Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д3 C3 № 266
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.1.3.

 

Вот, од­на­ко же, смот­рю, он <Пе­чо­рин> стал снова за­ду­мы­вать­ся, ходит по ком­на­те, за­гнув руки назад; потом раз, не ска­зав ни­ко­му, от­пра­вил­ся стре­лять,  — целое утро про­па­дал; раз и дру­гой, все чаще и чаще... «Не­хо­ро­шо,  — по­ду­мал я, верно между ними чер­ная кошка про­ско­чи­ла!»

Одно утро за­хо­жу к ним  — как те­перь перед гла­за­ми: Бэла си­де­ла на кро­ва­ти в чер­ном шел­ко­вом беш­ме­те, блед­нень­кая, такая пе­чаль­ная, что я ис­пу­гал­ся.

— А где Пе­чо­рин?  — спро­сил я.

— На охоте.

— Се­год­ня ушел?  — Она мол­ча­ла, как будто ей труд­но было вы­го­во­рить.

— Нет, еще вчера,  — на­ко­нец ска­за­ла она, тя­же­ло вздох­нув.

— Уж не слу­чи­лось ли с ним чего?

— Я вчера целый день ду­ма­ла,  — от­ве­ча­ла она сквозь слезы,  — при­ду­мы­ва­ла раз­ные не­сча­стья <…> А нынче мне уж ка­жет­ся, что он меня не любит.

— Право, милая, ты хуже ни­че­го не могла при­ду­мать!  — Она за­пла­ка­ла, потом с гор­до­стью под­ня­ла го­ло­ву, отер­ла слезы и про­дол­жа­ла:

— Если он меня не любит, то кто ему ме­ша­ет ото­слать меня домой? Я его не при­нуж­даю. А если это так будет про­дол­жать­ся, то я сама уйду: я не раба его  — я кня­же­ская дочь!..

Я стал ее уго­ва­ри­вать.

— По­слу­шай, Бэла, ведь нель­зя же ему век си­деть здесь, как при­ши­то­му к твоей юбке: он че­ло­век мо­ло­дой, любит по­го­нять­ся за дичью,  — по­хо­дит, да и при­дет; а если ты бу­дешь гру­стить, то ско­рей ему на­ску­чишь.

— Прав­да, прав­да!  — от­ве­ча­ла она,  — я буду ве­се­ла.  — И с хо­хо­том схва­ти­ла свой бубен, на­ча­ла петь, пля­сать и пры­гать около меня; толь­ко и это не было про­дол­жи­тель­но; она опять упала на по­стель и за­кры­ла лицо ру­ка­ми.

Что было с нею мне де­лать? Я, зна­е­те, ни­ко­гда с жен­щи­на­ми не об­ра­щал­ся: думал, думал, чем ее уте­шить, и ни­че­го не при­ду­мал; не­сколь­ко вре­ме­ни мы оба мол­ча­ли... Пре­не­при­ят­ное по­ло­же­ние-с!

На­ко­нец я ей ска­зал: «Хо­чешь, пой­дем про­гу­лять­ся на вал? По­го­да слав­ная!» Это было в сен­тяб­ре; и точно, день был чу­дес­ный, свет­лый и не жар­кий; все горы видны были как на блю­деч­ке. Мы пошли, по­хо­ди­ли по кре­пост­но­му валу взад и впе­ред, молча; на­ко­нец она села на дерн, и я сел возле нее. Ну, право, вспом­нить смеш­но: я бегал за нею, точно какая-ни­будь нянь­ка.

 

М. Ю. Лер­мон­тов «Герой на­ше­го вре­ме­ни»

 

*************

 

XVII

«Не спит­ся, няня: здесь так душно!

От­крой окно да сядь ко мне».

— Что, Таня, что с тобой?  —

«Мне скуч­но,

По­го­во­рим о ста­ри­не».

— О чем же, Таня? Я, бы­ва­ло,

Хра­ни­ла в па­мя­ти не мало

Ста­рин­ных былей, не­бы­лиц

Про злых духов и про девиц;

А нынче все мне темно, Таня:

Что знала, то за­бы­ла. Да,

При­ш­ла худая че­ре­да!

За­шиб­ло...  — «Рас­ска­жи мне, няня,

Про ваши ста­рые года:

Была ты влюб­ле­на тогда?»

 

XVIII

— И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слы­ха­ли про лю­бовь;

А то бы со­гна­ла со света

Меня по­кой­ни­ца све­кровь.  —

«Да как же ты вен­ча­лась, няня?»

— Так, видно, Бог велел. Мой Ваня

Мо­ло­же был меня, мой свет,

А было мне три­на­дцать лет.

Не­де­ли две хо­ди­ла сваха

К моей родне, и на­ко­нец

Бла­го­сло­вил меня отец.

Я горь­ко пла­ка­ла со стра­ха,

Мне с пла­чем косу рас­пле­ли

Да с пе­ньем в цер­ковь по­ве­ли.

 

XIX

И вот ввели в семью чужую...

Да ты не слу­ша­ешь меня...  —

«Ах, няня, няня, я тос­кую,

Мне тошно, милая моя:

Я пла­кать, я ры­дать го­то­ва!..»

— Дитя мое, ты не­здо­ро­ва;

Гос­подь по­ми­луй и спаси!

Чего ты хо­чешь, по­про­си...

Дай окроп­лю свя­той водою,

Ты вся го­ришь...  — «Я не боль­на:

Я... зна­ешь, няня... влюб­ле­на».

— Дитя мое, гос­подь с тобою!  —

И няня де­вуш­ку с моль­бой

Кре­сти­ла дрях­лою рукой.

 

А. С.Пуш­кин «Ев­ге­ний Оне­гин»

 

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.3.

Гимн морю и горам

За­ка­за­на по­го­да нам Уда­чею самой,

До­воль­но футов нам под киль обе­ща­но,

И небо по­де­ли­лось с оке­а­ном си­не­вой  —

Две си­не­вы у го­ри­зон­та скре­ще­ны.

 

Не прав­да ли, мор­ской хмель­ной не­ви­дан­ный про­стор

Срод­ни горам в безумье, буй­стве, кро­то­сти:

Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор,

И впа­ди­ны меж ними  — слов­но про­па­сти!

 

Слу­же­ние сти­хи­ям не тер­пит суеты.

К двум по­лю­сам ведет ме­ри­ди­ан.

Бла­го­сло­вен­ны веч­ные хреб­ты!

Бла­го­сло­вен Ве­ли­кий океан!

 

Нам сам Ве­ли­кий Слу­чай  — брат, Ве­зе­ние  — сест­ра,

Хотя  — на вся­кий слу­чай  — мы встре­во­же­ны.

На суше по­же­ла­ли нам ни пуха ни пера,

Со­звез­дья к нам пре­крас­но рас­по­ло­же­ны.

 

Мы все впе­ред­смот­ря­щие, все на­ча­ли с азов,

И если у кого-то не­ве­зе­ние  —

Ме­ня­ем курс, идем на SOS, как там, в горах, на зов,

На по­мощь, пре­ры­вая вос­хож­де­ние.

 

Слу­же­ние сти­хи­ям не тер­пит суеты.

К двум по­лю­сам ведет ме­ри­ди­ан.

Бла­го­сло­вен­ны веч­ные хреб­ты!

Бла­го­сло­вен Ве­ли­кий океан!

 

По­те­ри по­счи­та­ем мы, когда прой­дет гроза,

Не се­ди­ной, а солью убе­лен­ные,

Ску­пая оке­ан­ская огром­ная слеза

Умоет наши лица про­свет­лен­ные...

 

Взята вер­ши­на  — кло­ти­ки вон­зи­лись в не­бе­са!

С небес на землю  — толь­ко на мгно­ве­ние:

Едва за­кон­чив рейс, мы под­ни­ма­ем па­ру­са  —

И снова на­чи­на­ем вос­хож­де­ние.

 

Слу­же­ние сти­хи­ям не тер­пит суеты.

К двум по­лю­сам ведет ме­ри­ди­ан.

Бла­го­сло­вен­ны веч­ные хреб­ты!

Бла­го­сло­вен Ве­ли­кий океан!

 

В. С. Вы­соц­кий, 1976

Про­ща­ние с го­ра­ми

В суету го­ро­дов и в по­то­ки машин

Воз­вра­ща­ем­ся мы  — про­сто не­ку­да деть­ся!

И спус­ка­ем­ся вниз с по­ко­рен­ных вер­шин,

Остав­ляя в горах,

Остав­ляя в горах свое серд­це.

 

Так оставь­те не­нуж­ные споры  —

Я себе уже все до­ка­зал:

Лучше гор могут быть толь­ко горы,

На ко­то­рых еще не бывал,

На ко­то­рых еще не бывал.

 

Кто за­хо­чет в беде оста­вать­ся один?!

Кто за­хо­чет уйти, зову серд­ца не внем­ля?!

Но спус­ка­ем­ся мы с по­ко­рен­ных вер­шин...

Что же де­лать  —

И боги спус­ка­лись на землю.

 

Так оставь­те не­нуж­ные споры  —

Я себе уже все до­ка­зал:

Лучше гор могут быть толь­ко горы,

На ко­то­рых еще не бывал,

На ко­то­рых еще не бывал.

 

Сколь­ко слов и на­дежд, сколь­ко песен и тем

Горы будят у нас  — и зовут нас остать­ся!

Но спус­ка­ем­ся мы (кто  — на год, кто  — со­всем),

По­то­му что все­гда,

По­то­му что все­гда мы долж­ны воз­вра­щать­ся.

 

Так оставь­те не­нуж­ные споры  —

Я себе уже все до­ка­зал:

Лучше гор могут быть толь­ко горы,

На ко­то­рых еще не бывал,

На ко­то­рых никто не бывал!

 

В. С. Вы­соц­кий, 1966

1.1.3. Со­по­ставь­те фраг­мент из ро­ма­на М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го вре­ме­ни» с при­ве­ден­ным ниже фраг­мен­том из ро­ма­на А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин». В чем от­но­ше­ние няни к Та­тья­не Ла­ри­ной схоже с от­но­ше­ни­ем Мак­си­ма Мак­си­мы­ча к Бэле?

 

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние В. С. Вы­соц­ко­го «Гимн морю и горам» с при­ве­ден­ным ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем «Про­ща­ние с го­ра­ми» того же ав­то­ра. Чем раз­ли­ча­ет­ся вос­при­я­тие гор ли­ри­че­ски­ми ге­ро­я­ми этих про­из­ве­де­ний?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.1.3. И няня для Та­тья­ны Ла­ри­ной, и Мак­сим Мак­си­мыч для Бэлы стали един­ствен­ны­ми лю­дь­ми, с ко­то­ры­ми ге­ро­и­ни могли раз­де­лить свое оди­но­че­ство в мо­мент рас­ста­ва­ния с до­ро­ги­ми для них лю­дь­ми. Няня пы­та­ет­ся уте­шить Та­тья­ну рас­ска­за­ми о своей жизни, Мак­сим Мак­си­мыч идет на про­гул­ку с Бэлой, чтобы та не­мно­го раз­ве­я­лась. При­ме­ча­тель­но, что обе ге­ро­и­ни ока­зы­ва­ют­ся в труд­ные для них мо­мен­ты жизни рядом с про­сты­ми лю­дь­ми, спо­соб­ны­ми вы­слу­шать, со­стра­дать, уте­шить, на­сколь­ко могут это сде­лать.

 

1.2.3 В сти­хо­тво­ре­нии «Гимн морю и горам» две рав­но­прав­ных сти­хии: горы и море, оди­на­ко­во цен­ные, оди­на­ко­во опас­ные, но ма­ня­щие ли­ри­че­ско­го героя. В сти­хо­тво­ре­нии «Про­ща­ние с го­ра­ми» поэт под­чер­ки­ва­ет, что горы для него до­ро­же всего, в горы он идет по зову серд­ца:

Лучше гор могут быть толь­ко горы,

На ко­то­рых еще не бывал…

Серд­це ли­ри­че­ско­го героя сти­хо­тво­ре­ния «Про­ща­ние с го­ра­ми» оста­ет­ся в горах, по­это­му он воз­вра­ща­ет­ся туда снова и снова, по­то­му что это путь к са­мо­му себе.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ний
Со­по­став­ле­ны про­из­ве­де­ния в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на2
Со­по­став­ле­ны про­из­ве­де­ния в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1
Не про­ве­де­но со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции тек­сты двух про­из­ве­де­ний при­вле­ка­ют­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют4
Для ар­гу­мен­та­ции текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.; текст дру­го­го про­из­ве­де­ния – на уров­не его пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о со­дер­жа­нии,

И/ИЛИ

до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

3
Для ар­гу­мен­та­ции тек­сты двух про­из­ве­де­ний при­вле­ка­ют­ся на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний об их со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.),

ИЛИ

для ар­гу­мен­та­ции ис­поль­зу­ет­ся текст толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния, он при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские ошиб­ки

2
Для ар­гу­мен­та­ции ис­поль­зу­ет­ся текст толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния, он при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.),

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний не при­вле­ка­ет­ся текст ни од­но­го из со­по­став­ля­е­мых про­из­ве­де­ний,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая). Сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл8
1
Тип 5 № 267
i

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  В чем за­клю­ча­ет­ся двой­ствен­ность на­ту­ры Пе­чо­ри­на? (По ро­ма­ну М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го вре­ме­ни»).

2.  Как в рус­ской по­э­зии вто­рой по­ло­ви­ны XX века рас­кры­ва­ет­ся тема твор­че­ства? (На при­ме­ре 2–3 сти­хо­тво­ре­ний по Ва­ше­му вы­бо­ру).

3.  Какие нрав­ствен­ные во­про­сы нашли от­ра­же­ние в бас­нях И. А. Кры­ло­ва? (На при­ме­ре 2–3 басен по Ва­ше­му вы­бо­ру).

4.  На какие про­бле­мы от­кли­ка­ет­ся проза А. П. Че­хо­ва? (На при­ме­ре од­но­го из про­из­ве­де­ний по Ва­ше­му вы­бо­ру).

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


2
Тип Д1 C1 № 264
i

1.1.1. Какой пред­ста­ет Бэла в при­ве­ден­ном фраг­мен­те?

1.2.1. В чем поэт видит сход­ство двух «сти­хий»: гор и моря?


3
Тип Д2 C2 № 265
i

1.1.2. Какую роль в дан­ном фраг­мен­те иг­ра­ет пей­заж­ная за­ри­сов­ка («Это было в сен­тяб­ре…»)?

1.2.2. Ка­ко­ва роль эпи­те­тов в при­ве­ден­ном сти­хо­тво­ре­нии?