Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 4 № 3623
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ное ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Люблю от­чиз­ну я, но стран­ною лю­бо­вью!

Не по­бе­дит ее рас­су­док мой.

Ни слава, куп­лен­ная кро­вью,

Ни пол­ный гор­до­го до­ве­рия покой,

Ни тем­ной ста­ри­ны за­вет­ные пре­да­нья

Не ше­ве­лят во мне от­рад­но­го меч­та­нья.

 

Но я люблю  — за что, не знаю сам  —

Ее сте­пей хо­лод­ное мол­ча­нье,

Ее лесов без­бреж­ных ко­лы­ха­нье,

Раз­ли­вы рек ее, по­доб­ные морям;

Про­се­лоч­ным путем люблю ска­кать в те­ле­ге

И, взо­ром мед­лен­ным прон­зая ночи тень,

Встре­чать по сто­ро­нам, взды­хая о ноч­ле­ге,

Дро­жа­щие огни пе­чаль­ных де­ре­вень;

Люблю дымок спа­лен­ной жнивы,

В степи но­чу­ю­щий обоз

И на холме средь жел­той нивы

Чету бе­ле­ю­щих берез.

С от­ра­дой, мно­гим не­зна­ко­мой,

Я вижу пол­ное гумно,

Избу, по­кры­тую со­ло­мой,

С рез­ны­ми став­ня­ми окно;

И в празд­ник, ве­че­ром ро­си­стым,

Смот­реть до пол­но­чи готов

На пляс­ку с то­па­ньем и сви­стом

Под говор пья­ных му­жич­ков.

 

(М. Ю. Лер­мон­тов, 1841)

Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние М. Ю. Лер­мон­то­ва «Ро­ди­на» с при­ве­ден­ным ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Блока «Рос­сия». Что сбли­жа­ет эти про­из­ве­де­ния?

РОС­СИЯ

Опять, как в годы зо­ло­тые,

Три стер­тых треп­лют­ся шлеи,

И вяз­нут спицы рос­пис­ные

В рас­хля­бан­ные колеи...

 

Рос­сия, нищая Рос­сия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни вет­ро­вые,  —

Как слезы пер­вые любви!

 

Тебя жа­леть я не умею

И крест свой бе­реж­но несу...

Ка­ко­му хо­чешь ча­ро­дею

Отдай раз­бой­ную красу!

 

Пус­кай за­ма­нит и об­ма­нет,  —

Не про­па­дешь, не сги­нешь ты,

И лишь за­бо­та за­ту­ма­нит

Твои пре­крас­ные черты...

 

Ну что ж? Одной за­бо­той боле  —

Одной сле­зой река шум­ней,

А ты все та же  — лес, да поле,

Да плат узор­ный до бро­вей...

 

И не­воз­мож­ное воз­мож­но,

До­ро­га дол­гая легка,

Когда блес­нет в дали до­рож­ной

Мгно­вен­ный взор из-под плат­ка,

Когда зве­нит тос­кой острож­ной

Глу­хая песня ям­щи­ка!..

 

(А. А. Блок, 1908)

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Лер­мон­тов не мыс­лил себя без ро­ди­ны, без Рос­сии. А Рос­сию не мыс­лил без рус­ско­го на­ро­да.

Люблю от­чиз­ну я, но стран­ною лю­бо­вью!

Не по­бе­дит ее рас­су­док мой,  —

при­зна­ет­ся поэт в сти­хо­тво­ре­нии «Ро­ди­на». Эта лю­бовь шла от са­мо­го серд­ца, ко­то­ро­му были бес­ко­неч­но до­ро­ги и «сте­пей хо­лод­ное мол­ча­нье», и «лесов без­бреж­ных ко­лы­ха­нье», и «раз­ли­вы рек ее, по­доб­ные морям», и «дро­жа­щие огни пе­чаль­ных де­ре­вень». Но взгляд поэта на лю­би­мую ро­ди­ну вовсе не был иде­а­ли­зи­ро­ван­ным. Имен­но по­то­му свою лю­бовь к ро­ди­не Лер­мон­тов на­зы­вал «стран­ною»  — в ней со­еди­ни­лись сча­стье и боль, стрем­ле­ние сде­лать все воз­мож­ное для род­ной земли и со­зна­ние соб­ствен­но­го бес­си­лия.

По­доб­ны­ми на­стро­е­ни­я­ми про­ни­за­но и сти­хо­тво­ре­ние Блока.

Тебя жа­леть я не умею

И крест свой бе­реж­но несу…  —

вос­кли­ца­ет поэт. Ему, так же как и Лер­мон­то­ву, пре­крас­но зна­ко­мы все тя­го­ты жизни сво­е­го на­ро­да, его стра­да­ния, и по­то­му серд­це поэта скор­бит вме­сте с Ро­ди­ной. Од­на­ко все равно поэт верит, что Рос­сия не про­па­дет, воз­ро­дит­ся, какие бы ис­пы­та­ния не вы­па­ли на ее долю.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Если по кри­те­рию К1 вы­став­ле­но 0 бал­лов, то за­да­ние счи­та­ет­ся не­вы­пол­нен­ным и по кри­те­ри­ям К2 и К3 ответ оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Если по кри­те­рию К2 вы­став­ле­но 0 бал­лов или 1 балл, то по кри­те­рию К3 ответ оце­ни­ва­ет­ся  0 бал­лов.

 

Кри­те­рииБаллы
К1.  Ука­за­ние сход­ства/раз­ли­чия
Сфор­му­ли­ро­ва­но утвер­жде­ние, в ко­то­ром верно ука­за­но сход­ство/раз­ли­чие про­из­ве­де­ний в со­от­вет­ствии с за­дан­ным на­прав­ле­ни­ем со­по­ста­ви­тель­но­го ана­ли­за1, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на1
Сход­ство/раз­ли­чие про­из­ве­де­ний не ука­за­но или ука­за­но не в со­от­вет­ствии с за­дан­ным на­прав­ле­ни­ем со­по­ста­ви­тель­но­го ана­ли­за2,

И/ИЛИ ис­ка­же­на ав­тор­ская по­зи­ция од­но­го или двух про­из­ве­де­ний

0
К2.  При­вле­че­ние тек­стов про­из­ве­де­ний при со­по­став­ле­нии
Тре­бо­ва­ния к от­ве­ту (учи­ты­ва­ют­ся по кри­те­рию К2)

1.  При­ве­де­но из каж­до­го про­из­ве­де­ния ми­ни­мум по од­но­му при­ме­ру, под­креп­ля­ю­ще­му утвер­жде­ние.

2.  По­яс­не­но, как каж­дый при­ведённый при­мер под­креп­ля­ет утвер­жде­ние.

Пол­но­стью вы­пол­не­ны тре­бо­ва­ния 1 и 2, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют4
Пол­но­стью вы­пол­не­но тре­бо­ва­ние 1 и ча­стич­но  — тре­бо­ва­ние 2: при­ве­де­ны при­ме­ры из двух про­из­ве­де­ний, дано по­яс­не­ние к од­но­му из при­ме­ров, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют3
Пол­но­стью вы­пол­не­но толь­ко тре­бо­ва­ние 1, а тре­бо­ва­ние 2 не вы­пол­не­но: при­ме­ры из двух про­из­ве­де­ний при­ве­де­ны, но не дано по­яс­не­ние ни к од­но­му из при­ме­ров,

ИЛИ ча­стич­но вы­пол­не­ны тре­бо­ва­ния 1 и 2: при­ведён при­мер из од­но­го про­из­ве­де­ния, дано по­яс­не­ние к нему,

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

2
Ча­стич­но вы­пол­не­но тре­бо­ва­ние 1, а тре­бо­ва­ние 2 не вы­пол­не­но: при­ведён при­мер из од­но­го про­из­ве­де­ния, но по­яс­не­ние к нему не дано,

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Тре­бо­ва­ние 1 не вы­пол­не­но: не при­ве­де­но ни од­но­го при­ме­ра, под­креп­ля­ю­ще­го утвер­жде­ние,

И/ИЛИ до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
К3.  Ло­гич­ность, со­блю­де­ние ре­че­вых и грам­ма­ти­че­ских норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые, грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки (далее  — ошиб­ки)2
Сум­мар­но до­пу­ще­но НЕ более двух любых оши­бок1
Сум­мар­но до­пу­ще­ны три или более любые ошиб­ки0
Мак­си­маль­ный балл  — 7

 

__________________________

1На­прав­ле­ние со­по­ста­ви­тель­но­го ана­ли­за за­да­но в фор­му­ли­ров­ке за­да­ния: ука­за­ны объ­ек­ты со­по­став­ле­ния, дана уста­нов­ка на вы­яв­ле­ние сход­ства или раз­ли­чия про­из­ве­де­ний.

2Не­со­от­вет­ствие за­дан­но­му на­прав­ле­нию со­по­ста­ви­тель­но­го ана­ли­за может про­яв­лять­ся по-раз­но­му.

На­при­мер, со­по­став­ле­ны не те объ­ек­ты, ко­то­рые ука­за­ны в за­да­нии; вы­яв­ле­ны толь­ко раз­ли­чия, а за­да­ние тре­бо­ва­ло вы­явить сход­ство, или вы­яв­ле­но толь­ко сход­ство вме­сто тре­бу­е­мых раз­ли­чий.

Источник: ОГЭ по фи­зи­ке 16.06.2025. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 2508
Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.):
1
Тип 3 № 3622
i

1.  По­че­му поэт на­зы­ва­ет свою лю­бовь к от­чиз­не «стран­ною»?

2.  С какой целью в пер­вой стро­фе сти­хо­тво­ре­ния ис­поль­зо­ва­на ана­фо­ра?