Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 1 № 2116
i

Двое топ­чут­ся по кругу,

Слов­но пара на кругу,

И гля­дят в глаза друг другу:

Зверю-зверь и враг-врагу.

 

Как на древ­нем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, —

Вме­сто тысяч бьют­ся двое,

Слов­но схват­ка все решит.

 

А вб­ли­зи от де­ре­вуш­ки,

Где за­стал их свет днев­ной,

Са­мо­ле­ты, танки, пушки

У обоих за спи­ной.

 

Но до боя нет им дела,

И ни звука с тех сто­рон.

В оди­ноч­ку — гру­дью, телом

Бьет­ся Тер­кин, дер­жит фронт.

 

На пе­чаль­ном том за­двор­ке,

У по­ки­ну­тых дво­ров

Дер­жит фронт Ва­си­лий Тер­кин,

В за­бы­тьи гло­тая кровь.

 

Бьет­ся на­смерть па­рень бра­вый,

Так что дым стоит сырой,

Слов­но вся стра­на-дер­жа­ва

Видит Тер­ки­на: —

Герой!

 

Что стра­на! Хотя бы рота

Ви­деть из­да­ли могла,

Ка­ко­ва его ра­бо­та

И какие тут дела.

 

Толь­ко Тер­кин не в обиде.

Не затем на смерть идешь.

Чтобы кто-ни­будь уви­дел.

Хо­ро­шо б. А нет — ну что ж...

 

Бьет­ся на­смерть па­рень бра­вый —

Так, как бьют­ся на войне.

И уже рукою пра­вой

Он вла­де­ет не впол­не.

 

Кость гудит от раны ста­рой,

И ему, чтоб креп­че бить.

Чтобы слева класть удары,

Хо­ро­шо б лев­шою быть.

 

Бьет­ся Тер­кин,

В драке зор­кий,

Ути­ра­ет кровь и пот.

Из­не­мог, убил­ся Тер­кин,

Но и враг уже не тот.

А. Т. Твар­дов­ский «Ва­си­лий Тер­кин»

1.  Глава, фраг­мент ко­то­рой пред­став­лен выше, на­зва­на «По­еди­нок». Какой смысл вкла­ды­ва­ет автор поэмы в это на­зва­ние?

 

2.  С какой целью в опи­са­нии по­един­ка автор ис­поль­зу­ет лек­си­че­ские по­вто­ры?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Глава «По­еди­нок» поэмы Твар­дов­ско­го «Ва­си­лий Тер­кин» рас­ска­зы­ва­ет о ру­ко­паш­ной схват­ке глав­но­го героя с ма­те­рым фри­цем. Так же, как в этой еди­нич­ной схват­ке сра­жа­ет­ся не на жизнь, а на смерть рус­ский воин, так и весь со­вет­ский народ сра­жа­ет­ся в схват­ке с фа­шиз­мом. Вот по­че­му для при­да­ния зна­чи­мо­сти схват­ка Тер­ки­на с нем­цем на­зва­на по­един­ком. На сто­ро­не Тер­ки­на в по­един­ке со­зна­ние спра­вед­ли­во­сти своей борь­бы: он за­щи­ща­ет род­ную землю, на ко­то­рую не­зва­ным го­стем при­шел за­хват­чик.

Как на древ­нем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит,  —

Вме­сто тысяч бьют­ся двое,

Слов­но схват­ка все решит.

И не­по­бе­ди­мый рус­ский воин дол­жен одер­жи­вать по­бе­ду в смер­тель­ной схват­ке, по­то­му что за ним Ро­ди­на.

 

2.  По­втор уси­ли­ва­ет эмо­ци­о­наль­но-об­раз­ную вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи. Вы­де­лен­ные по­вто­ря­ю­щи­е­ся слова «бьет­ся», «зверю  — зверь и враг  — врагу», «грудь на грудь, что щит на щит» несут ос­нов­ную смыс­ло­вую на­груз­ку: автор ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние на на­пря­жен­но­сти мо­мен­та, его важ­но­сти.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. По­ни­ма­ние пред­ло­жен­но­го тек­ста и при­вле­че­ние его для ар­гу­мен­та­ции
Ответ сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии пред­ло­жен­но­го тек­ста, для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Ответ сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии пред­ло­жен­но­го тек­ста, для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1,

И/ИЛИ до­пу­ще­но три или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
2. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых и грам­ма­ти­че­ских норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые, грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая, и/или грам­ма­ти­че­ская) — сум­мар­но не более трех оши­бок1
До­пу­ще­но две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл4

 

__________________________

1 Под ис­ка­же­ни­ем ав­тор­ской по­зи­ции по­ни­ма­ет­ся гру­бое ис­ка­же­ние наи­бо­лее важ­ных

идей про­из­ве­де­ния, общих ав­тор­ских оце­нок.

Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 42. А. Т.  Твар­дов­ский. Поэма «Ва­си­лий Тёркин» (главы «Пе­ре­пра­ва», «Гар­монь», «Два сол­да­та», «По­еди­нок» и дру­гие)
1
Тип 5 № 117
i

Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 2 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  Что яв­ля­ет­ся глав­ным в ха­рак­те­ре глав­но­го героя поэмы А. Т. Твар­дов­ско­го «Ва­си­лий Тер­кин»?

2.  Как в по­э­зии XX века рас­кры­ва­ет­ся тема ху­дож­ни­ка и эпохи? (На при­ме­ре 2−3 про­из­ве­де­ний од­но­го из по­этов.)

3.  Тема «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка» в по­ве­сти Н. В. Го­го­ля «Ши­нель».

4.  Про­бле­ма вза­и­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и при­ро­ды в со­вре­мен­ной оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре. (На при­ме­ре од­но­го из про­из­ве­де­ний.)

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


2
Тип Д1 C1 № 114
i

1.1.1. Глава, фраг­мент ко­то­рой пред­став­лен выше, на­зва­на «По­еди­нок». Какой смысл вкла­ды­ва­ет автор поэмы в это на­зва­ние?

 

1.2.1. Ка­ки­ми чув­ства­ми и на­стро­е­ни­ем про­ник­ну­то сти­хо­тво­ре­ние М. И. Цве­та­е­вой?


3
Тип Д2 C2 № 115
i

1.1.2. С какой целью в опи­са­нии по­един­ка автор ис­поль­зу­ет лек­си­че­ские по­вто­ры?

1.2.2. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на об­раз­ный ряд сти­хо­тво­ре­ния. Как он по­мо­га­ет рас­кры­тию его глав­ной темы?


4
Тип Д3 C3 № 116
i

1.1.3. Со­по­ставь­те фраг­мен­ты поэмы А. Т. Твар­дов­ско­го «Ва­си­лий Тер­кин» и «Слова о полку Иго­ре­ве». Как рас­кры­ва­ет­ся в них тема во­ин­ско­го по­дви­га?

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние М. И. Цве­та­е­вой из цикла «Стихи о Москве» и сти­хо­тво­ре­ние В. В. Ма­я­ков­ско­го «Про­ща­нье». В чем свое­об­ра­зие рас­кры­тия мос­ков­ской темы в ука­зан­ных про­из­ве­де­ни­ях?