СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 4 № 61

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1−2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

 

2.1. Какие «маски» срывает Л. Н. Толстой в своем рассказе «После бала»?

2.2. Почему А. С. Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума» комедией?

2.3. Тоска Онегина — дань моде или глубокое внутреннее переживание? (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

2.4. Каково отношение автора к русской деревне? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор».)

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

 

2.1. Какие «маски» срывает Л. Н. Толстой в своем рассказе «После бала»?

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» — позднее его произведение, написанное в 1903 году, в эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией. Поражение показало несостоятельность государственного режима, ведь армия в первую очередь отражает ситуацию в стране. Хотя мы видим, что действие рассказа разворачивается в 40-е годы XIX века, в николаевскую эпоху, Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением и в обществе, и в армии в эти столь разные на первый взгляд эпохи. Но «армейская» проблема не основная в рассказе, главный акцент сделан на вопросах нравственных.

«Срывая все и всяческие маски», вскрывая язвы общества в своих произведениях, Толстой показывал его болезни, говорил о невозможности жить безнравственно, бездуховно. Общим пафосом произведения Толстой настраивал читателей на необходимость протеста против сложившихся форм общественной жизни. Сам писатель не признавал активного пути сопротивления, придерживаясь теории «непротивления злу».

 

2.2. Почему А. С. Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума» комедией?

В конце июля 1823 года Грибоедов уехал в имение Бегичева, где закончил работу над двумя последними актами «Горя от ума». Уже в это время комедия получила и свое окончательное название, звучащее более комедийно по сравнению с первоначальным «Горе уму».

«Горе от ума» с трудом воспринитмается читателем как комедия. Объясняется это, вероятно, тем, что главный герой ее — Чацкий — не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны и монологи Чацкого приглушают комедийное звучание произведения. Однако Грибоедов справедливо считал свою пьесу комедией. «Горе от ума» — социально-политическая реалистическая комедия. Сложные общественные вопросы того времени: о службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному — показаны через комедийный бытовой конфликт. «Горе от ума» как политическая комедия получила высокую оценку.

 

2.3. Тоска Онегина — дань моде или глубокое внутреннее переживание? (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Размышления о судьбах своего поколения встречаются в произведениях русской литературы довольно часто. А. С. Пушкин создал бессмертный образ Евгения Онегина, «лишнего человека» своего поколения. В сердце Онегина — пустота, скептицизм, он не знает, где применить свои способности. Тоска и хандра героя — не дань моде, а глубокое внутренне переживание.

 

2.4. Каково отношение автора к русской деревне? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)

Исходное название рассказа «Матренин двор» — «Не стоит село без праведника», окончательное дал А. П. Твардовский. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина русской деревни. Взгляд А. И. Солженицына па деревню 50—60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений. «Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою — как самой дешевой, ею откармливали свиней и мешками брали)».

В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины — наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Смерть героини — это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрёна умирает и «погибает» вся деревня: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

 

2.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.