи­на­ет­ся спор между си­ла­ми добра и зла.



Тема любви в оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ре

Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре со­по­став­ле­ния сле­ду­ю­щих про­из­ве­де­ний за­ру­беж­ной и рус­ской ли­те­ра­ту­ры: У. Шекс­пир «Ромео и Джу­льет­та», О. Генри «Дары волх­вов», М. Ю. Лер­мон­тов «Герой на­ше­го вре­ме­ни», И. А. Бунин «Чи­стый по­не­дель­ник», А. С. Пуш­кин «Ка­пи­тан­ская дочка» и др.

Пер­вая тра­ге­дия Шекс­пи­ра «Ромео и Джу­льет­та» — тра­ге­дия ве­ли­ко­го че­ло­ве­че­ско­го чув­ства, столк­нув­ше­го­ся с бес­че­ло­веч­ным миром. Ромео и Джу­льет­та гиб­нут, но не раз­лу­ча­ют­ся. Они уми­ра­ют вме­сте, их лю­бовь по­беж­да­ет смерть, так как ги­бель мо­ло­дых людей на­все­гда устра­ня­ет ве­ко­вую враж­ду. Их смерть за­став­ля­ет за­ду­мать­ся Мон­тек­ки и Ка­пу­лет­ти, пра­ви­те­лей Ве­ро­ны и всех, кто остал­ся в живых: «Не пора ли по­кон­чить с кро­ва­вы­ми рас­пря­ми?»

Тра­ги­че­ский бу­нин­ский сюжет о любви со­став­ля­ет ос­но­ву рас­ска­за «Чи­стый по­не­дель­ник». Два че­ло­ве­ка вне­зап­но встре­ча­ют­ся, и между ними вспы­хи­ва­ет пре­крас­ное и чи­стое чув­ство. Лю­бовь при­но­сит не толь­ко ра­дость, влюб­лен­ные пе­ре­жи­ва­ют огром­ные му­че­ния, ко­то­рые тер­за­ют их души. Лю­бов­ная тра­ге­дия глав­ных ге­ро­ев за­клю­ча­ет­ся в том, что они не смог­ли до конца по­нять друг друга и не смог­ли пра­виль­но оце­нить лич­но­сти, ко­то­рые нашли свою по­ло­вин­ку. Бунин своим рас­ска­зом «Чи­стый по­не­дель­ник» утвер­жда­ет мысль о том, что каж­дый че­ло­век — это огром­ней­ший и бо­га­тей­ший мир. Внут­рен­ний мир мо­ло­дой жен­щи­ны богат ду­хов­но, но раз­ду­мья ее и раз­мыш­ле­ния не на­хо­дят опоры в этом мире. Лю­бовь к глав­но­му герою для нее уже не спа­се­ние, а де­вуш­ка видит в этом про­бле­му. Силь­ная воля ге­ро­и­ни по­мо­га­ет уйти от любви, бро­сить ее, от­ка­зать­ся от нее на­все­гда. В мо­на­сты­ре ее ду­хов­ный поиск пре­кра­ща­ет­ся, у мо­ло­дой жен­щи­ны по­яв­ля­ет­ся новая при­вя­зан­ность и лю­бовь. Ге­ро­и­ня на­хо­дит смысл жизни в любви к Богу. Все мел­кое и пош­лое те­перь ее не ка­са­ет­ся, ее оди­но­че­ства и покоя те­перь никто не на­ру­ша­ет.

Лю­бовь Маши Ми­ро­но­вой к Петру Гринёву (по­весть А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка») по­беж­да­ет время и об­сто­я­тель­ства, дает силы и спа­са­ет жизнь. Ради лю­би­мой Гринёв не бо­ит­ся к идти к «раз­бой­ни­ку» Пугачёву, по­то­му что, ли­шив­шись Маши, он бы ли­шил­ся смыс­ла жизни, по­те­рял бы ча­сти­цу себя. Маша от­прав­ля­ет­ся к ца­ри­це про­сить за Петра — лю­бовь дает ей силы и ре­ши­мость.

На­сто­я­щая лю­бовь не знает гра­ниц и пре­град, она спо­соб­на тво­рить чу­де­са, и даже если лю­бовь тра­гич­на, то ве­ли­кое по­тря­се­ние, ко­то­рое ис­пы­ты­ва­ет лю­бя­щий че­ло­век, ста­но­вит­ся новым по­во­ро­том в судь­бе и новым вит­ком жизни.