
Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (1−5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объеме не менее 200 слов (если объем сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гриневых. (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
2. Каким предстает лирический герой в поэзии В. В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
3. Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские предисловия?
4. Роль женских образов в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Пояснение. Комментарии к сочинениям
1. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гриневых. (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Что такое семейный уклад? Уклад — это установившийся порядок, сложившееся устройство семейной жизни, по которому судят о своеобразии конкретной семьи.
В повести «Капитанская дочка» перед нами предстают две семьи с их традициями и порядками — семья Мироновых и семья Гриневых.
Обе семьи патриархальны. Отсюда похожий семейный уклад: жены выступают хранительницами семейного очага, мужья служат Отечеству, в обоих семьях принято уважать окружающих, а к детям предъявляются требования. Так, Андрей Петрович Гринев хочет, чтобы сын не повесничал, служа в столице, а вкусил все тяготы армейской жизни, «понюхал пороху», «потянул лямку» и стал настоящим солдатом. Такой подход к воспитанию сына позволяет надеяться, что из Петра вырастет человек чести, в чем мы и убеждаемся позднее.
В духе патриархальности воспитана и Маша. Гринев нашел в дочери капитана Миронова «благоразумную и чувствительную девушку». Она нравится всем, кто ее встречает, потому что она честна, добра, бескорыстна и открыта. Всему этому Маша научилась в своей семье, где было принято любить и уважать друг друга.
Несмотря на различия: разный уровень достатка, количество крепостных, разные судьбы: один дослужился до чина премьер-майора, вышел в отставку и спокойно дожил свой век в деревне, окруженный семьей и внуками. другой погиб, сражаясь против Пугачева, семьи Мироновых и Гриневых являются образцом, достойным подражания.
Пушкину было очень важно показать, что традиции «старинных людей», таких, как Мироновы, Гриневы, живы и в новом поколении.
2. Каким предстает лирический герой в поэзии В. В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
Очень многие стихи Владимира Маяковского славятся удивительной метафоричностью. Именно благодаря этому нехитрому приему автору удалось создавать очень образные произведения, которые можно сравнить с русскими народными сказками. Например, у народного эпоса с произведением Маяковского очень много общего. Главным героем стихотворения «Необычайные приключения» является солнце, которое поэт сделал одушевленным существом. Именно так в сказках и преданиях изображается небесное светило, которое дарит жизнь и тепло обитателям земли. В стихотворении «Необычайные приключения…» лирический герой сравнивает себя с солнцем. Подобно солнцу, поэт призван служить людям, освещать мир, не думая об усталости и собственной выгоде. Неслучайно в стихотворении образ поэтического творчества приобретает метафоричное значение: лить солнце стихами — проливать свет на что-то.
3. Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» иг-рают авторские предисловия?
Отличительную жанровую особенность романа Лермонтова определяют слова из авторского предисловия: «история души человеческой». Они показывают сознательную установку на открытый психологизм произведе-ния. Вот почему «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, хотя психологизм был присущ и другим произведениям, появившимся ранее, как, например, роману «Евгений Онегин». Задача, которую поставил перед собой Лермонтов, состояла не столько в изображении внешней жизни Печорина, его приключений, хотя такой элемент авантюрности здесь тоже присутствует. Но главное — показать внутреннюю жизнь и эволюцию героя, для чего используются самые разнообразные средства, среди которых не только монологи, диалоги, внутренние монологи, психологический портрет и пейзаж, но и сама композиция произведения.
4. Роль женских образов в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
В пьесе «Ревизор» представлены и женские образы. Это жена и дочь го-родничего, типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная смена нарядов, а круг интересов ограничивается чтением бульварных романов и собиранием низкосортных стишков в альбомы.
Анна Андреевна — жена городничего. Перед нами — великовозрастная светская кокетка, главное для которой — положение в обществе. Жена городничего уже мечтает о жизни в Петербурге после того, как Хлестаков делает предложение ее дочери. Марья Антоновна — дочь городничего. Это юная кокетка, очень похожая на мать, не прочь поспорить с маменькой. У Марьи Антоновны есть вкус и нежелание походить на других. Кроме того, эта девушка довольно начитана. Так, в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает, что написал «Юрия Милославского», Марья Антоновна говорит, что это сочинение «господина Загоскина».
Героиня никогда не говорит лишнего, чаще молчит. Ей очень понравился Хлестаков, и она думает, что он тоже обратил на нее внимание.
В «Ревизоре» Гоголь даже через второстепенные женские образы проводит проекции на столичные нравы. Они мало отличаются, потому что схожи своей пустотой, глупостью, безнравственностью и бездуховностью.
5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
— по критерию К1 выставлено 0 баллов;
— в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные)3;
— вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман)4.
Если сумма выставленных баллов по
| Критерии | Баллы |
|---|---|
| К1. Раскрытие темы сочинения | |
| Указания по оцениванию сочинения по критерию К1 1) Недоказанный тезис не засчитывается. 2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция — единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов; — одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла; — двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов. | |
| Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему | 2 |
| Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему | 1 |
| Тема не раскрыта | 0 |
| К2. Привлечение текста произведения | |
| Указание по оцениванию сочинения по критерию К2 Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее двух произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только одного произведения оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов. | |
| Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т. е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т. п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения | 3 |
| Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т. е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение | 2 |
| Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании | 1 |
| Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) | 0 |
| К3. Фактологическая точность сочинения | |
| Указание по оцениванию сочинения по критерию К4 Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов. | |
| Отсутствуют фактические ошибки | 2 |
| Допущена одна ошибка | 1 |
| Допущены две или более ошибки | 0 |
| К4. Опора на теоретико-литературные понятия | |
| Указание по оцениванию сочинения по критерию К4 Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов. | |
| Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
| Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
| Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий | 0 |
| К5. Композиционная цельность и логичность | |
| Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия | 3 |
| Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия | 2 |
| Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями | 1 |
| Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается | 0 |
| К6. Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок | 2 |
| 1 | |
| Допущено пять или более речевых ошибок | 0 |
| К7. Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырех ошибок | 1 |
| Допущено пять или более ошибок | 0 |
| К8. Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырех ошибок | 1 |
| Допущено пять или более ошибок | 0 |
| К9. Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет, или | 1 |
| Допущены три или более ошибки | 0 |
| Максимальный балл за сочинение — 17 | |
__________________________
3Правила подсчёта слов совпадают с правилами, используемыми при проверке работ ЕГЭ по русскому языку, ЕГЭ по литературе: «При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» — одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).
4Если кроме произведений художественной литературы для раскрытия темы привлекается текст со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман) или произведение массовой культуры (тексты репа, песен поп-музыкантов), то по
PDF-версии: