Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д2 C2 № 115
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ния 1.1.1—1.1.2.

Двое топ­чут­ся по кругу,

Слов­но пара на кругу,

И гля­дят в глаза друг другу:

Зверю-зверь и враг-врагу.

 

Как на древ­нем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, —

Вме­сто тысяч бьют­ся двое,

Слов­но схват­ка все решит.

 

А вб­ли­зи от де­ре­вуш­ки,

Где за­стал их свет днев­ной,

Са­мо­ле­ты, танки, пушки

У обоих за спи­ной.

 

Но до боя нет им дела,

И ни звука с тех сто­рон.

В оди­ноч­ку — гру­дью, телом

Бьет­ся Тер­кин, дер­жит фронт.

 

На пе­чаль­ном том за­двор­ке,

У по­ки­ну­тых дво­ров

Дер­жит фронт Ва­си­лий Тер­кин,

В за­бы­тьи гло­тая кровь.

 

Бьет­ся на­смерть па­рень бра­вый,

Так что дым стоит сырой,

Слов­но вся стра­на-дер­жа­ва

Видит Тер­ки­на: —

Герой!

 

Что стра­на! Хотя бы рота

Ви­деть из­да­ли могла,

Ка­ко­ва его ра­бо­та

И какие тут дела.

 

Толь­ко Тер­кин не в обиде.

Не затем на смерть идешь.

Чтобы кто-ни­будь уви­дел.

Хо­ро­шо б. А нет — ну что ж...

 

Бьет­ся на­смерть па­рень бра­вый —

Так, как бьют­ся на войне.

И уже рукою пра­вой

Он вла­де­ет не впол­не.

 

Кость гудит от раны ста­рой,

И ему, чтоб креп­че бить.

Чтобы слева класть удары,

Хо­ро­шо б лев­шою быть.

 

Бьет­ся Тер­кин,

В драке зор­кий,

Ути­ра­ет кровь и пот.

Из­не­мог, убил­ся Тер­кин,

Но и враг уже не тот.

А. Т. Твар­дов­ский «Ва­си­лий Тер­кин»

 

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ное ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ния 1.2.1—1.2.2.

***

— Москва! —Какой огром­ный

Стран­но­при­им­ный дом!

Всяк на Руси — без­дом­ный.

Мы все к тебе при­дем.

 

Клей­мо по­зо­рит плечи,

За го­ле­ни­щем нож.

Из­да­ле­ка — да­ле­че

Ты все же по­зо­вешь.

 

На ка­торж­ные клей­ма,

На вся­кую бо­лесть —

Мла­де­нец Пан­те­лей­мон*

У нас, це­ли­тель, есть.

 

А вон за тою двер­цей,

Куда народ валит, —

Там Ивер­ское серд­це

Чер­вон­ное горит.**

 

И льет­ся ал­ли­луйя

На смуг­лые поля.

Я в грудь тебя целую,

Мос­ков­ская земля!

М. И. Цве­та­е­ва, 1916

____________

*Пан­те­лей­мон  — имя свя­то­го-ис­це­ли­те­ля, изоб­ра­жав­ше­го­ся на ико­нах в об­ли­ке от­ро­ка.

**В Ивер­ской ча­сов­не на­хо­ди­лась икона Ивер­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри в окла­де из чер­вон­но­го зо­ло­та.

1.1.2. С какой целью в опи­са­нии по­един­ка автор ис­поль­зу­ет лек­си­че­ские по­вто­ры?

1.2.2. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на об­раз­ный ряд сти­хо­тво­ре­ния. Как он по­мо­га­ет рас­кры­тию его глав­ной темы?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.1.2. По­втор уси­ли­ва­ет эмо­ци­о­наль­но-об­раз­ную вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи. Вы­де­лен­ные по­вто­ря­ю­щи­е­ся слова «бьет­ся», «зверю  — зверь и враг  — врагу», «грудь на грудь, что щит на щит» несут ос­нов­ную смыс­ло­вую на­груз­ку: автор ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние на на­пря­жен­но­сти мо­мен­та, его важ­но­сти.

 

1.2.2. Цикл «Стихи о Москве», к ко­то­ро­му при­над­ле­жит сти­хо­тво­ре­ние, со­здан в тра­ди­ци­ях рус­ской пра­во­слав­ной куль­ту­ры. В на­ча­ле сти­хо­тво­ре­ния Москва  — это дом, в ко­то­ром каж­дый может найти себе приют:

—Москва!  — Какой огром­ный

Стран­но­при­им­ный дом!

Всяк на Руси  — без­дом­ный.

Мы все к тебе при­дем.

Что бы ни слу­чи­лось в твоей судь­бе, пишет Цве­та­е­ва, этот город зовет, как мать зовет и ждет своих детей:

Клей­мо по­зо­рит плечи,

За го­ле­ни­щем нож.

Из­да­ле­ка  — да­ле­че

Ты все же по­зо­вешь.

В тре­тьей стро­фе сти­хо­тво­ре­ния воз­ни­ка­ет образ свя­то­го Пан­те­лей­мо­на, го­то­во­го прий­ти на по­мощь страж­ду­щим. В чет­вер­той стро­фе  — образ мос­ков­ской чу­до­твор­ной иконы Бо­жьей Ма­те­ри. Так, образ Моск­вы-ма­те­ри, воз­ник­ший в на­ча­ле сти­хо­тво­ре­ния, пе­ре­кли­ка­ет­ся с об­ра­зом Бо­жьей Ма­те­ри. И те­перь уже в сти­хо­тво­ре­нии ярко за­зву­ча­ла тема со­бор­но­го еди­не­ния, а образ го­ро­да вос­при­ни­ма­ет­ся как сим­вол на­ци­о­наль­ной свя­ты­ни.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие от­ве­та за­да­нию
Ответ на во­прос дан и сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на2
Ответ со­дер­жа­тель­но со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей, но не поз­во­ля­ет су­дить о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния, и/или ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1
Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п., фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны одна-две фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ

до­пу­ще­но более двух фак­ти­че­ских оши­бок

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая). Сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл6
1
Тип 1 № 2116
i

1.  Глава, фраг­мент ко­то­рой пред­став­лен выше, на­зва­на «По­еди­нок». Какой смысл вкла­ды­ва­ет автор поэмы в это на­зва­ние?

 

2.  С какой целью в опи­са­нии по­един­ка автор ис­поль­зу­ет лек­си­че­ские по­вто­ры?


2
Тип 5 № 117
i

Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 2 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  Что яв­ля­ет­ся глав­ным в ха­рак­те­ре глав­но­го героя поэмы А. Т. Твар­дов­ско­го «Ва­си­лий Тер­кин»?

2.  Как в по­э­зии XX века рас­кры­ва­ет­ся тема ху­дож­ни­ка и эпохи? (На при­ме­ре 2−3 про­из­ве­де­ний од­но­го из по­этов.)

3.  Тема «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка» в по­ве­сти Н. В. Го­го­ля «Ши­нель».

4.  Про­бле­ма вза­и­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и при­ро­ды в со­вре­мен­ной оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре. (На при­ме­ре од­но­го из про­из­ве­де­ний.)

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


3
Тип Д1 C1 № 114
i

1.1.1. Глава, фраг­мент ко­то­рой пред­став­лен выше, на­зва­на «По­еди­нок». Какой смысл вкла­ды­ва­ет автор поэмы в это на­зва­ние?

 

1.2.1. Ка­ки­ми чув­ства­ми и на­стро­е­ни­ем про­ник­ну­то сти­хо­тво­ре­ние М. И. Цве­та­е­вой?


4
Тип Д3 C3 № 116
i

1.1.3. Со­по­ставь­те фраг­мен­ты поэмы А. Т. Твар­дов­ско­го «Ва­си­лий Тер­кин» и «Слова о полку Иго­ре­ве». Как рас­кры­ва­ет­ся в них тема во­ин­ско­го по­дви­га?

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние М. И. Цве­та­е­вой из цикла «Стихи о Москве» и сти­хо­тво­ре­ние В. В. Ма­я­ков­ско­го «Про­ща­нье». В чем свое­об­ра­зие рас­кры­тия мос­ков­ской темы в ука­зан­ных про­из­ве­де­ни­ях?