Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 C1 № 264
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ния 1.1.1.—1.1.2.

 

Вот, од­на­ко же, смот­рю, он <Пе­чо­рин> стал снова за­ду­мы­вать­ся, ходит по ком­на­те, за­гнув руки назад; потом раз, не ска­зав ни­ко­му, от­пра­вил­ся стре­лять,  — целое утро про­па­дал; раз и дру­гой, все чаще и чаще... «Не­хо­ро­шо,  — по­ду­мал я, верно между ними чер­ная кошка про­ско­чи­ла!»

Одно утро за­хо­жу к ним  — как те­перь перед гла­за­ми: Бэла си­де­ла на кро­ва­ти в чер­ном шел­ко­вом беш­ме­те, блед­нень­кая, такая пе­чаль­ная, что я ис­пу­гал­ся.

— А где Пе­чо­рин?  — спро­сил я.

— На охоте.

— Се­год­ня ушел?  — Она мол­ча­ла, как будто ей труд­но было вы­го­во­рить.

— Нет, еще вчера,  — на­ко­нец ска­за­ла она, тя­же­ло вздох­нув.

— Уж не слу­чи­лось ли с ним чего?

— Я вчера целый день ду­ма­ла,  — от­ве­ча­ла она сквозь слезы,  — при­ду­мы­ва­ла раз­ные не­сча­стья <…> А нынче мне уж ка­жет­ся, что он меня не любит.

— Право, милая, ты хуже ни­че­го не могла при­ду­мать!  — Она за­пла­ка­ла, потом с гор­до­стью под­ня­ла го­ло­ву, отер­ла слезы и про­дол­жа­ла:

— Если он меня не любит, то кто ему ме­ша­ет ото­слать меня домой? Я его не при­нуж­даю. А если это так будет про­дол­жать­ся, то я сама уйду: я не раба его  — я кня­же­ская дочь!..

Я стал ее уго­ва­ри­вать.

— По­слу­шай, Бэла, ведь нель­зя же ему век си­деть здесь, как при­ши­то­му к твоей юбке: он че­ло­век мо­ло­дой, любит по­го­нять­ся за дичью,  — по­хо­дит, да и при­дет; а если ты бу­дешь гру­стить, то ско­рей ему на­ску­чишь.

— Прав­да, прав­да!  — от­ве­ча­ла она,  — я буду ве­се­ла.  — И с хо­хо­том схва­ти­ла свой бубен, на­ча­ла петь, пля­сать и пры­гать около меня; толь­ко и это не было про­дол­жи­тель­но; она опять упала на по­стель и за­кры­ла лицо ру­ка­ми.

Что было с нею мне де­лать? Я, зна­е­те, ни­ко­гда с жен­щи­на­ми не об­ра­щал­ся: думал, думал, чем ее уте­шить, и ни­че­го не при­ду­мал; не­сколь­ко вре­ме­ни мы оба мол­ча­ли... Пре­не­при­ят­ное по­ло­же­ние-с!

На­ко­нец я ей ска­зал: «Хо­чешь, пой­дем про­гу­лять­ся на вал? По­го­да слав­ная!» Это было в сен­тяб­ре; и точно, день был чу­дес­ный, свет­лый и не жар­кий; все горы видны были как на блю­деч­ке. Мы пошли, по­хо­ди­ли по кре­пост­но­му валу взад и впе­ред, молча; на­ко­нец она села на дерн, и я сел возле нее. Ну, право, вспом­нить смеш­но: я бегал за нею, точно какая-ни­будь нянь­ка.

 

М. Ю. Лер­мон­тов «Герой на­ше­го вре­ме­ни»

 

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ное ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.1.−1.2.2.

Гимн морю и горам

За­ка­за­на по­го­да нам Уда­чею самой,

До­воль­но футов нам под киль обе­ща­но,

И небо по­де­ли­лось с оке­а­ном си­не­вой —

Две си­не­вы у го­ри­зон­та скре­ще­ны.

 

Не прав­да ли, мор­ской хмель­ной не­ви­дан­ный про­стор

Срод­ни горам в безумье, буй­стве, кро­то­сти:

Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор,

И впа­ди­ны меж ними — слов­но про­па­сти!

 

Слу­же­ние сти­хи­ям не тер­пит суеты.

К двум по­лю­сам ведет ме­ри­ди­ан.

Бла­го­сло­вен­ны веч­ные хреб­ты!

Бла­го­сло­вен Ве­ли­кий океан!

 

Нам сам Ве­ли­кий Слу­чай — брат, Ве­зе­ние — сест­ра,

Хотя — на вся­кий слу­чай — мы встре­во­же­ны.

На суше по­же­ла­ли нам ни пуха ни пера,

Со­звез­дья к нам пре­крас­но рас­по­ло­же­ны.

 

Мы все впе­ред­смот­ря­щие, все на­ча­ли с азов,

И если у кого-то не­ве­зе­ние —

Ме­ня­ем курс, идем на SOS, как там, в горах, на зов,

На по­мощь, пре­ры­вая вос­хож­де­ние.

 

Слу­же­ние сти­хи­ям не тер­пит суеты.

К двум по­лю­сам ведет ме­ри­ди­ан.

Бла­го­сло­вен­ны веч­ные хреб­ты!

Бла­го­сло­вен Ве­ли­кий океан!

 

По­те­ри по­счи­та­ем мы, когда прой­дет гроза,

Не се­ди­ной, а солью убе­лен­ные,

Ску­пая оке­ан­ская огром­ная слеза

Умоет наши лица про­свет­лен­ные...

 

Взята вер­ши­на — кло­ти­ки вон­зи­лись в не­бе­са!

С небес на землю — толь­ко на мгно­ве­ние:

Едва за­кон­чив рейс, мы под­ни­ма­ем па­ру­са —

И снова на­чи­на­ем вос­хож­де­ние.

 

Слу­же­ние сти­хи­ям не тер­пит суеты.

К двум по­лю­сам ведет ме­ри­ди­ан.

Бла­го­сло­вен­ны веч­ные хреб­ты!

Бла­го­сло­вен Ве­ли­кий океан!

В. С. Вы­соц­кий, 1976

1.1.1. Какой пред­ста­ет Бэла в при­ве­ден­ном фраг­мен­те?

1.2.1. В чем поэт видит сход­ство двух «сти­хий»: гор и моря?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.1.1. Чер­ке­шен­ка Бэла  — на­ту­ра гор­дая, не­за­ви­си­мая, не­ор­ди­нар­ная. Имен­но по­это­му она, соб­ствен­но, и при­влек­ла вни­ма­ние Пе­чо­ри­на. Имен­но такой мы видим ее и в при­ве­ден­ном от­рыв­ке. Она ис­крен­не любит Гри­го­рия Алек­сан­дро­ви­ча, по­то­му ис­крен­не пе­ре­жи­ва­ет его хо­лод­ность, хотя ста­ра­ет­ся не по­да­вать виду. Она по­ни­ма­ет, что Пе­чо­рин раз­лю­бил ее, по­это­му го­то­ва на от­ча­ян­ный по­сту­пок, гор­дость не поз­во­ля­ет ей уни­жать­ся. Живя одной лю­бо­вью, Бэла вы­гля­дит перед лицом смер­ти гор­дой жен­щи­ной, пол­ной че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства.

 

1.2.1. Горы и море  — две сти­хии, слу­же­ние ко­то­рым «не тер­пит суеты». Влюб­лен­ные в горы не могут без них, как не могут без моря его по­чи­та­те­ли: взя­тие вер­ши­ны срод­ни по­ко­ре­нию оке­а­на. И горы, и море могут быть оди­на­ко­во не­пред­ска­зу­е­мы и опас­ны. И оста­ет­ся на­де­ять­ся, что будет по­кро­ви­тель­ство­вать «Нам сам Ве­ли­кий Слу­чай  — брат, Ве­зе­ние  — сест­ра». Ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния  — ро­ман­тик, вот по­че­му он в опас­но­сти видит свою судь­бу, ис­пы­тать ко­то­рую можно и на море, и в горах:

Не прав­да ли, мор­ской хмель­ной не­ви­дан­ный про­стор

Срод­ни горам в безумье, буй­стве, кро­то­сти:

Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор,

И впа­ди­ны меж ними  — слов­но про­па­сти!

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие от­ве­та за­да­нию
Ответ на во­прос дан и сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на2
Ответ со­дер­жа­тель­но со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей, но не поз­во­ля­ет су­дить о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния, и/или ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1
Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п., фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны одна-две фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ

до­пу­ще­но более двух фак­ти­че­ских оши­бок

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая). Сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл6
1
Тип 5 № 267
i

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  В чем за­клю­ча­ет­ся двой­ствен­ность на­ту­ры Пе­чо­ри­на? (По ро­ма­ну М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го вре­ме­ни»).

2.  Как в рус­ской по­э­зии вто­рой по­ло­ви­ны XX века рас­кры­ва­ет­ся тема твор­че­ства? (На при­ме­ре 2–3 сти­хо­тво­ре­ний по Ва­ше­му вы­бо­ру).

3.  Какие нрав­ствен­ные во­про­сы нашли от­ра­же­ние в бас­нях И. А. Кры­ло­ва? (На при­ме­ре 2–3 басен по Ва­ше­му вы­бо­ру).

4.  На какие про­бле­мы от­кли­ка­ет­ся проза А. П. Че­хо­ва? (На при­ме­ре од­но­го из про­из­ве­де­ний по Ва­ше­му вы­бо­ру).

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


2
Тип Д2 C2 № 265
i

1.1.2. Какую роль в дан­ном фраг­мен­те иг­ра­ет пей­заж­ная за­ри­сов­ка («Это было в сен­тяб­ре…»)?

1.2.2. Ка­ко­ва роль эпи­те­тов в при­ве­ден­ном сти­хо­тво­ре­нии?


3
Тип Д3 C3 № 266
i

1.1.3. Со­по­ставь­те фраг­мент из ро­ма­на М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го вре­ме­ни» с при­ве­ден­ным ниже фраг­мен­том из ро­ма­на А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин». В чем от­но­ше­ние няни к Та­тья­не Ла­ри­ной схоже с от­но­ше­ни­ем Мак­си­ма Мак­си­мы­ча к Бэле?

 

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние В. С. Вы­соц­ко­го «Гимн морю и горам» с при­ве­ден­ным ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем «Про­ща­ние с го­ра­ми» того же ав­то­ра. Чем раз­ли­ча­ет­ся вос­при­я­тие гор ли­ри­че­ски­ми ге­ро­я­ми этих про­из­ве­де­ний?