Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д3 C3 № 116
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ные ниже фраг­мен­ты про­из­ве­де­ний и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.1.3.

Двое топ­чут­ся по кругу,

Слов­но пара на кругу,

И гля­дят в глаза друг другу:

Зверю-зверь и враг-врагу.

 

Как на древ­нем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, —

Вме­сто тысяч бьют­ся двое,

Слов­но схват­ка все решит.

 

А вб­ли­зи от де­ре­вуш­ки,

Где за­стал их свет днев­ной,

Са­мо­ле­ты, танки, пушки

У обоих за спи­ной.

 

Но до боя нет им дела,

И ни звука с тех сто­рон.

В оди­ноч­ку — гру­дью, телом

Бьет­ся Тер­кин, дер­жит фронт.

 

На пе­чаль­ном том за­двор­ке,

У по­ки­ну­тых дво­ров

Дер­жит фронт Ва­си­лий Тер­кин,

В за­бы­тьи гло­тая кровь.

 

Бьет­ся на­смерть па­рень бра­вый,

Так что дым стоит сырой,

Слов­но вся стра­на-дер­жа­ва

Видит Тер­ки­на: —

Герой!

 

Что стра­на! Хотя бы рота

Ви­деть из­да­ли могла,

Ка­ко­ва его ра­бо­та

И какие тут дела.

 

Толь­ко Тер­кин не в обиде.

Не затем на смерть идешь.

Чтобы кто-ни­будь уви­дел.

Хо­ро­шо б. А нет — ну что ж...

 

Бьет­ся на­смерть па­рень бра­вый —

Так, как бьют­ся на войне.

И уже рукою пра­вой

Он вла­де­ет не впол­не.

 

Кость гудит от раны ста­рой,

И ему, чтоб креп­че бить.

Чтобы слева класть удары,

Хо­ро­шо б лев­шою быть.

 

Бьет­ся Тер­кин,

В драке зор­кий,

Ути­ра­ет кровь и пот.

Из­не­мог, убил­ся Тер­кин,

Но и враг уже не тот.

А. Т. Твар­дов­ский «Ва­си­лий Тер­кин»

 

***********************

Вот ветры, внуки Стри­бо­га, веют с моря стре­ла­ми

на храб­рые полки Игоря.

Земля гудит,

реки мутно текут,

пыль поля при­кры­ва­ет,

стяги го­во­рят:

по­лов­цы идут от Дона

и от моря

и со всех сто­рон рус­ские полки об­сту­пи­ли.

Дети бе­со­вы кли­ком поля пе­ре­го­ро­ди­ли,

а храб­рые ру­си­чи пе­ре­го­ро­ди­ли черв­ле­ны­ми щи­та­ми.

Ярый тур Все­во­лод!

Бьешь­ся ты впе­ре­ди,

пры­щешь на во­и­нов стре­ла­ми,

гре­мишь о шлемы ме­ча­ми бу­лат­ны­ми.

Куда, тур, по­ска­чешь,

своим зо­ло­тым шле­мом по­све­чи­вая, -

там лежат по­га­ные го­ло­вы по­ло­вец­кие.

Рас­щеп­ле­ны шлемы авар­ские тво­и­ми саб­ля­ми ка­ле­ны­ми,

ярый тур Все­во­лод!

«Слово о полку Иго­ре­ве», пер. Д. С. Ли­ха­че­ва

 

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ные ниже про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.3.

 

***

— Москва!  — Какой огром­ный

Стран­но­при­им­ный дом!

Всяк на Руси  — без­дом­ный.

Мы все к тебе при­дем.

 

Клей­мо по­зо­рит плечи,

За го­ле­ни­щем нож.

Из­да­ле­ка  — да­ле­че

Ты все же по­зо­вешь.

 

На ка­торж­ные клей­ма,

На вся­кую бо­лесть  —

Мла­де­нец Пан­те­лей­мон*

У нас, це­ли­тель, есть.

 

А вон за тою двер­цей,

Куда народ валит,  —

Там Ивер­ское серд­це

Чер­вон­ное горит.**

 

И льет­ся ал­ли­луйя

На смуг­лые поля.

Я в грудь тебя целую,

Мос­ков­ская земля!

 

М. И. Цве­та­е­ва, 1916

Про­ща­нье

В авто,

по­след­ний франк раз­ме­няв.

 

— В ко­то­ром часу на Мар­сель?  —

 

Париж

бежит,

про­во­жая меня,

 

во всей

не­воз­мож­ной красе.

 

Под­сту­пай

к гла­зам,

раз­лу­ки жижа,

 

серд­це

мне

сен­ти­мен­таль­но­стью рас­квась!

 

Я хотел бы

жить

и уме­реть в Па­ри­же,

 

если б не было

такой земли  —

Москва.

 

В. В. Ма­я­ков­ский, 1925

1.1.3. Со­по­ставь­те фраг­мен­ты поэмы А. Т. Твар­дов­ско­го «Ва­си­лий Тер­кин» и «Слова о полку Иго­ре­ве». Как рас­кры­ва­ет­ся в них тема во­ин­ско­го по­дви­га?

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние М. И. Цве­та­е­вой из цикла «Стихи о Москве» и сти­хо­тво­ре­ние В. В. Ма­я­ков­ско­го «Про­ща­нье». В чем свое­об­ра­зие рас­кры­тия мос­ков­ской темы в ука­зан­ных про­из­ве­де­ни­ях?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.1.3. В при­ве­ден­ном фраг­мен­те «Слова…» опи­сы­ва­ет­ся бой рус­ских дру­жин с по­лов­ца­ми. Глава «По­еди­нок» поэмы Твар­дов­ско­го «Ва­си­лий Тер­кин» рас­ска­зы­ва­ет о ру­ко­паш­ной схват­ке глав­но­го героя с ма­те­рым фри­цем. В обоих про­из­ве­де­ни­ях ав­то­ры про­слав­ля­ют му­же­ство рус­ских во­и­нов, ко­то­рые за Ро­ди­ну го­то­вы жизнь от­дать. Сама при­ро­да в «Слове…» скор­бит о на­дви­га­ю­щей­ся битве с по­лов­ца­ми, со­чув­ствуя «храб­рым ру­си­чам», желая им по­бе­ды. На сто­ро­не Тер­ки­на в по­един­ке со­зна­ние спра­вед­ли­во­сти своей борь­бы: он за­щи­ща­ет род­ную землю, на ко­то­рую не­зва­ным го­стем при­шел за­хват­чик.

Как на древ­нем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит,  —

Вме­сто тысяч бьют­ся двое,

Слов­но схват­ка все решит.

И не­по­бе­ди­мый рус­ский воин дол­жен одер­жи­вать по­бе­ду в смер­тель­ной схват­ке, по­то­му что за ним Ро­ди­на. По­бе­да во все вре­ме­на до­сти­га­ет­ся тя­же­лым рат­ным тру­дом, ко­то­рый сам по себе есть уже по­двиг.

 

1.2.3. Оба сти­хо­тво­ре­ния объ­еди­не­ны пат­ри­о­ти­че­ской темой. И у Цве­та­е­вой, и у Ма­я­ков­ско­го зву­чит пре­кло­не­ние перед своим род­ным го­ро­дом, гор­дость за то, что они при­част­ны к ве­ли­кой Москве, же­ла­ние воз­вра­щать­ся домой, куда бы ни за­бра­сы­ва­ла судь­ба. Раз­ни­ца в вос­при­я­тии мос­ков­ской темы в том, что у Цве­та­е­вой зву­чит мотив со­бор­но­го еди­не­ния, а образ го­ро­да вос­при­ни­ма­ет­ся как сим­вол на­ци­о­наль­ной свя­ты­ни. У Ма­я­ков­ско­го объ­яс­не­ние в любви к сво­е­му го­ро­ду стро­ит­ся на его про­ти­во­по­став­ле­нии Па­ри­жу. Ма­я­ков­ский не по­яс­нят, за что он любит свой город. Это лю­бовь под­со­зна­тель­ная, как лю­бовь сына к ма­те­ри.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ний
Со­по­став­ле­ны про­из­ве­де­ния в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на2
Со­по­став­ле­ны про­из­ве­де­ния в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1
Не про­ве­де­но со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции тек­сты двух про­из­ве­де­ний при­вле­ка­ют­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют4
Для ар­гу­мен­та­ции текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.; текст дру­го­го про­из­ве­де­ния – на уров­не его пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о со­дер­жа­нии,

И/ИЛИ

до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

3
Для ар­гу­мен­та­ции тек­сты двух про­из­ве­де­ний при­вле­ка­ют­ся на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний об их со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.),

ИЛИ

для ар­гу­мен­та­ции ис­поль­зу­ет­ся текст толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния, он при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские ошиб­ки

2
Для ар­гу­мен­та­ции ис­поль­зу­ет­ся текст толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния, он при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.),

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний не при­вле­ка­ет­ся текст ни од­но­го из со­по­став­ля­е­мых про­из­ве­де­ний,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая). Сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл8
1
Тип 1 № 2116
i

1.  Глава, фраг­мент ко­то­рой пред­став­лен выше, на­зва­на «По­еди­нок». Какой смысл вкла­ды­ва­ет автор поэмы в это на­зва­ние?

 

2.  С какой целью в опи­са­нии по­един­ка автор ис­поль­зу­ет лек­си­че­ские по­вто­ры?


2
Тип 5 № 117
i

Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 2 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  Что яв­ля­ет­ся глав­ным в ха­рак­те­ре глав­но­го героя поэмы А. Т. Твар­дов­ско­го «Ва­си­лий Тер­кин»?

2.  Как в по­э­зии XX века рас­кры­ва­ет­ся тема ху­дож­ни­ка и эпохи? (На при­ме­ре 2−3 про­из­ве­де­ний од­но­го из по­этов.)

3.  Тема «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка» в по­ве­сти Н. В. Го­го­ля «Ши­нель».

4.  Про­бле­ма вза­и­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и при­ро­ды в со­вре­мен­ной оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре. (На при­ме­ре од­но­го из про­из­ве­де­ний.)

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


3
Тип Д1 C1 № 114
i

1.1.1. Глава, фраг­мент ко­то­рой пред­став­лен выше, на­зва­на «По­еди­нок». Какой смысл вкла­ды­ва­ет автор поэмы в это на­зва­ние?

 

1.2.1. Ка­ки­ми чув­ства­ми и на­стро­е­ни­ем про­ник­ну­то сти­хо­тво­ре­ние М. И. Цве­та­е­вой?


4
Тип Д2 C2 № 115
i

1.1.2. С какой целью в опи­са­нии по­един­ка автор ис­поль­зу­ет лек­си­че­ские по­вто­ры?

1.2.2. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на об­раз­ный ряд сти­хо­тво­ре­ния. Как он по­мо­га­ет рас­кры­тию его глав­ной темы?