Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ОГЭ — литература
Задания
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.1.3.

 

Ере­ме­ев­на. Да по­учись хоть не­мно­жеч­ко.

Мит­ро­фан. Ну, еще слово молви, стара хры­чов­ка! уж я те от­де­лаю! Я опять на­жа­лу­юсь ма­туш­ке, так она тебе из­во­лит дать таску по-вче­раш­не­му.

Ско­ти­нин. По­дой­ди сюда, дру­жо­чек.

Ере­ме­ев­на. Из­воль по­дой­ти к дя­дюш­ке.

Мит­ро­фан. Здо­ро­во, дя­дюш­ка! Что ты так още­ти­нить­ся из­во­лил?

Ско­ти­нин. Мит­ро­фан! Гляди на меня пря­мее.

Ере­ме­ев­на. По­гля­ди, ба­тюш­ка.

Мит­ро­фан (Ере­ме­ев­не). Да дя­дюш­ка что за не­ви­даль­щи­на? Что ты на нем уви­дишь?

Ско­ти­нин. Еще раз: гляди на меня пря­мее.

Ере­ме­ев­на. Да не гневи дя­дюш­ку. Вон, из­воль по­смот­реть, ба­тюш­ка, как он глаз­ки-то вы­та­ра­щил, и ты свои из­воль так же вы­та­ра­щить.

Ско­ти­нин и Мит­ро­фан, вы­пу­ча глаза, друг на друга смот­рят.

Милон. Вот из­ряд­ное объ­яс­не­ние!

Прав­дин. Чем-то оно кон­чит­ся?

Ско­ти­нин. Мит­ро­фан! Ты те­перь от смер­ти на во­лос­ку. Скажи всю прав­ду; если б я греха не по­бо­ял­ся, я бы те, не го­во­ря еще ни слова, за ноги, да об угол. Да не хочу гу­бить души, не найдя ви­но­ва­то­го.

Ере­ме­ев­на (за­дро­жа­ла). Ах, ухо­дит он его! Куда моей го­ло­ве де­вать­ся?

Мит­ро­фан. Что ты, дя­дюш­ка? бе­ле­ны объ­ел­ся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вски­нуть­ся из­во­лил.

Ско­ти­нин. Смот­ри ж, не от­пи­рай­ся, чтоб я в серд­цах с од­но­го разу не вышиб из тебя духу. Тут уж руки не под­ста­вишь. Мой грех. Ви­но­ват Богу и го­су­да­рю. Смот­ри, не клеп­ли же и на себя, чтоб на­прас­ных побой не при­нять.

Ере­ме­ев­на. Из­ба­ви бог на­прас­ли­ны!

Ско­ти­нин. Хо­чешь ли ты же­нить­ся?

Мит­ро­фан (раз­не­жась). Уж давно, дя­дюш­ка, берет охота...

Ско­ти­нин (бро­са­ясь на Мит­ро­фа­на). Ах ты чушка про­кля­тая!..

Прав­дин (не до­пус­кая Ско­ти­ни­на). Гос­по­дин Ско­ти­нин! Рукам воли не давай.

Мит­ро­фан. Ма­муш­ка! за­сло­ни меня.

Ере­ме­ев­на (за­сло­няя Мит­ро­фа­на, остер­ве­нясь и под­няв ку­ла­ки). Из­дох­ну на месте, а дитя не выдам. Сунь­ся, су­дарь, толь­ко из­воль су­нуть­ся. Я те бель­мы­то вы­ца­ра­паю.

Ско­ти­нин (за­дро­жав и грозя, от­хо­дит). Я вас доеду.

Ере­ме­ев­на (за­дро­жав, вслед). У меня и свои за­це­пы вост­ры!

Мит­ро­фан (вслед Ско­ти­ни­ну). Уби­рай­ся, дя­дюш­ка; про­ва­ли­вай.

(Д. И. Фон­ви­зин. «Не­до­росль»)

 

 

****

 

В это время маль­чик вошел и подал мне за­пис­ку от И. И. Зу­ри­на. Я раз­вер­нул ее и про­чел сле­ду­ю­щие стро­ки:

«Лю­без­ный Петр Ан­дре­евич, по­жа­луй­ста при­шли мне с моим маль­чи­ком сто руб­лей, ко­то­рые ты мне вчера про­иг­рал. Мне край­няя

нужда в день­гах.

Го­то­вый ко услу­гам

Иван Зурин».

Де­лать было не­че­го. Я взял на себя вид рав­но­душ­ный и, об­ра­тясь к Са­ве­льи­чу, ко­то­рый был и денег, белья, и дел моих ра­чи­тель, при­ка­зал от­дать маль­чи­ку сто руб­лей. «Как! зачем?» – спро­сил изум­лен­ный Са­ве­льич. «Я их ему дол­жен», – от­ве­чал я со все­воз­мож­ной хо­лод­но­стию. «Дол­жен! – воз­ра­зил Са­ве­льич, час от часу при­ве­ден­ный в боль­шее изум­ле­ние, – да когда же, су­дарь, успел ты ему за­дол­жать? Дело что-то не ладно. Воля твоя, су­дарь, а денег я не выдам».

Я по­ду­мал, что если в сию ре­ши­тель­ную ми­ну­ту не пе­ре­спо­рю упря­мо­го ста­ри­ка, то уж в по­след­ствии вре­ме­ни труд­но мне будет

осво­бо­дить­ся от его опеки, и, взгля­нув на него гордо, ска­зал: «Я твой гос­по­дин, а ты мой слуга. День­ги мои. Я их про­иг­рал, по­то­му что так мне взду­ма­лось. А тебе со­ве­тую не ум­ни­чать и де­лать то, что тебе при­ка­зы­ва­ют».

Са­ве­льич так был по­ра­жен моими сло­ва­ми, что сплес­нул ру­ка­ми и остол­бе­нел. «Что же ты сто­ишь!» – за­кри­чал я сер­ди­то. Са­ве­льич за­пла­кал. «Ба­тюш­ка Петр Ан­дре­ич, – про­из­нес он дро­жа­щим го­ло­сом, – не умори меня с пе­ча­ли. Свет ты мой! по­слу­шай меня, ста­ри­ка: на­пи­ши этому раз­бой­ни­ку, что ты по­шу­тил, что у нас и денег-то таких не во­дит­ся. Сто руб­лей! Боже ты ми­ло­сти­вый! Скажи, что тебе ро­ди­те­ли креп­ко-на­креп­ко за­ка­за­ли не иг­рать, окро­ме как в орехи...» – «Полно врать, – пре­рвал я стро­го, – по­да­вай сюда день­ги или я тебя вза­шей про­го­ню».

Са­ве­льич по­гля­дел на меня с глу­бо­кой го­ре­стью и пошел за моим дол­гом. Мне было жаль бед­но­го ста­ри­ка; но я хотел вы­рвать­ся на волю и до­ка­зать, что уж я не ре­бе­нок. День­ги были до­став­ле­ны Зу­ри­ну. Са­ве­льич по­спе­шил вы­вез­ти меня из про­кля­то­го трак­ти­ра. Он явил­ся с из­ве­сти­ем, что ло­ша­ди го­то­вы. С не­спо­кой­ной со­ве­стию и с без­молв­ным рас­ка­я­ни­ем вы­ехал я из Сим­бир­ска, не про­стясь с моим учи­те­лем и не думая с ним уже когда-ни­будь уви­деть­ся.

(А. С. Пуш­кин. «Ка­пи­тан­ская дочка»)

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.3.

 

МНЕ ЗВЕЗ­ДА УПАЛА НА ЛА­ДО­ШКУ

 

Мне звез­да упала на ла­до­шку,

Я ее спро­сил: – От­ку­да ты?

– Дайте мне пе­ре­дох­нуть не­множ­ко,

Я с такой ле­те­ла вы­со­ты.

А потом до­ба­ви­ла, свер­кая,

Слов­но ко­ло­коль­чик про­зве­нел:

– Не смот­ри­те, что не­ве­ли­ка я,

Я умею де­лать много дел.

Вам не­об­хо­ди­мо толь­ко вспом­нить,

Что для вас важ­ней всего на свете.

Я могу же­ла­ние ис­пол­нить,

Я все время за­ни­ма­юсь этим.

Знаю я, что мне не­об­хо­ди­мо,

Мне не нужно долго вспо­ми­нать.

Я хочу лю­бить и быть лю­би­мым,

Я хочу, чтоб не бо­ле­ла мать.

Чтоб на нашей го­рест­ной пла­не­те

Толь­ко звез­ды па­да­ли с небес.

Были б все до­вер­чи­вы, как дети,

И лю­би­ли дождь, цветы и лес.

Чтоб траву, как встарь, косой ко­си­ли,

Каж­дый день ле­та­ли до Луны.

Чтобы жен­щин на руках но­си­ли,

Не было бо­лез­ней и войны.

Чтобы друж­ба не была обу­зой,

Чтобы вер­ность в тя­гость не была.

Чтобы ста­рость не тя­же­лым гру­зом –

Муд­ро­стью бы на серд­це легла.

Чтобы у ко­ст­ра, про­пах­нув дымом,

Эту песню тихо на­пе­вать.

А еще хочу я быть лю­би­мым

И хочу, чтоб не бо­ле­ла мать.

Го­во­рил я долго, но на­прас­но,

Долго, слиш­ком долго го­во­рил.

Не от­ве­тив мне, звез­да по­гас­ла,

Было у нее не­мно­го сил...

(А. А. Доль­ский, 1962)

 

****

 

НЕ­ОБЫ­ЧАЙ­НОЕ ПРИ­КЛЮ­ЧЕ­НИЕ, БЫВ­ШЕЕ С ВЛА­ДИ­МИ­РОМ МА­Я­КОВ­СКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ

 

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль ка­ти­лось лето,

была жара,

жара плыла –

на даче было это.

При­го­рок Пуш­ки­но гор­бил

Аку­ло­вой горою,

а низ горы –

де­рев­ней был,

кри­вил­ся крыш корою.

А за де­рев­нею –

Дыра,

и в ту дыру, на­вер­но,

спус­ка­лось солн­це каж­дый раз,

мед­лен­но и верно.

А зав­тра

снова

мир за­лить

вста­ва­ло солн­це ало.

И день за днем

ужас­но злить

меня

вот это

стало.

И так од­на­ж­ды разо­злясь,

что в стра­хе все по­блек­ло,

в упор я крик­нул солн­цу:

«Слазь!

до­воль­но шлять­ся в пекло!»

Я крик­нул солн­цу:

«Дар­мо­ед!

за­не­жен в об­ла­ка ты,

а тут – не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй пла­ка­ты!»

Я крик­нул солн­цу:

«По­го­ди!

по­слу­шай, зла­то­ло­бо,

чем так,

без дела за­хо­дить,

ко мне

на чай зашло бы!»

Что я на­де­лал!

Я погиб! Ко мне, по доб­рой воле,

само,

рас­ки­нув луч-шаги,

ша­га­ет солн­це в поле.

Хочу испуг не по­ка­зать –

и ре­ти­ру­юсь задом.

Уже в саду его глаза.

Уже про­хо­дит садом.

В окош­ки,

в двери,

в щель войдя,

ва­ли­лась солн­ца масса,

вва­ли­лось;

дух пе­ре­ве­дя,

за­го­во­ри­ло басом:

«Гоню об­рат­но я огни

впер­вые с со­тво­ре­нья.

Ты звал меня?

Чаи гони,

гони, поэт, ва­ре­нье!»

Слеза из глаз у са­мо­го –

жара с ума сво­ди­ла,

но я ему –

на са­мо­вар:

«Ну что ж,

са­дись, све­ти­ло!»

Черт дер­нул дер­зо­сти мои

орать ему, –

скон­фу­жен,

я сел на уго­лок ска­мьи,

боюсь – не вышло б хуже!

Но стран­ная из солн­ца ясь

стру­и­лась, –

и сте­пен­ность

забыв,

сижу, раз­го­во­рясь

с све­ти­лом по­сте­пен­но.

Про то,

про это го­во­рю,

что-де заела Роста,

а солн­це:

«Ладно,

не горюй,

смот­ри на вещи про­сто!

А мне, ты ду­ма­ешь,

све­тить

легко?

– Поди, по­про­буй!–

А вот идешь –

взя­лось идти,

идешь – и све­тишь в оба!»

Бол­та­ли так до тем­но­ты –

до быв­шей ночи то есть.

Какая тьма уж тут?

На «ты»

мы с ним, со­всем осво­ясь.

И скоро,

друж­бы не тая,

бью по плечу его я.

А солн­це тоже:

«Ты да я,

нас, то­ва­рищ, двое!

Пой­дем, поэт,

взо­рим,

вспо­ем

у мира в сером хламе.

Я буду солн­це лить свое,

а ты – свое,

сти­ха­ми».

Стена теней,

ночей тюрь­ма

под солнц дву­ствол­кой пала.

Сти­хов и света ку­терь­ма –

сияй во что по­па­ло!

Уста­нет то,

и хочет ночь

при­лечь,

тупая сон­ни­ца.

Вдруг – я

во всю све­таю мочь –

и снова день тре­зво­нит­ся.

Све­тить все­гда,

све­тить везде,

до дней по­след­них донца,

све­тить –

и ни­ка­ких гвоз­дей!

Вот ло­зунг мой –

и солн­ца!

(В. В. Ма­я­ков­ский, 1920)

1.1.3. Со­по­ставь­те рас­смат­ри­ва­е­мый фраг­мент ро­ма­на А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка» с фраг­мен­том пьесы Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль». Чем от­ли­ча­ют­ся от­но­ше­ния Гри­не­ва и Са­ве­льи­ча от от­но­ше­ний Мит­ро­фа­на и Ере­ме­ев­ны?

 

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние В. В. Ма­я­ков­ско­го «Не­обы­чай­ное при­клю­че­ние, быв­шее с Вла­ди­ми­ром Ма­я­ков­ским летом на даче» с при­ве­ден­ным ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Доль­ско­го «Мне звез­да упала на ла­до­шку». Оба про­из­ве­де­ния по­стро­е­ны как диа­лог ли­ри­че­ско­го героя с не­бес­ным све­ти­лом. Чем раз­ли­ча­ют­ся эти диа­ло­ги?