Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 5 № 311
i

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  Общее и раз­лич­ное в се­мей­ных укла­дах Ми­ро­но­вых и Гри­не­вых. (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка»)

2.  Каким пред­ста­ет ли­ри­че­ский герой в по­э­зии В. В. Ма­я­ков­ско­го? (На при­ме­ре не менее двух сти­хо­тво­ре­ний по Ва­ше­му вы­бо­ру.)

3.  Какую роль в ро­ма­не М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го вре­ме­ни» иг­ра­ют ав­тор­ские пре­ди­сло­вия?

4.  Роль жен­ских об­ра­зов в ко­ме­дии Н. В. Го­го­ля «Ре­ви­зор».

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ком­мен­та­рии к со­чи­не­ни­ям

 

1.  Общее и раз­лич­ное в се­мей­ных укла­дах Ми­ро­но­вых и Гри­не­вых. (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка»)

Что такое се­мей­ный уклад? Уклад  — это уста­но­вив­ший­ся по­ря­док, сло­жив­ше­е­ся устрой­ство се­мей­ной жизни, по ко­то­ро­му судят о свое­об­ра­зии кон­крет­ной семьи.

В по­ве­сти «Ка­пи­тан­ская дочка» перед нами пред­ста­ют две семьи с их тра­ди­ци­я­ми и по­ряд­ка­ми  — семья Ми­ро­но­вых и семья Гри­не­вых.

Обе семьи пат­ри­ар­халь­ны. От­сю­да по­хо­жий се­мей­ный уклад: жены вы­сту­па­ют хра­ни­тель­ни­ца­ми се­мей­но­го очага, мужья слу­жат Оте­че­ству, в обоих се­мьях при­ня­то ува­жать окру­жа­ю­щих, а к детям предъ­яв­ля­ют­ся тре­бо­ва­ния. Так, Ан­дрей Пет­ро­вич Гри­нев хочет, чтобы сын не по­вес­ни­чал, служа в сто­ли­це, а вку­сил все тя­го­ты ар­мей­ской жизни, «по­ню­хал по­ро­ху», «по­тя­нул лямку» и стал на­сто­я­щим сол­да­том. Такой под­ход к вос­пи­та­нию сына поз­во­ля­ет на­де­ять­ся, что из Петра вы­рас­тет че­ло­век чести, в чем мы и убеж­да­ем­ся позд­нее.

В духе пат­ри­ар­халь­но­сти вос­пи­та­на и Маша. Гри­нев нашел в до­че­ри ка­пи­та­на Ми­ро­но­ва «бла­го­ра­зум­ную и чув­стви­тель­ную де­вуш­ку». Она нра­вит­ся всем, кто ее встре­ча­ет, по­то­му что она чест­на, добра, бес­ко­рыст­на и от­кры­та. Всему этому Маша на­учи­лась в своей семье, где было при­ня­то лю­бить и ува­жать друг друга.

Не­смот­ря на раз­ли­чия: раз­ный уро­вень до­стат­ка, ко­ли­че­ство кре­пост­ных, раз­ные судь­бы: один до­слу­жил­ся до чина пре­мьер-май­о­ра, вышел в от­став­ку и спо­кой­но дожил свой век в де­рев­не, окру­жен­ный се­мьей и вну­ка­ми. дру­гой погиб, сра­жа­ясь про­тив Пу­га­че­ва, семьи Ми­ро­но­вых и Гри­не­вых яв­ля­ют­ся об­раз­цом, до­стой­ным под­ра­жа­ния.

Пуш­ки­ну было очень важно по­ка­зать, что тра­ди­ции «ста­рин­ных людей», таких, как Ми­ро­но­вы, Гри­не­вы, живы и в новом по­ко­ле­нии.

 

2.  Каким пред­ста­ет ли­ри­че­ский герой в по­э­зии В. В. Ма­я­ков­ско­го? (На при­ме­ре не менее двух сти­хо­тво­ре­ний по Ва­ше­му вы­бо­ру.)

Очень мно­гие стихи Вла­ди­ми­ра Ма­я­ков­ско­го сла­вят­ся уди­ви­тель­ной ме­та­фо­рич­но­стью. Имен­но бла­го­да­ря этому не­хит­ро­му при­е­му ав­то­ру уда­лось со­зда­вать очень об­раз­ные про­из­ве­де­ния, ко­то­рые можно срав­нить с рус­ски­ми на­род­ны­ми сказ­ка­ми. На­при­мер, у на­род­но­го эпоса с про­из­ве­де­ни­ем Ма­я­ков­ско­го очень много об­ще­го. Глав­ным ге­ро­ем сти­хо­тво­ре­ния «Не­обы­чай­ные при­клю­че­ния» яв­ля­ет­ся солн­це, ко­то­рое поэт сде­лал оду­шев­лен­ным су­ще­ством. Имен­но так в сказ­ках и пре­да­ни­ях изоб­ра­жа­ет­ся не­бес­ное све­ти­ло, ко­то­рое дарит жизнь и тепло оби­та­те­лям земли. В сти­хо­тво­ре­нии «Не­обы­чай­ные при­клю­че­ния…» ли­ри­че­ский герой срав­ни­ва­ет себя с солн­цем. По­доб­но солн­цу, поэт при­зван слу­жить людям, осве­щать мир, не думая об уста­ло­сти и соб­ствен­ной вы­го­де. Не­слу­чай­но в сти­хо­тво­ре­нии образ по­э­ти­че­ско­го твор­че­ства при­об­ре­та­ет ме­та­фо­рич­ное зна­че­ние: лить солн­це сти­ха­ми  — про­ли­вать свет на что-то.

 

3.  Какую роль в ро­ма­не М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го вре­ме­ни» иг-рают ав­тор­ские пре­ди­сло­вия?

От­ли­чи­тель­ную жан­ро­вую осо­бен­ность ро­ма­на Лер­мон­то­ва опре­де­ля­ют слова из ав­тор­ско­го пре­ди­сло­вия: «ис­то­рия души че­ло­ве­че­ской». Они по­ка­зы­ва­ют со­зна­тель­ную уста­нов­ку на от­кры­тый пси­хо­ло­гизм про­из­ве­де-ния. Вот по­че­му «Герой на­ше­го вре­ме­ни»  — пер­вый пси­хо­ло­ги­че­ский роман в рус­ской ли­те­ра­ту­ре, хотя пси­хо­ло­гизм был при­сущ и дру­гим про­из­ве­де­ни­ям, по­явив­шим­ся ранее, как, на­при­мер, ро­ма­ну «Ев­ге­ний Оне­гин». За­да­ча, ко­то­рую по­ста­вил перед собой Лер­мон­тов, со­сто­я­ла не столь­ко в изоб­ра­же­нии внеш­ней жизни Пе­чо­ри­на, его при­клю­че­ний, хотя такой эле­мент аван­тюр­но­сти здесь тоже при­сут­ству­ет. Но глав­ное  — по­ка­зать внут­рен­нюю жизнь и эво­лю­цию героя, для чего ис­поль­зу­ют­ся самые раз­но­об­раз­ные сред­ства, среди ко­то­рых не толь­ко мо­но­ло­ги, диа­ло­ги, внут­рен­ние мо­но­ло­ги, пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет и пей­заж, но и сама ком­по­зи­ция про­из­ве­де­ния.

 

4.  Роль жен­ских об­ра­зов в ко­ме­дии Н. В. Го­го­ля «Ре­ви­зор».

В пьесе «Ре­ви­зор» пред­став­ле­ны и жен­ские об­ра­зы. Это жена и дочь го-род­ни­че­го, ти­пич­ные про­вин­ци­аль­ные ко­кет­ки. Смысл их жизни со­став­ля­ет бес­ко­неч­ная смена на­ря­дов, а круг ин­те­ре­сов огра­ни­чи­ва­ет­ся чте­ни­ем буль­вар­ных ро­ма­нов и со­би­ра­ни­ем низ­ко­сорт­ных стиш­ков в аль­бо­мы.

Анна Ан­дре­ев­на  — жена го­род­ни­че­го. Перед нами  — ве­ли­ко­воз­раст­ная свет­ская ко­кет­ка, глав­ное для ко­то­рой  — по­ло­же­ние в об­ще­стве. Жена го­род­ни­че­го уже меч­та­ет о жизни в Пе­тер­бур­ге после того, как Хле­ста­ков де­ла­ет пред­ло­же­ние ее до­че­ри. Марья Ан­то­нов­на  — дочь го­род­ни­че­го. Это юная ко­кет­ка, очень по­хо­жая на мать, не прочь по­спо­рить с ма­мень­кой. У Марьи Ан­то­нов­ны есть вкус и не­же­ла­ние по­хо­дить на дру­гих. Кроме того, эта де­вуш­ка до­воль­но на­чи­та­на. Так, в раз­го­во­ре с Хле­ста­ко­вым, когда он упо­ми­на­ет, что на­пи­сал «Юрия Ми­ло­слав­ско­го», Марья Ан­то­нов­на го­во­рит, что это со­чи­не­ние «гос­по­ди­на За­гос­ки­на».

Ге­ро­и­ня ни­ко­гда не го­во­рит лиш­не­го, чаще мол­чит. Ей очень по­нра­вил­ся Хле­ста­ков, и она ду­ма­ет, что он тоже об­ра­тил на нее вни­ма­ние.

В «Ре­ви­зо­ре» Го­голь даже через вто­ро­сте­пен­ные жен­ские об­ра­зы про­во­дит про­ек­ции на сто­лич­ные нравы. Они мало от­ли­ча­ют­ся, по­то­му что схожи своей пу­сто­той, глу­по­стью, без­нрав­ствен­но­стью и без­ду­хов­но­стью.

 

5.  О со­чи­не­ни­ях на сво­бод­ную тему можно по­смот­реть на от­дель­ной стра­ни­це: пе­рей­ти.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За­да­ние счи­та­ет­ся не­вы­пол­нен­ным и со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по всем кри­те­ри­ям 0 бал­лов, если:

—  по кри­те­рию К1 вы­став­ле­но 0 бал­лов;

—  в со­чи­не­нии менее 150 слов (в подсчёт слов вклю­ча­ют­ся все слова, в том числе слу­жеб­ные)3;

—  вме­сто про­из­ве­де­ний ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры при­вле­ка­ют­ся тек­сты рэпа, песен поп-му­зы­кан­тов или тек­сты со спор­ной при­над­леж­но­стью к ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре (ко­микс, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман)4.

Если сумма вы­став­лен­ных бал­лов по кри­те­ри­ям К1–К6 со­став­ля­ет 5 или менее бал­лов, то по кри­те­ри­ям К7–К9 со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

 

Кри­те­рииБаллы
К1.  Рас­кры­тие темы со­чи­не­ния
Ука­за­ния по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К1

1)  Не­до­ка­зан­ный тезис не за­счи­ты­ва­ет­ся.

2)  По кри­те­рию К1 учи­ты­ва­ет­ся кор­рект­ность от­ра­же­ния ав­тор­ской по­зи­ции. Если ис­ка­же­на ав­тор­ская по­зи­ция

—  един­ствен­но­го при­влечённого про­из­ве­де­ния, то по кри­те­рию К1 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов;

—  од­но­го из не­сколь­ких при­влечённых про­из­ве­де­ний, то оцен­ка по кри­те­рию К1 не может быть выше 1 балла;

—  двух или более при­влечённых про­из­ве­де­ний, то по кри­те­рию К1 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов.

Сфор­му­ли­ро­ва­ны два до­ка­зан­ных те­зи­са, рас­кры­ва­ю­щих тему2
Сфор­му­ли­ро­ван один до­ка­зан­ный тезис, рас­кры­ва­ю­щий тему1
Тема не рас­кры­та0
К2.  При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К2

Если в фор­му­ли­ров­ке темы со­чи­не­ния есть ука­за­ние рас­крыть её на при­ме­ре не менее двух про­из­ве­де­ний (сти­хо­тво­ре­ний, ли­ри­че­ских поэм), то при при­вле­че­нии в со­чи­не­нии толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния оцен­ка по кри­те­рию К2 не может быть выше 2 бал­лов.

Текст не­од­но­крат­но при­влечён для рас­кры­тия темы на уров­не ана­ли­за, т. е. при­ве­де­ны кон­крет­ные при­ме­ры из тек­ста (фраг­мен­ты, об­ра­зы, мик­ро­те­мы, де­та­ли и т. п.) и по­яс­не­но, как эти при­ме­ры под­креп­ля­ют сфор­му­ли­ро­ван­ные утвер­жде­ния3
Текст од­но­крат­но при­влечён для рас­кры­тия темы на уров­не ана­ли­за, т. е. при­ведён кон­крет­ный при­мер из тек­ста и по­яс­не­но, как этот при­мер под­креп­ля­ет сфор­му­ли­ро­ван­ное утвер­жде­ние2
Текст при­влечён для рас­кры­тия темы толь­ко на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии1
Суж­де­ния не под­креп­ле­ны тек­стом про­из­ве­де­ния(-⁠ий)0
К3.  Фак­то­ло­ги­че­ская точ­ность со­чи­не­ния
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К4

Со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по кри­те­рию К3, если по кри­те­рию К2 вы­став­ле­но не менее двух бал­лов.

От­сут­ству­ют фак­ти­че­ские ошиб­ки2
До­пу­ще­на одна ошиб­ка1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки0
К4.  Опора на тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К4

Со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по кри­те­рию К4, если по кри­те­рию К2 вы­став­ле­но не менее двух бал­лов.

Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние и одно из них ис­поль­зо­ва­но для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-⁠ий) в целях рас­кры­тия темы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют2
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, но не ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-⁠ий),

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна ошиб­ка в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

1
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия не вклю­че­ны в со­чи­не­ние,

ИЛИ до­пу­ще­ны две или более ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

0
К5.  Ком­по­зи­ци­он­ная цель­ность и ло­гич­ность
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­суж­де­ния; от­сут­ству­ют не­обос­но­ван­ные по­вто­ры, ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия3
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­суж­де­ния,

НО внут­ри смыс­ло­вых ча­стей есть на­ру­ше­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти и/или ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия

2
Общая ло­ги­ка рас­суж­де­ния на­прав­ле­на на рас­кры­тие темы,

НО на­ру­ше­на ло­ги­че­ская связь между смыс­ло­вы­ми ча­стя­ми

1
Не­обос­но­ван­ные по­вто­ры, ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия су­ще­ствен­но за­труд­ня­ют по­ни­ма­ние смыс­ла со­чи­не­ния, мысль в со­чи­не­нии по­вто­ря­ет­ся и не раз­ви­ва­ет­ся0
К6.  Со­блю­де­ние ре­че­вых норм
Ре­че­вых оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более двух ре­че­вых оши­бок2
До­пу­ще­ны три–че­ты­ре ре­че­вые ошиб­ки1
До­пу­ще­но пять или более ре­че­вых оши­бок0
К7.  Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм
Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более че­ты­рех оши­бок1
До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К8.  Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм
Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более че­ты­рех оши­бок1
До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К9. Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм
Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна–две ошиб­ки1
До­пу­ще­ны три или более ошиб­ки0
Мак­си­маль­ный балл за со­чи­не­ние  — 17

 

__________________________

3Пра­ви­ла подсчёта слов сов­па­да­ют с пра­ви­ла­ми, ис­поль­зу­е­мы­ми при про­вер­ке работ ЕГЭ по рус­ско­му языку, ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре: «При подсчёте слов учи­ты­ва­ют­ся как са­мо­сто­я­тель­ные, так и слу­жеб­ные части речи. Под­счи­ты­ва­ет­ся любая по­сле­до­ва­тель­ность слов, на­пи­сан­ных без про­бе­ла (на­при­мер, «всё-таки»  — одно слово, «всё же»  — два слова). Ини­ци­а­лы с фа­ми­ли­ей счи­та­ют­ся одним сло­вом (на­при­мер, «М. Ю. Лер­мон­тов»  — одно слово). Любые дру­гие сим­во­лы, в част­но­сти цифры, при подсчёте не учи­ты­ва­ют­ся (на­при­мер, «5 лет»  — одно слово, «пять лет»  — два слова).

4Если кроме про­из­ве­де­ний ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры для рас­кры­тия темы при­вле­ка­ет­ся текст со спор­ной при­над­леж­но­стью к ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре (ко­микс, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман) или про­из­ве­де­ние мас­со­вой куль­ту­ры (тек­сты репа, песен поп-му­зы­кан­тов), то по кри­те­ри­ям К1–К3 об­ра­ще­ние к та­ко­му тек­сту не за­счи­ты­ва­ет­ся, по кри­те­ри­ям К5–К9 оце­ни­ва­ет­ся вся ра­бо­та.

Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.):
1
Тип Д1 C1 № 308
i

1.1.1. Какие черты ха­рак­те­ра Гри­не­ва про­яви­лись в при­ве­ден­ной сцене?

1.2.1. В чем ока­зы­ва­ют­ся близ­ки поэт и солн­це в сти­хо­тво­ре­нии В. В. Ма­я­ков­ско­го?


2
Тип Д2 C2 № 309
i

1.1.2. Как в при­ве­ден­ном фраг­мен­те пе­ре­да­но со­сто­я­ние Са­ве­льи­ча?

1.2.2. Какие ху­до­же­ствен­ные сред­ства по­мо­га­ют В. В.Ма­я­ков­ско­му рас­ска­зать о не­обы­чай­ной встре­че поэта и солн­ца?


3
Тип Д3 C3 № 310
i

1.1.3. Со­по­ставь­те рас­смат­ри­ва­е­мый фраг­мент ро­ма­на А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка» с фраг­мен­том пьесы Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль». Чем от­ли­ча­ют­ся от­но­ше­ния Гри­не­ва и Са­ве­льи­ча от от­но­ше­ний Мит­ро­фа­на и Ере­ме­ев­ны?

 

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние В. В. Ма­я­ков­ско­го «Не­обы­чай­ное при­клю­че­ние, быв­шее с Вла­ди­ми­ром Ма­я­ков­ским летом на даче» с при­ве­ден­ным ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Доль­ско­го «Мне звез­да упала на ла­до­шку». Оба про­из­ве­де­ния по­стро­е­ны как диа­лог ли­ри­че­ско­го героя с не­бес­ным све­ти­лом. Чем раз­ли­ча­ют­ся эти диа­ло­ги?