Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 C1 № 308
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ния 1.1.1.—1.1.2.

 

В это время маль­чик вошел и подал мне за­пис­ку от И. И. Зу­ри­на. Я раз­вер­нул ее и про­чел сле­ду­ю­щие стро­ки:

«Лю­без­ный Петр Ан­дре­евич, по­жа­луй­ста, при­шли мне с моим маль­чи­ком сто руб­лей, ко­то­рые ты мне вчера про­иг­рал. Мне край­няя

нужда в день­гах.

Го­то­вый ко услу­гам

Иван Зурин».

Де­лать было не­че­го. Я взял на себя вид рав­но­душ­ный и, об­ра­тясь к Са­ве­льи­чу, ко­то­рый был и денег, белья, и дел моих ра­чи­тель, при­ка­зал от­дать маль­чи­ку сто руб­лей. «Как! зачем?»  — спро­сил изум­лен­ный Са­ве­льич. «Я их ему дол­жен»,  — от­ве­чал я со все­воз­мож­ной хо­лод­но­стию. «Дол­жен!  — воз­ра­зил Са­ве­льич, час от часу при­ве­ден­ный в боль­шее изум­ле­ние,  — да когда же, су­дарь, успел ты ему за­дол­жать? Дело что-то не ладно. Воля твоя, су­дарь, а денег я не выдам».

Я по­ду­мал, что если в сию ре­ши­тель­ную ми­ну­ту не пе­ре­спо­рю упря­мо­го ста­ри­ка, то уж в по­след­ствии вре­ме­ни труд­но мне будет

осво­бо­дить­ся от его опеки, и, взгля­нув на него гордо, ска­зал: «Я твой гос­по­дин, а ты мой слуга. День­ги мои. Я их про­иг­рал, по­то­му что так мне взду­ма­лось. А тебе со­ве­тую не ум­ни­чать и де­лать то, что тебе при­ка­зы­ва­ют».

Са­ве­льич так был по­ра­жен моими сло­ва­ми, что сплес­нул ру­ка­ми и остол­бе­нел. «Что же ты сто­ишь!»  — за­кри­чал я сер­ди­то. Са­ве­льич за­пла­кал. «Ба­тюш­ка Петр Ан­дре­ич,  — про­из­нес он дро­жа­щим го­ло­сом,  — не умори меня с пе­ча­ли. Свет ты мой! по­слу­шай меня, ста­ри­ка: на­пи­ши этому раз­бой­ни­ку, что ты по­шу­тил, что у нас и денег-то таких не во­дит­ся. Сто руб­лей! Боже ты ми­ло­сти­вый! Скажи, что тебе ро­ди­те­ли креп­ко-на­креп­ко за­ка­за­ли не иг­рать, окро­ме как в орехи...»  — «Полно врать,  — пре­рвал я стро­го,  — по­да­вай сюда день­ги или я тебя вза­шей про­го­ню».

Са­ве­льич по­гля­дел на меня с глу­бо­кой го­ре­стью и пошел за моим дол­гом. Мне было жаль бед­но­го ста­ри­ка; но я хотел вы­рвать­ся на волю и до­ка­зать, что уж я не ре­бе­нок. День­ги были до­став­ле­ны Зу­ри­ну. Са­ве­льич по­спе­шил вы­вез­ти меня из про­кля­то­го трак­ти­ра. Он явил­ся с из­ве­сти­ем, что ло­ша­ди го­то­вы. С не­спо­кой­ной со­ве­стию и с без­молв­ным рас­ка­я­ни­ем вы­ехал я из Сим­бир­ска, не про­стясь с моим учи­те­лем и не думая с ним уже когда-ни­будь уви­деть­ся.

(А. С. Пуш­кин. «Ка­пи­тан­ская дочка»)

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ное ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.1.—1.2.2.

НЕ­ОБЫ­ЧАЙ­НОЕ ПРИ­КЛЮ­ЧЕ­НИЕ, БЫВ­ШЕЕ С ВЛА­ДИ­МИ­РОМ МА­Я­КОВ­СКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ

 

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль ка­ти­лось лето,

была жара,

жара плыла —

на даче было это.

При­го­рок Пуш­ки­но гор­бил

Аку­ло­вой горою,

а низ горы —

де­рев­ней был,

кри­вил­ся крыш корою.

А за де­рев­нею —

Дыра,

и в ту дыру, на­вер­но,

спус­ка­лось солн­це каж­дый раз,

мед­лен­но и верно.

А зав­тра

снова

мир за­лить

вста­ва­ло солн­це ало.

И день за днем

ужас­но злить

меня

вот это

стало.

И так од­на­ж­ды разо­злясь,

что в стра­хе все по­блек­ло,

в упор я крик­нул солн­цу:

«Слазь!

до­воль­но шлять­ся в пекло!»

Я крик­нул солн­цу:

«Дар­мо­ед!

за­не­жен в об­ла­ка ты,

а тут — не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй пла­ка­ты!»

Я крик­нул солн­цу:

«По­го­ди!

по­слу­шай, зла­то­ло­бо,

чем так,

без дела за­хо­дить,

ко мне

на чай зашло бы!»

Что я на­де­лал!

Я погиб! Ко мне, по доб­рой воле,

само,

рас­ки­нув луч-шаги,

ша­га­ет солн­це в поле.

Хочу испуг не по­ка­зать —

и ре­ти­ру­юсь задом.

Уже в саду его глаза.

Уже про­хо­дит садом.

В окош­ки,

в двери,

в щель войдя,

ва­ли­лась солн­ца масса,

вва­ли­лось;

дух пе­ре­ве­дя,

за­го­во­ри­ло басом:

«Гоню об­рат­но я огни

впер­вые с со­тво­ре­нья.

Ты звал меня?

Чаи гони,

гони, поэт, ва­ре­нье!»

Слеза из глаз у са­мо­го —

жара с ума сво­ди­ла,

но я ему —

на са­мо­вар:

«Ну что ж,

са­дись, све­ти­ло!»

Черт дер­нул дер­зо­сти мои

орать ему, —

скон­фу­жен,

я сел на уго­лок ска­мьи,

боюсь — не вышло б хуже!

Но стран­ная из солн­ца ясь

стру­и­лась, —

и сте­пен­ность

забыв,

сижу, раз­го­во­рясь

с све­ти­лом по­сте­пен­но.

Про то,

про это го­во­рю,

что-де заела Роста,

а солн­це:

«Ладно,

не горюй,

смот­ри на вещи про­сто!

А мне, ты ду­ма­ешь,

све­тить

легко?

— Поди, по­про­буй! —

А вот идешь —

взя­лось идти,

идешь — и све­тишь в оба!»

Бол­та­ли так до тем­но­ты —

до быв­шей ночи то есть.

Какая тьма уж тут?

На «ты»

мы с ним, со­всем осво­ясь.

И скоро,

друж­бы не тая,

бью по плечу его я.

А солн­це тоже:

«Ты да я,

нас, то­ва­рищ, двое!

Пой­дем, поэт,

взо­рим,

вспо­ем

у мира в сером хламе.

Я буду солн­це лить свое,

а ты — свое,

сти­ха­ми».

Стена теней,

ночей тюрь­ма

под солнц дву­ствол­кой пала.

Сти­хов и света ку­терь­ма —

сияй во что по­па­ло!

Уста­нет то,

и хочет ночь

при­лечь,

тупая сон­ни­ца.

Вдруг — я

во всю све­таю мочь —

и снова день тре­зво­нит­ся.

Све­тить все­гда,

све­тить везде,

до дней по­след­них донца,

све­тить —

и ни­ка­ких гвоз­дей!

Вот ло­зунг мой —

и солн­ца!

(В. В. Ма­я­ков­ский, 1920)

1.1.1. Какие черты ха­рак­те­ра Гри­не­ва про­яви­лись в при­ве­ден­ной сцене?

1.2.1. В чем ока­зы­ва­ют­ся близ­ки поэт и солн­це в сти­хо­тво­ре­нии В. В. Ма­я­ков­ско­го?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.1.1. Петр Гри­нев, вы­рвав­шись из ро­ди­тель­ско­го гнез­да, на­прав­лял­ся к месту служ­бы. Для него на­чи­на­ет­ся дру­гая, пол­ная новых впе­чат­ле­ний и по­ступ­ков жизнь. Для того чтобы по­ка­зать, что он уже не ре­бе­нок, он ста­ра­ет­ся го­во­рить с Са­ве­льи­чем твер­до, ре­ши­тель­но, не остав­ляя себе, пре­жде всего, шан­сов на от­ступ­ле­ние. Гри­не­ву при­хо­дит­ся при­бег­нуть даже к не­ко­то­ро­му вы­со­ко­ме­рию и же­сто­ко­сти по от­но­ше­нию к Са­ве­льи­чу, хотя сам он му­чи­тель­но это пе­ре­жи­ва­ет. При­ве­ден­ная сцена ха­рак­те­ри­зу­ет Петра как че­ло­ве­ка, спо­соб­но­го на самые ре­ши­тель­ные по­ступ­ки, че­ло­ве­ка твер­дой воли и слова.

 

1.2.1. В сти­хо­тво­ре­нии «Не­обы­чай­ные при­клю­че­ния…» ли­ри­че­ский герой срав­ни­ва­ет себя с солн­цем. По­доб­но солн­цу, поэт при­зван слу­жить людям, осве­щать мир, не думая об уста­ло­сти и соб­ствен­ной вы­го­де. Не­слу­чай­но в сти­хо­тво­ре­нии образ по­э­ти­че­ско­го твор­че­ства при­об­ре­та­ет ме­та­фо­рич­ное зна­че­ние: лить солн­це сти­ха­ми  — про­ли­вать свет на что-то.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие от­ве­та за­да­нию
Ответ на во­прос дан и сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на2
Ответ со­дер­жа­тель­но со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей, но не поз­во­ля­ет су­дить о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния, и/или ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1
Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п., фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны одна-две фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ

до­пу­ще­но более двух фак­ти­че­ских оши­бок

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая). Сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл6
1
Тип 5 № 311
i

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  Общее и раз­лич­ное в се­мей­ных укла­дах Ми­ро­но­вых и Гри­не­вых. (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка»)

2.  Каким пред­ста­ет ли­ри­че­ский герой в по­э­зии В. В. Ма­я­ков­ско­го? (На при­ме­ре не менее двух сти­хо­тво­ре­ний по Ва­ше­му вы­бо­ру.)

3.  Какую роль в ро­ма­не М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го вре­ме­ни» иг­ра­ют ав­тор­ские пре­ди­сло­вия?

4.  Роль жен­ских об­ра­зов в ко­ме­дии Н. В. Го­го­ля «Ре­ви­зор».

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


2
Тип Д2 C2 № 309
i

1.1.2. Как в при­ве­ден­ном фраг­мен­те пе­ре­да­но со­сто­я­ние Са­ве­льи­ча?

1.2.2. Какие ху­до­же­ствен­ные сред­ства по­мо­га­ют В. В.Ма­я­ков­ско­му рас­ска­зать о не­обы­чай­ной встре­че поэта и солн­ца?


3
Тип Д3 C3 № 310
i

1.1.3. Со­по­ставь­те рас­смат­ри­ва­е­мый фраг­мент ро­ма­на А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка» с фраг­мен­том пьесы Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль». Чем от­ли­ча­ют­ся от­но­ше­ния Гри­не­ва и Са­ве­льи­ча от от­но­ше­ний Мит­ро­фа­на и Ере­ме­ев­ны?

 

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние В. В. Ма­я­ков­ско­го «Не­обы­чай­ное при­клю­че­ние, быв­шее с Вла­ди­ми­ром Ма­я­ков­ским летом на даче» с при­ве­ден­ным ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Доль­ско­го «Мне звез­да упала на ла­до­шку». Оба про­из­ве­де­ния по­стро­е­ны как диа­лог ли­ри­че­ско­го героя с не­бес­ным све­ти­лом. Чем раз­ли­ча­ют­ся эти диа­ло­ги?