Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Двое топчутся по кругу, Словно пара на кругу, И глядят в глаза друг другу: Зверю-зверь и враг-врагу.
Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, — Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит.
А вблизи от деревушки, Где застал их свет дневной, Самолеты, танки, пушки У обоих за спиной.
Но до боя нет им дела, И ни звука с тех сторон. В одиночку — грудью, телом Бьется Теркин, держит фронт.
На печальном том задворке, У покинутых дворов Держит фронт Василий Теркин, В забытьи глотая кровь.
Бьется насмерть парень бравый, Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: — Герой!
Что страна! Хотя бы рота Видеть издали могла, Какова его работа И какие тут дела.
Только Теркин не в обиде. Не затем на смерть идешь. Чтобы кто-нибудь увидел. Хорошо б. А нет — ну что ж...
Бьется насмерть парень бравый — Так, как бьются на войне. И уже рукою правой Он владеет не вполне.
Кость гудит от раны старой, И ему, чтоб крепче бить. Чтобы слева класть удары, Хорошо б левшою быть.
Бьется Теркин, В драке зоркий, Утирает кровь и пот. Изнемог, убился Теркин, Но и враг уже не тот. |
А. Т. Твардовский «Василий Теркин»
Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
— Москва! —Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси — бездомный. Мы все к тебе придем.
Клеймо позорит плечи, За голенищем нож. Издалека — далече Ты все же позовешь.
На каторжные клейма, На всякую болесть — Младенец Пантелеймон* У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей, Куда народ валит, — Там Иверское сердце Червонное горит.**
И льется аллилуйя На смуглые поля. Я в грудь тебя целую, Московская земля! |
М. И. Цветаева, 1916
____________
*Пантелеймон — имя святого-исцелителя, изображавшегося на иконах в облике отрока.
**В Иверской часовне находилась икона Иверской Божией Матери в окладе из червонного золота.
1.1.2. С какой целью в описании поединка автор использует лексические повторы?
1.2.2. Обратите внимание на образный ряд стихотворения. Как он помогает раскрытию его главной темы?
1.1.2. Повтор усиливает эмоционально-образную выразительность художественной речи. Выделенные повторяющиеся слова «бьется», «зверю — зверь и враг — врагу», «грудь на грудь, что щит на щит» несут основную смысловую нагрузку: автор акцентирует внимание на напряженности момента, его важности.
1.2.2. Цикл «Стихи о Москве», к которому принадлежит стихотворение, создан в традициях русской православной культуры. В начале стихотворения Москва — это дом, в котором каждый может найти себе приют:
—Москва! — Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
Что бы ни случилось в твоей судьбе, пишет Цветаева, этот город зовет, как мать зовет и ждет своих детей:
Клеймо позорит плечи,
За голенищем нож.
Издалека — далече
Ты все же позовешь.
В третьей строфе стихотворения возникает образ святого Пантелеймона, готового прийти на помощь страждущим. В четвертой строфе — образ московской чудотворной иконы Божьей Матери. Так, образ Москвы-матери, возникший в начале стихотворения, перекликается с образом Божьей Матери. И теперь уже в стихотворении ярко зазвучала тема соборного единения, а образ города воспринимается как символ национальной святыни.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие ответа заданию | |
| Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена | 2 |
| Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена | 1 |
| Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 6 |


1. Глава, фрагмент которой представлен выше, названа «Поединок». Какой смысл вкладывает автор поэмы в это название?
2. С какой целью в описании поединка автор использует лексические повторы?
1. Глава «Поединок» поэмы Твардовского «Василий Теркин» рассказывает о рукопашной схватке главного героя с матерым фрицем. Так же, как в этой единичной схватке сражается не на жизнь, а на смерть русский воин, так и весь советский народ сражается в схватке с фашизмом. Вот почему для придания значимости схватка Теркина с немцем названа поединком. На стороне Теркина в поединке сознание справедливости своей борьбы: он защищает родную землю, на которую незваным гостем пришел захватчик.
Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.
И непобедимый русский воин должен одерживать победу в смертельной схватке, потому что за ним Родина.
2. Повтор усиливает эмоционально-образную выразительность художественной речи. Выделенные повторяющиеся слова «бьется», «зверю — зверь и враг — врагу», «грудь на грудь, что щит на щит» несут основную смысловую нагрузку: автор акцентирует внимание на напряженности момента, его важности.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации | |
| Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки | 0 |
| 2. Логичность и соблюдение речевых и грамматических норм | |
| Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая, и/или грамматическая) — суммарно не более трех ошибок | 1 |
| Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 4 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных
идей произведения, общих авторских оценок.


Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (1−5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объеме не менее 200 слов (если объем сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1. Что является главным в характере главного героя поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»?
2. Как в поэзии XX века раскрывается тема художника и эпохи? (На примере 2−3 произведений одного из поэтов.)
3. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель».
4. Проблема взаимоотношений человека и природы в современной отечественной литературе. (На примере одного из произведений.)
5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Комментарии к сочинениям
1. Что является главным в характере главного героя поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»?
«Василий Теркин» — это «книга про бойца». Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеивающийся над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти. Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ:
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
Высокое мастерство поэта проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не «приземляя» героя, воплотить в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подвигу, любовь к труду. Созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость. Поэма Твардовского — произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народные. Поэтому она и стала самым значительным поэтическим произведением о Великой Отечественной войне, полюбилась миллионам читателей и породила, в свою очередь, в народе сотни подражании и «продолжений».
2. Как в поэзии XX века раскрывается тема художника и эпохи? (На примере 2−3 произведений одного из поэтов.)
Наш современник Е.Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт», — эти строки как нельзя лучше определяют суть поэтического творчества. Для настоящего поэта жизненное и творческое кредо синонимичны. Мотив единства жизни и творчества — один из ведущих в лирике Пастернака. Тема также актуальна и для творчества А Ахматовой, писать для которой было так же естественно, как дышать. В цикле «Тайны ремесла» поэтесса попыталась раскрыть свое понимание творчества, которое продолжает традицию восприятия процесса написания стихотворений как осуществление посреднической связи между Творцом и миром людей (стихотворение «Творчество»). Объяснить это таинство невозможно, в нем «все быть должно некстати». И естественность, и простота, с которой порой рождается поэзия, роднит ее с живым существом, способным «расти»:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора.
Как лопухи и лебеда.
Продолжая традиционную для русской поэзии тему о назначении поэта, о цели его творчества, А. А. Ахматова развивает ее в новом ключе, вносит в нее новые мотивы. Прежде всего, поэтессе удается раскрыть своеобразие женского внутреннего мира. Трагичность судьбы поэтессы, по мнению А. А. Ахматовой, заключается в том, что женское счастье нельзя совместить с полной отдачей творчеству. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего, 1911 года, стихотворения «Музе», где Муза-сестра отнимает «Золотое кольцо» — символ земных радостей — и обрекает лирическую героиню на «любовную пытку». Однако Ахматова предвидит, что поэтическая слава не может заменить любви и счастья земного.
3. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель».
«Зачем же изображать бедность...и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдаленных закоулков государства?... нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» — писал Н. В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.
«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести — Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая — духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая — произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.
4. Проблема взаимоотношений человека и природы в современной отечественной литературе. (На примере одного из произведений.)
Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.
Валентин Распутин обращается к проблеме общения человека с природой во многих произведениях. Например, в «Прощании с Матерой» — книге о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием; Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. Кто дал человеку право распоряжаться всем так бездумно?
Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память - это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая и, когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — такие размышления вызывает повесть В. Распутина.
5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
— по критерию К1 выставлено 0 баллов;
— в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные)3;
— вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман)4.
Если сумма выставленных баллов по
| Критерии | Баллы |
|---|---|
| К1. Раскрытие темы сочинения | |
| Указания по оцениванию сочинения по критерию К1 1) Недоказанный тезис не засчитывается. 2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция — единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов; — одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла; — двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов. | |
| Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему | 2 |
| Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему | 1 |
| Тема не раскрыта | 0 |
| К2. Привлечение текста произведения | |
| Указание по оцениванию сочинения по критерию К2 Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее двух произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только одного произведения оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов. | |
| Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т. е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т. п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения | 3 |
| Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т. е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение | 2 |
| Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании | 1 |
| Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) | 0 |
| К3. Фактологическая точность сочинения | |
| Указание по оцениванию сочинения по критерию К4 Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов. | |
| Отсутствуют фактические ошибки | 2 |
| Допущена одна ошибка | 1 |
| Допущены две или более ошибки | 0 |
| К4. Опора на теоретико-литературные понятия | |
| Указание по оцениванию сочинения по критерию К4 Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов. | |
| Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
| Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
| Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий | 0 |
| К5. Композиционная цельность и логичность | |
| Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия | 3 |
| Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия | 2 |
| Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями | 1 |
| Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается | 0 |
| К6. Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок | 2 |
| 1 | |
| Допущено пять или более речевых ошибок | 0 |
| К7. Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырех ошибок | 1 |
| Допущено пять или более ошибок | 0 |
| К8. Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырех ошибок | 1 |
| Допущено пять или более ошибок | 0 |
| К9. Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет, или | 1 |
| Допущены три или более ошибки | 0 |
| Максимальный балл за сочинение — 17 | |
__________________________
3Правила подсчёта слов совпадают с правилами, используемыми при проверке работ ЕГЭ по русскому языку, ЕГЭ по литературе: «При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» — одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).
4Если кроме произведений художественной литературы для раскрытия темы привлекается текст со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман) или произведение массовой культуры (тексты репа, песен поп-музыкантов), то по
1.1.1. Глава, фрагмент которой представлен выше, названа «Поединок». Какой смысл вкладывает автор поэмы в это название?
1.2.1. Какими чувствами и настроением проникнуто стихотворение М. И. Цветаевой?
1.1.1. Глава «Поединок» поэмы Твардовского «Василий Теркин» рассказывает о рукопашной схватке главного героя с матерым фрицем. Так же, как в этой единичной схватке сражается не на жизнь, а на смерть русский воин, так и весь советский народ сражается в схватке с фашизмом. Вот почему для придания значимости схватка Теркина с немцем названа поединком. На стороне Теркина в поединке сознание справедливости своей борьбы: он защищает родную землю, на которую незваным гостем пришел захватчик.
Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.
И непобедимый русский воин должен одерживать победу в смертельной схватке, потому что за ним Родина.
1.2.1. Цветаева искренне любила Москву. Где бы ни жила Цветаева впоследствии, она не могла забыть Россию, свой родной город, ставший для нее путеводной звездой, в который, в конце концов, надеялась вернуться. Именно поэтому в стихотворении звучат печальные нотки, которые все же перерастают в последних строках в «аллилуйя» своей горячо любимой Родине.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие ответа заданию | |
| Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена | 2 |
| Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена | 1 |
| Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 6 |
1.1.3. Сопоставьте фрагменты поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» и «Слова о полку Игореве». Как раскрывается в них тема воинского подвига?
1.2.3. Сопоставьте стихотворение М. И. Цветаевой из цикла «Стихи о Москве» и стихотворение В. В. Маяковского «Прощанье». В чем своеобразие раскрытия московской темы в указанных произведениях?
1.1.3. В приведенном фрагменте «Слова…» описывается бой русских дружин с половцами. Глава «Поединок» поэмы Твардовского «Василий Теркин» рассказывает о рукопашной схватке главного героя с матерым фрицем. В обоих произведениях авторы прославляют мужество русских воинов, которые за Родину готовы жизнь отдать. Сама природа в «Слове…» скорбит о надвигающейся битве с половцами, сочувствуя «храбрым русичам», желая им победы. На стороне Теркина в поединке сознание справедливости своей борьбы: он защищает родную землю, на которую незваным гостем пришел захватчик.
Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.
И непобедимый русский воин должен одерживать победу в смертельной схватке, потому что за ним Родина. Победа во все времена достигается тяжелым ратным трудом, который сам по себе есть уже подвиг.
1.2.3. Оба стихотворения объединены патриотической темой. И у Цветаевой, и у Маяковского звучит преклонение перед своим родным городом, гордость за то, что они причастны к великой Москве, желание возвращаться домой, куда бы ни забрасывала судьба. Разница в восприятии московской темы в том, что у Цветаевой звучит мотив соборного единения, а образ города воспринимается как символ национальной святыни. У Маяковского объяснение в любви к своему городу строится на его противопоставлении Парижу. Маяковский не пояснят, за что он любит свой город. Это любовь подсознательная, как любовь сына к матери.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Сопоставление произведений | |
| Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена | 2 |
| Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция искажена | 1 |
| Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., фактические ошибки отсутствуют | 4 |
| Для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.; текст другого произведения – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
| Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
| Для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
| Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из сопоставляемых произведений, И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 8 |
Наверх

