Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Старик Послушай: расскажу тебе Я повесть о самом себе. Давно, давно, когда Дунаю Не угрожал еще москаль — (Вот видишь, я припоминаю, Алеко, старую печаль.) Тогда боялись мы султана; А правил Буджаком паша
С высоких башен Аккермана — Я молод был; моя душа В то время радостно кипела; И ни одна в кудрях моих Еще сединка не белела, — Между красавиц молодых Одна была... и долго ею, Как солнцем, любовался я, И наконец назвал моею... Ах, быстро молодость моя Звездой падучею мелькнула! Но ты, пора любви, минула Еще быстрее: только год Меня любила Мариула. Однажды близ Кагульских вод Мы чуждый табор повстречали; Цыганы те, свои шатры Разбив близ наших у горы,
Две ночи вместе ночевали. Они ушли на третью ночь, —
И, брося маленькую дочь, Ушла за ними Мариула. Я мирно спал; заря блеснула; Проснулся я, подруги нет! Ищу, зову — пропал и след. Тоскуя, плакала Земфира, И я заплакал — с этих пор Постыли мне все девы мира; Меж ими никогда мой взор Не выбирал себе подруги, И одинокие досуги Уже ни с кем я не делил.
Алеко Да как же ты не поспешил Тотчас вослед неблагодарной И хищникам и ей коварной Кинжала в сердце не вонзил?
Старик К чему? вольнее птицы младость; Кто в силах удержать любовь? Чредою всем дается радость; Что было, то не будет вновь.
Алеко Я не таков. Нет, я не споря От прав моих не откажусь! Или хоть мщеньем наслажусь. О нет! когда б над бездной моря Нашел я спящего врага, Клянусь, и тут моя нога Не пощадила бы злодея; Я в волны моря, не бледнея, И беззащитного б толкнул; Внезапный ужас пробужденья Свирепым смехом упрекнул, И долго мне его паденья Смешон и сладок был бы гул. |
А. С. Пушкин «Цыганы»
Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слезы разлуки, В них трепет свиданья.
Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово; Но в храме, средь боя И где я ни буду, Услышав, его я Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы, На звук тот отвечу, И брошусь из битвы Ему я навстречу. |
М. Ю. Лермонтов
1.1.2. Как в приведенном фрагменте поэмы «Цыганы» проявляется мастерство поэта в выборе эпитетов?
1.2.2. Каков лирический герой стихотворения М. Ю. Лермонтова?
1.1.2. Эпитеты служат для создания художественного образа. Эпитеты в приведенном отрывке поддерживают общий смысл поэмы. Старик, рассказывая о своей жизни, предчувствуя беду от встречи с прибившимися к ним цыганами, называет этот табор «чуждым». Эпитет «чуждый» эмоционально негативно окрашен неслучайно — он предвещает эту беду. Алеко, говоря о мщении, которым он подверг бы изменников, использует определение «свирепым смехом», подчеркивающее ненависть Алеко к обидчикам, и мы понимаем, что месть его будет беспощадной и страшной.
1.2.2. Лирический герой Лермонтова — человек, страстно и тонко чувствующий, влюблен-ный в слово, готовый служить ему, какими бы трудными не были «муки творчества». Из стихотворения мы понимаем, почему в нем побеждала вера в поэзию при всей мучительности творческого процесса. «Из пламя и света рожденное слово» вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества, порыв броситься к нему навстречу и раствориться в нем.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие ответа заданию | |
| Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена | 2 |
| Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена | 1 |
| Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 6 |


1. Какие особенности натуры Алеко видны в его реакции на рассказ старика?
2. Как в приведенном фрагменте поэмы «Цыганы» проявляется мастерство поэта в выборе эпитетов?
1. Алеко, как и все романтические герои, молод, красив и несчастен. Он любит цыганку Земфиру, но с этим чувством к нему приходит лишь несчастье и презренье. Алеко, желающий для себя свободы, не желает признавать ее в другом человеке. В приведенном отрывке проявилась одна из характерных черт героя — эгоизм и несовместимость с окружающим миром, поэтому он противопоставляет себя старику:
Я не таков. Нет, я не споря
От прав моих не откажусь!
Или хоть мщеньем наслажусь.
2. Эпитеты служат для создания художественного образа. Эпитеты в приведенном отрывке поддерживают общий смысл поэмы. Старик, рассказывая о своей жизни, предчувствуя беду от встречи с прибившимися к ним цыганами, называет этот табор «чуждым». Эпитет «чуждый» эмоционально негативно окрашен неслучайно — он предвещает эту беду. Алеко, говоря о мщении, которым он подверг бы изменников, использует определение «свирепым смехом», подчеркивающее ненависть Алеко к обидчикам, и мы понимаем, что месть его будет беспощадной и страшной.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации | |
| Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки | 0 |
| 2. Логичность и соблюдение речевых и грамматических норм | |
| Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая, и/или грамматическая) — суммарно не более трех ошибок | 1 |
| Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 4 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных
идей произведения, общих авторских оценок.


1. Черты романтизма и реализма в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
2. Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
3. Как в рассказах А. П. Чехова изобличается добровольное рабство? (По 1−2 рассказам писателя по выбору учащегося.)
4. Как в русской литературе второй половины XX века отображен драматизм взаимоотношений человека и природы? (На примере творчества одного писателя по выбору учащегося.)
5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Комментарии к сочинениям
1. Черты романтизма и реализма в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
В поэме «Цыганы», написанной Пушкиным в 1824 году отражается сильнейший кризис романтического мировоззрения, который переживал поэт в это время (1823 — 1824 годы). Он разочаровался во всех своих романтических идеалах: свободы, высокого назначения поэзии, романтической вечной любви.
Содержание поэмы «Цыганы» — критическое разоблачение романтического героя и романтического идеала свободы. В «Цыганах» гораздо определеннее и резче противостоят друг другу патриархальный «естественный» уклад и мир цивилизации. Они предстают как воплощение свободы и рабства, ярких, искренних чувств и «мертвых нег», неприхотливой бедности и праздной роскоши. В цыганском таборе
Все скудно, дико, все нестройно;
Но все так живо-непокойно,
Так чуждо мертвых наших нег,
Так чуждо этой жизни праздной,
Как песнь рабов однообразной.
«Естественная» среда в «Цыганах» изображена — впервые в южных поэмах — как стихия свободы. Но сама свобода осознается теперь как мучительная проблема, как сложная нравственно-психологическая категория. В «Цыганах» Пушкин выразил новое представление о характере героя-индивидуалиста, о свободе личности вообще.
Алеко, придя к «сынам природы», получает полнейшую внешнюю свободу: «он волен так же, как они». Поэт снимает как будто бы все преграды на пути героя в новый для него мир.Тем не менее Алеко не дано насладиться счастьем и узнать вкус подлинной свободы. В нем по-прежнему живут характерные черты романтического индивидуалиста: гордыня, своеволие, чувство превосходства над другими людьми. Даже мирная жизнь в цыганском таборе не может заставить его забыть о пережитых бурях, о славе и роскоши, о соблазнах европейской цивилизации.
Неизбежность трагической развязки коренится, таким образом, в самой натуре героя, отравленного европейской цивилизацией, всем ее духом. Алеко не может «не привыкать», не может жить без Земфиры и ее любви. Ему кажется естественным даже и от нее требовать постоянства и верности, считать, что она всецело принадлежит ему:
Не изменись, мой нежный друг!
А я... одно мое желанье
С тобой делить любовь, досуг,
И добровольное изгнанье.
Свобода сама по себе еще не гарантирует счастья. Бегство от цивилизации бессмысленно и бесперспективно. Таким образом, в поэме соединились воедино во всей их противоположности черты романтизма и реализма.
2. Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
Лирический герой Лермонтова — гордая, одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Одиночество — центральная тема многих его стихов. Среди них стихотворение «И скучно и грустно…» Его лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в отчизне. Желания, любовь, страсти, то есть те переживания, в которых герой хотел бы найти себя, и таким образом найти смысл жизни, отвергаются из-за их временности, конечности, а не потому, что они не представляют никакой ценности. Герою не важны приземленные вещи, ему необходимо высокое оправдание жизни. Предшествующий опыт и размышления приводят к страшному выводу: жизнь, если отбросить проходящие эмоции и восторг, всего лишь «пустая и глупая шутка». Усталость, разочарование, одиночество захлестывают поэта. Его душа уже не рвется и не плачет, а с «холодным вниманьем» говорит о своем бесцельном существовании.
Мотив одиночества характерен и для любовной лирики Лермонтова, где основным становится мотив неверной любви, разлуки по вине любимой, но оказавшейся недостойной высоких и светлых чувств женщины. Разлад между действительностью и мечтой, характерный для романтического направления в лирике, оказывается убийственным для божественного чувства, разрушает его без остатка («Я не унижусь пред тобою…, «Валерик»)
3. Как в рассказах А. П. Чехова изобличается добровольное рабство? (По 1-2 рассказам писателя по выбору учащегося.)
Тема маленького человека, униженного своей социальной ролью, разменявшего собственную жизнь на страх перед сильными мира сего, излюбленный в нашей классике конфликт самодура и жертвы по-новому решается Чеховым.
Некто Червяков, мелкий чиновник, будучи в театре, нечаянно чихнул на лысину сидящего впереди генерала Бризжалова, тем самым «посягнув» на «святыню» чиновничьей иерархии… Бедолага страшно перепугался, попробовал оправдаться, не поверил тому, что генерал не придал этому событию никакого значения, стал надоедать, ввел генерала в гнев — и сразу же по приезду домой умер от ужаса…
Повышенное, болезненное внимание Червякова к мелочам повседневности проистекает из его духовной пустоты, его «малости» и никчемности.
В рассказе присутствует смешное, горькое и даже трагическое: смешное до нелепости поведение; горькое сознание ничтожной цены человеческой жизни; трагическое понимание того, что червяковы не пресмыкаться не могут, они всегда найдут своих бризжаловых.
Наивный по виду рассказ, по сути, не так уж прост: обнаруживается, что смерть всего лишь прием и условность, насмешка и казус, поэтому рассказ воспринимается как вполне юмористический. В столкновении смеха и смерти в рассказе торжествует смех — как средство обличения власти над людьми придуманных и наделенных особым смыслом мелочей. Чиновничьи отношения здесь — лишь частный случай условной, придуманной системы ценностей.
4. Как в русской литературе второй половины XX века отображен драматизм взаимоотношений человека и природы? (На примере творчества одного писателя по выбору учащегося.)
Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.
Валентин Распутин обращается к проблеме общения человека с природой во многих произведениях. Например, в «Прощании с Матерой» — книге о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием; Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. Кто дал человеку право распоряжаться всем так бездумно?
Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая и, когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — такие размышления вызывает повесть В. Распутина.
5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.
Задание считается невыполненным и сочинение оценивается по всем критериям 0 баллов, если:
— по критерию К1 выставлено 0 баллов;
— в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные)3;
— вместо произведений художественной литературы привлекаются тексты рэпа, песен поп-музыкантов или тексты со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман)4.
Если сумма выставленных баллов по
| Критерии | Баллы |
|---|---|
| К1. Раскрытие темы сочинения | |
| Указания по оцениванию сочинения по критерию К1 1) Недоказанный тезис не засчитывается. 2) По критерию К1 учитывается корректность отражения авторской позиции. Если искажена авторская позиция — единственного привлечённого произведения, то по критерию К1 выставляется 0 баллов; — одного из нескольких привлечённых произведений, то оценка по критерию К1 не может быть выше 1 балла; — двух или более привлечённых произведений, то по критерию К1 выставляется 0 баллов. | |
| Сформулированы два доказанных тезиса, раскрывающих тему | 2 |
| Сформулирован один доказанный тезис, раскрывающий тему | 1 |
| Тема не раскрыта | 0 |
| К2. Привлечение текста произведения | |
| Указание по оцениванию сочинения по критерию К2 Если в формулировке темы сочинения есть указание раскрыть её на примере не менее двух произведений (стихотворений, лирических поэм), то при привлечении в сочинении только одного произведения оценка по критерию К2 не может быть выше 2 баллов. | |
| Текст неоднократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т. е. приведены конкретные примеры из текста (фрагменты, образы, микротемы, детали и т. п.) и пояснено, как эти примеры подкрепляют сформулированные утверждения | 3 |
| Текст однократно привлечён для раскрытия темы на уровне анализа, т. е. приведён конкретный пример из текста и пояснено, как этот пример подкрепляет сформулированное утверждение | 2 |
| Текст привлечён для раскрытия темы только на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании | 1 |
| Суждения не подкреплены текстом произведения(-ий) | 0 |
| К3. Фактологическая точность сочинения | |
| Указание по оцениванию сочинения по критерию К4 Сочинение оценивается по критерию К3, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов. | |
| Отсутствуют фактические ошибки | 2 |
| Допущена одна ошибка | 1 |
| Допущены две или более ошибки | 0 |
| К4. Опора на теоретико-литературные понятия | |
| Указание по оцениванию сочинения по критерию К4 Сочинение оценивается по критерию К4, если по критерию К2 выставлено не менее двух баллов. | |
| Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
| Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
| Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, ИЛИ допущены две или более ошибки в использовании понятий | 0 |
| К5. Композиционная цельность и логичность | |
| Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения; отсутствуют необоснованные повторы, логические несоответствия | 3 |
| Сочинение характеризуется композиционной цельностью, последовательностью рассуждения, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и/или логические несоответствия | 2 |
| Общая логика рассуждения направлена на раскрытие темы, НО нарушена логическая связь между смысловыми частями | 1 |
| Необоснованные повторы, логические несоответствия существенно затрудняют понимание смысла сочинения, мысль в сочинении повторяется и не развивается | 0 |
| К6. Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок | 2 |
| 1 | |
| Допущено пять или более речевых ошибок | 0 |
| К7. Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет, или допущено не более четырех ошибок | 1 |
| Допущено пять или более ошибок | 0 |
| К8. Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более четырех ошибок | 1 |
| Допущено пять или более ошибок | 0 |
| К9. Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет, или | 1 |
| Допущены три или более ошибки | 0 |
| Максимальный балл за сочинение — 17 | |
__________________________
3Правила подсчёта слов совпадают с правилами, используемыми при проверке работ ЕГЭ по русскому языку, ЕГЭ по литературе: «При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» — одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).
4Если кроме произведений художественной литературы для раскрытия темы привлекается текст со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман) или произведение массовой культуры (тексты репа, песен поп-музыкантов), то по
1.1.1. Какие особенности натуры Алеко видны в его реакции на рассказ старика?
1.2.1. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Есть речи — значенье...» играет прием контраста?
1.1.1. Алеко, как и все романтические герои, молод, красив и несчастен. Он любит цыганку Земфиру, но с этим чувством к нему приходит лишь несчастье и презренье. Алеко, желающий для себя свободы, не желает признавать ее в другом человеке. В приведенном отрывке проявилась одна из характерных черт героя — эгоизм и несовместимость с окружающим миром, поэтому он противопоставляет себя старику:
Я не таков. Нет, я не споря
От прав моих не откажусь!
Или хоть мщеньем наслажусь.
1.2.1. Контраст — резкая противоположность. Прибегая к этому приему, Лермонтов подчеркивает свою веру в поэзию при всей мучительности творческого процесса. Слово рождается из «пламя и света». Словом можно передать противоположные состояния и чувства, потому что слово всесильно:
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие ответа заданию | |
| Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена | 2 |
| Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена | 1 |
| Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 6 |
1.1.3. Сопоставьте фрагмент поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» с приведенной балладой А. С. Пушкина «Черная шаль». К каким выводам привело вас это сопоставление?
1.2.3. Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Есть речи — значенье...» с приведенным стихотворением А. А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую...». К каким выводам привело вас это сопоставление?
1.1.3. В обоих произведениях звучит тема несчастной, трагической любви. Героини произведений — женщины своевольные, свободолюбивые: они любят, как велит им сердце, они отдаются страсти без оглядки. По-разному реагируют на их измены влюбленные в них мужчины. Старик из «Цыган» понимает, что
…вольнее птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.
Герой «Черной шали», оскорбленный изменой, убивает свою возлюбленную, но это не приносит ему облегчения:
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Пушкин, проповедующий в своем творчестве самопожертвенную любовь, передает весь драматизм «услышанных» им любовных историй.
1.2.3. Из стихотворения «Есть речи — значенье...» мы понимаем, почему в Лермонтове побеждала вера в поэзию при всей мучительности творческого процесса. «Из пламя и света рожденное слово» вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества, порыв броситься к нему навстречу:
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки, В них трепет свиданья.
Это творчество, вера в «слово» помогают поэту сохранить веру в жизнь, в духовные, нравственные ценности и не пасть духом, несмотря на одиночество, которое поэт ощущал болезненно и повсеместно.
Стихотворение Фета проникнуто той же мыслью: поэту дано
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Сопоставление произведений | |
| Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена | 2 |
| Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция искажена | 1 |
| Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., фактические ошибки отсутствуют | 4 |
| Для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.; текст другого произведения – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
| Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
| Для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
| Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из сопоставляемых произведений, И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 8 |
Наверх

