СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 4 № 101

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1−2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

2.1. Каково авторское отношение к Фамусову и в чём оно проявляется? (По пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

2.2. Что Вас привлекает в лирике А. А. Фета?

2.3. Образ автора и его звучание в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

2.4. Тема любви в современной отечественной поэзии. (На примере стихотворений одного из поэтов по выбору учащегося.)

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

 

1.1. Каково авторское отношение к Фамусову и в чём оно проявляется? (По пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

Грибоедов, не имея возможности выражать свою позицию прямо (как это возможно в эпических произведениях), мастерски использовал различные косвенные средства. Отрицательное отношение автора к Фамусову передается при помощи сатирических средств. Одним из таких средств является речевая манера героя. По составу словарь Фамусова очень разнообразен. В его речи встречаются народные слова и выражения: страмница, сени, чурбан и т. п. Попадаются и иноязычные слова: сударь, набат. Но характерно, что в языке Фамусова, прекрасно владеющего речью, нет слов, выражающих сложные душевные переживания, научные понятия, — это указывает на его невысокий культурный уровень. Фамусов говорит житейским языком. Оттого в его синтаксисе много разговорных выражений и простонародных оборотов речи: «ты прямой чурбан», «изволь-ка в избу», «не финти». Своей речью, её словарём и синтаксисом Фамусов как бы желает подчеркнуть, что он русский барин, не чуждающийся простонародной речи. Это несколько отличает его от других представителей его общества. Так речевой манерой Грибоедов делает ещё более ярким правдивый образ Фамусова, этого типичного представителя московского дворянства начала XIX века. Неприятие Грибоедовым Фамусова и фамусовского общества показано на протяжении всей пьесы, в том числе и в эпизоде распространения сплетни о сумасшествии Чацкого. Все герои знают, что этот слух ложен, но под влиянием общественного мнения не только начинают верить сплетне, но и приводят аргументы, ее подтверждающие. Грибоедов считает, что невозможно изменить общество, где общественное мнение заменено сплетней. Все герои, верящие сплетне и распространяющие ее, изображаются автором сатирически, в чем проявляется неприятие им их позиций. Описание комических положений, в которые порой попадает Фамусов, наполнены авторской иронией. Примером может стать сцена разоблачения. Фамусов негодует, не стесняясь в выражениях, ищет виноватых среди окружающих, не признавая своей вины. Ему очень важно остаться на хорошем счету по службе, поэтому его так волнуют произошедший скандал в его доме. Все это неприемлемо для Грибоедова.

Авторская позиция в комедии выражена достаточно полно и явно. Это облегчает процесс восприятия произведения и оценки его действующих лиц.

 

2.2. Что Вас привлекает в лирике А. А. Фета?

Образ природы в поэзии помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его. Тема природы органически связывается у Фета с философским осмыслением жизни. Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песней соловьиной

Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

Фет умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чувствам, тонко ощущал прелесть русской природы, любил красоту родного пейзажа:

Сын севера, люблю я шум лесной

И зелени растительную сырость…—

Писал он в стихотворении «Италия»

Для анализа можно взять стихотворения Фета: «Еще весны душистой нега…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Первый ландыш» и др.

 

2.3. Образ автора и его звучание в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

В духе сентиментализма написано произведение Н.М.Карамзина «Бедна Лиза». Типичным проявлением сентиментализма в повести является отражение позиции про-свещенного дворянина, сочувствующего горестям простого человека: с этой точки зрения довольно демократичны для своего времени слова автора, звучащие в повести: «и крестьянки любить умеют». Лиза в повести Карамзина выступает в роли высшего нравственного идеала. Лиза добрая, честная, открытая, способна любить самозабвенно, отдаваясь чувству без остатка, она любит всем своим существом, растворившись в этой любви. Прощание с любимым для нее – прощание с самой собой. Именно поэтому в сцене прощания автор говорит, что девушка прощается «с душою своею». Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.

 

2.4. Тема любви в современной отечественной поэзии. (На примере стихотворений одного из поэтов по выбору учащегося.)

Тема любви — одна из вечных тем в искусстве и в литературе. До современных читателей доходят любовные стихотворения древнегреческих и древнеримских авторов, созданные тысячелетия назад. Эта тема, изменяясь и усложняясь с каждой новой исторической эпохой, прошла через века, и будет существовать вечно в прозе и поэзии, музыке и живописи, до сих пор, покуда человек умеет и может любить.

Имя Евтушенко прочно вошло в литературу прошлого столетия. Его знают люди разных поколений, профессий, представители различных культурных и социальных слоев. Но не только с действительно редким и сильным талантом связана такая популярность поэта. Это поэт, всегда пишущий от первого лица и передающий невыдуманные, реальные истории. Тема любви для этого автора имеет большое значение, ведь в любви, как в волшебном зеркале, отражается истинная сущность человека. При этом тема любви, проходя через все творчество поэта, растет и развивается вместе с ним. Первые произведения, такие, как «Ты большая в любви...» и «Не понимать друг друга страшно» пропитаны чувством недоверия к происходящему, боязни того, что чувства, испытываемые поэтом, окажутся неискренними, наигранными:

Не понимать друг друга страшно —

не понимать и обнимать,

и все же, как это ни странно,

но так же страшно, так же страшно

во всем друг друга понимать.

Однако даже во власти таких двойственных, противоречащих друг другу ощущений и боязни причинить себе душевную боль, лирический герой с нескрываемой бережностью и восхищением относится к своей возлюбленной:

И, наделен познаньем ранним,

я душу нежную твою

не оскорблю непониманьем

и пониманьем не убью.

Нетрудно проследить следование традициям Пушкина в отношении к возлюбленной: любовь – это самопожертвование. В наше время непросто сохранить светлое чувство любви, поклонения любимому. Обращение к поэзии Евтушенко помогает нам научиться любить искренне, самозабвенно, испытав всю полноту и прелесть великого человеческого дара — любить.

 

2.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.