Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1 или 2.
Вот, однако же, смотрю, он <Печорин> стал снова задумываться, ходит по комнате, загнув руки назад; потом раз, не сказав никому, отправился стрелять, — целое утро пропадал; раз и другой, все чаще и чаще... «Нехорошо, — подумал я, верно между ними черная кошка проскочила!»
Одно утро захожу к ним — как теперь перед глазами: Бэла сидела на кровати в черном шелковом бешмете, бледненькая, такая печальная, что я испугался.
— А где Печорин? — спросил я.
— На охоте.
— Сегодня ушел? — Она молчала, как будто ей трудно было выговорить.
— Нет, еще вчера, — наконец сказала она, тяжело вздохнув.
— Уж не случилось ли с ним чего?
— Я вчера целый день думала, — отвечала она сквозь слезы, — придумывала разные несчастья <…> А нынче мне уж кажется, что он меня не любит.
— Право, милая, ты хуже ничего не могла придумать! — Она заплакала, потом с гордостью подняла голову, отерла слезы и продолжала:
— Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!..
Я стал ее уговаривать.
— Послушай, Бэла, ведь нельзя же ему век сидеть здесь, как пришитому к твоей юбке: он человек молодой, любит погоняться за дичью, — походит, да и придет; а если ты будешь грустить, то скорей ему наскучишь.
— Правда, правда! — отвечала она, — я буду весела. — И с хохотом схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать около меня; только и это не было продолжительно; она опять упала на постель и закрыла лицо руками.
Что было с нею мне делать? Я, знаете, никогда с женщинами не обращался: думал, думал, чем ее утешить, и ничего не придумал; несколько времени мы оба молчали... Пренеприятное положение-с!
Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал? Погода славная!» Это было в сентябре; и точно, день был чудесный, светлый и не жаркий; все горы видны были как на блюдечке. Мы пошли, походили по крепостному валу взад и вперед, молча; наконец она села на дерн, и я сел возле нее. Ну, право, вспомнить смешно: я бегал за нею, точно какая-нибудь нянька.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
1. Какой предстает Бэла в приведенном фрагменте?
2. Какую роль в данном фрагменте играет пейзажная зарисовка («Это было в сентябре…»)?
1. Черкешенка Бэла — натура гордая, независимая, неординарная. Именно поэтому она, собственно, и привлекла внимание Печорина. Именно такой мы видим ее и в приведенном отрывке. Она искренне любит Григория Александровича, потому искренне переживает его холодность, хотя старается не подавать виду. Она понимает, что Печорин разлюбил ее, поэтому готова на отчаянный поступок, гордость не позволяет ей унижаться. Живя одной любовью, Бэла выглядит перед лицом смерти гордой женщиной, полной человеческого достоинства.
2. На фоне прекрасного осеннего дня разворачивающаяся личная драма Бэлы выглядит еще более трагичной. Жизнь Бэлы можно сравнить с осенним днем. Погода еще чудесная, день «славный», горы красивы, но все равно это осень, после которой наступит зима, это последние радостные деньки. Так и в жизни Бэлы трагедия приближается, и хотя еще не разразилась драма, но ее предвестники уже рядом, следуют по пятам, и она неизбежна.



