Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (1−5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объеме не менее 200 слов (если объем сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гриневых. (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
2. Каким предстает лирический герой в поэзии В. В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
3. Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские предисловия?
4. Роль женских образов в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Комментарии к сочинениям
1. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гриневых. (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Что такое семейный уклад? Уклад — это установившийся порядок, сложившееся устройство семейной жизни, по которому судят о своеобразии конкретной семьи.
В повести «Капитанская дочка» перед нами предстают две семьи с их традициями и порядками — семья Мироновых и семья Гриневых.
Обе семьи патриархальны. Отсюда похожий семейный уклад: жены выступают хранительницами семейного очага, мужья служат Отечеству, в обоих семьях принято уважать окружающих, а к детям предъявляются требования. Так, Андрей Петрович Гринев хочет, чтобы сын не повесничал, служа в столице, а вкусил все тяготы армейской жизни, «понюхал пороху», «потянул лямку» и стал настоящим солдатом. Такой подход к воспитанию сына позволяет надеяться, что из Петра вырастет человек чести, в чем мы и убеждаемся позднее.
В духе патриархальности воспитана и Маша. Гринев нашел в дочери капитана Миронова «благоразумную и чувствительную девушку». Она нравится всем, кто ее встречает, потому что она честна, добра, бескорыстна и открыта. Всему этому Маша научилась в своей семье, где было принято любить и уважать друг друга.
Несмотря на различия: разный уровень достатка, количество крепостных, разные судьбы: один дослужился до чина премьер-майора, вышел в отставку и спокойно дожил свой век в деревне, окруженный семьей и внуками. другой погиб, сражаясь против Пугачева, семьи Мироновых и Гриневых являются образцом, достойным подражания.
Пушкину было очень важно показать, что традиции «старинных людей», таких, как Мироновы, Гриневы, живы и в новом поколении.
2. Каким предстает лирический герой в поэзии В. В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
Очень многие стихи Владимира Маяковского славятся удивительной метафоричностью. Именно благодаря этому нехитрому приему автору удалось создавать очень образные произведения, которые можно сравнить с русскими народными сказками. Например, у народного эпоса с произведением Маяковского очень много общего. Главным героем стихотворения «Необычайные приключения» является солнце, которое поэт сделал одушевленным существом. Именно так в сказках и преданиях изображается небесное светило, которое дарит жизнь и тепло обитателям земли. В стихотворении «Необычайные приключения…» лирический герой сравнивает себя с солнцем. Подобно солнцу, поэт призван служить людям, освещать мир, не думая об усталости и собственной выгоде. Неслучайно в стихотворении образ поэтического творчества приобретает метафоричное значение: лить солнце стихами — проливать свет на что-то.
3. Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» иг-рают авторские предисловия?
Отличительную жанровую особенность романа Лермонтова определяют слова из авторского предисловия: «история души человеческой». Они показывают сознательную установку на открытый психологизм произведе-ния. Вот почему «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, хотя психологизм был присущ и другим произведениям, появившимся ранее, как, например, роману «Евгений Онегин». Задача, которую поставил перед собой Лермонтов, состояла не столько в изображении внешней жизни Печорина, его приключений, хотя такой элемент авантюрности здесь тоже присутствует. Но главное — показать внутреннюю жизнь и эволюцию героя, для чего используются самые разнообразные средства, среди которых не только монологи, диалоги, внутренние монологи, психологический портрет и пейзаж, но и сама композиция произведения.
4. Роль женских образов в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
В пьесе «Ревизор» представлены и женские образы. Это жена и дочь го-родничего, типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная смена нарядов, а круг интересов ограничивается чтением бульварных романов и собиранием низкосортных стишков в альбомы.
Анна Андреевна — жена городничего. Перед нами — великовозрастная светская кокетка, главное для которой — положение в обществе. Жена городничего уже мечтает о жизни в Петербурге после того, как Хлестаков делает предложение ее дочери. Марья Антоновна — дочь городничего. Это юная кокетка, очень похожая на мать, не прочь поспорить с маменькой. У Марьи Антоновны есть вкус и нежелание походить на других. Кроме того, эта девушка довольно начитана. Так, в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает, что написал «Юрия Милославского», Марья Антоновна говорит, что это сочинение «господина Загоскина».
Героиня никогда не говорит лишнего, чаще молчит. Ей очень понравился Хлестаков, и она думает, что он тоже обратил на нее внимание.
В «Ревизоре» Гоголь даже через второстепенные женские образы проводит проекции на столичные нравы. Они мало отличаются, потому что схожи своей пустотой, глупостью, безнравственностью и бездуховностью.
5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.



