Прочитайте приведенные ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.
Двое топчутся по кругу, Словно пара на кругу, И глядят в глаза друг другу: Зверю-зверь и враг-врагу.
Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, — Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит.
А вблизи от деревушки, Где застал их свет дневной, Самолеты, танки, пушки У обоих за спиной.
Но до боя нет им дела, И ни звука с тех сторон. В одиночку — грудью, телом Бьется Теркин, держит фронт.
На печальном том задворке, У покинутых дворов Держит фронт Василий Теркин, В забытьи глотая кровь.
Бьется насмерть парень бравый, Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: — Герой!
Что страна! Хотя бы рота Видеть издали могла, Какова его работа И какие тут дела.
Только Теркин не в обиде. Не затем на смерть идешь. Чтобы кто-нибудь увидел. Хорошо б. А нет — ну что ж...
Бьется насмерть парень бравый — Так, как бьются на войне. И уже рукою правой Он владеет не вполне.
Кость гудит от раны старой, И ему, чтоб крепче бить. Чтобы слева класть удары, Хорошо б левшою быть.
Бьется Теркин, В драке зоркий, Утирает кровь и пот. Изнемог, убился Теркин, Но и враг уже не тот. |
А. Т. Твардовский «Василий Теркин»
***********************
Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлеными щитами. Ярый тур Всеволод! Бьешься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, - там лежат поганые головы половецкие. Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калеными, ярый тур Всеволод! |
«Слово о полку Игореве», пер. Д. С. Лихачева
Прочитайте приведенные ниже произведения и выполните задание 1.2.3.
— Москва! — Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси — бездомный. Мы все к тебе придем.
Клеймо позорит плечи, За голенищем нож. Издалека — далече Ты все же позовешь.
На каторжные клейма, На всякую болесть — Младенец Пантелеймон* У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей, Куда народ валит, — Там Иверское сердце Червонное горит.**
И льется аллилуйя На смуглые поля. Я в грудь тебя целую, Московская земля!
М. И. Цветаева, 1916 | В авто, последний франк разменяв.
— В котором часу на Марсель? —
Париж бежит, провожая меня,
во всей невозможной красе.
Подступай к глазам, разлуки жижа,
сердце мне сентиментальностью расквась!
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
если б не было такой земли — Москва.
В. В. Маяковский, 1925 |
1.1.3. Сопоставьте фрагменты поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» и «Слова о полку Игореве». Как раскрывается в них тема воинского подвига?
1.2.3. Сопоставьте стихотворение М. И. Цветаевой из цикла «Стихи о Москве» и стихотворение В. В. Маяковского «Прощанье». В чем своеобразие раскрытия московской темы в указанных произведениях?
1.1.3. В приведенном фрагменте «Слова…» описывается бой русских дружин с половцами. Глава «Поединок» поэмы Твардовского «Василий Теркин» рассказывает о рукопашной схватке главного героя с матерым фрицем. В обоих произведениях авторы прославляют мужество русских воинов, которые за Родину готовы жизнь отдать. Сама природа в «Слове…» скорбит о надвигающейся битве с половцами, сочувствуя «храбрым русичам», желая им победы. На стороне Теркина в поединке сознание справедливости своей борьбы: он защищает родную землю, на которую незваным гостем пришел захватчик.
Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.
И непобедимый русский воин должен одерживать победу в смертельной схватке, потому что за ним Родина. Победа во все времена достигается тяжелым ратным трудом, который сам по себе есть уже подвиг.
1.2.3. Оба стихотворения объединены патриотической темой. И у Цветаевой, и у Маяковского звучит преклонение перед своим родным городом, гордость за то, что они причастны к великой Москве, желание возвращаться домой, куда бы ни забрасывала судьба. Разница в восприятии московской темы в том, что у Цветаевой звучит мотив соборного единения, а образ города воспринимается как символ национальной святыни. У Маяковского объяснение в любви к своему городу строится на его противопоставлении Парижу. Маяковский не пояснят, за что он любит свой город. Это любовь подсознательная, как любовь сына к матери.



