СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 2 № 213

1.1.2. Как в при­ве­ден­ном фраг­мен­те поэмы «Цы­га­ны» про­яв­ля­ет­ся ма­стер­ство поэта в вы­бо­ре эпи­те­тов?

1.2.2. Каков ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния М. Ю. Лер­мон­то­ва?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

 

Старик

Послушай: расскажу тебе

Я повесть о самом себе.

Давно, давно, когда Дунаю

Не угрожал еще москаль —

(Вот видишь, я припоминаю, Алеко,

старую печаль.)

Тогда боялись мы султана;

А правил Буджаком паша

 

С высоких башен Аккермана —

Я молод был; моя душа

В то время радостно кипела;

И ни одна в кудрях моих

Еще сединка не белела, —

Между красавиц молодых

Одна была... и долго ею,

Как солнцем, любовался я,

И наконец назвал моею...

Ах, быстро молодость моя

Звездой падучею мелькнула!

Но ты, пора любви, минула

Еще быстрее: только год

Меня любила Мариула.

Однажды близ Кагульских вод

Мы чуждый табор повстречали;

Цыганы те, свои шатры

Разбив близ наших у горы,

 

Две ночи вместе ночевали.

Они ушли на третью ночь, —

 

И, брося маленькую дочь,

Ушла за ними Мариула.

Я мирно спал; заря блеснула;

Проснулся я, подруги нет!

Ищу, зову — пропал и след.

Тоскуя, плакала Земфира,

И я заплакал — с этих пор

Постыли мне все девы мира;

Меж ими никогда мой взор

Не выбирал себе подруги,

И одинокие досуги

Уже ни с кем я не делил.

 

Алеко

Да как же ты не поспешил

Тотчас вослед неблагодарной

И хищникам и ей коварной

Кинжала в сердце не вонзил?

 

Старик

К чему? вольнее птицы младость;

Кто в силах удержать любовь?

Чредою всем дается радость;

Что было, то не будет вновь.

 

Алеко

Я не таков. Нет, я не споря От прав

моих не откажусь!

Или хоть мщеньем наслажусь.

О нет! когда б над бездной моря

Нашел я спящего врага,

Клянусь, и тут моя нога Не пощадила

бы злодея;

Я в волны моря, не бледнея,

И беззащитного б толкнул;

Внезапный ужас пробужденья

Свирепым смехом упрекнул,

И долго мне его паденья Смешон и

сладок был бы гул.

А. С. Пушкин «Цыганы»

 

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

 

 

***

Есть речи — значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно.

Как полны их звуки

Безумством желанья!

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.

 

Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Рожденное слово;

Но в храме, средь боя

И где я ни буду,

Услышав, его я

Узнаю повсюду.

 

Не кончив молитвы,

На звук тот отвечу,

И брошусь из битвы

Ему я навстречу.

М. Ю. Лермонтов

1
Задание 1 № 212

1.1.1. Какие осо­бен­но­сти на­ту­ры Алеко видны в его ре­ак­ции на рас­сказ ста­ри­ка?

1.2.1. Какую роль в сти­хо­тво­ре­нии М. Ю. Лер­мон­то­ва «Есть речи — зна­че­нье...» иг­ра­ет прием кон­тра­ста?


2
Задание 2 № 213

1.1.2. Как в при­ве­ден­ном фраг­мен­те поэмы «Цы­га­ны» про­яв­ля­ет­ся ма­стер­ство поэта в вы­бо­ре эпи­те­тов?

1.2.2. Каков ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния М. Ю. Лер­мон­то­ва?

По­яс­не­ние.

1.1.2. Эпи­те­ты слу­жат для со­зда­ния ху­до­же­ствен­но­го об­ра­за. Эпи­те­ты в при­ве­ден­ном от­рыв­ке под­дер­жи­ва­ют общий смысл поэмы. Ста­рик, рас­ска­зы­вая о своей жизни, пред­чув­ствуя беду от встре­чи с при­бив­ши­ми­ся к ним цы­га­на­ми, на­зы­ва­ет этот табор «чуж­дым». Эпи­тет «чуж­дый» эмо­ци­о­наль­но не­га­тив­но окра­шен не­слу­чай­но — он пред­ве­ща­ет эту беду. Алеко, го­во­ря о мще­нии, ко­то­рым он под­верг бы из­мен­ни­ков, ис­поль­зу­ет опре­де­ле­ние «сви­ре­пым сме­хом», под­чер­ки­ва­ю­щее не­на­висть Алеко к обид­чи­кам, и мы по­ни­ма­ем, что месть его будет бес­по­щад­ной и страш­ной.

 

1.2.2. Ли­ри­че­ский герой Лер­мон­то­ва — че­ло­век, страст­но и тонко чув­ству­ю­щий, влюб­лен-ный в слово, го­то­вый слу­жить ему, ка­ки­ми бы труд­ны­ми не были «муки твор­че­ства». Из сти­хо­тво­ре­ния мы по­ни­ма­ем, по­че­му в нем по­беж­да­ла вера в по­э­зию при всей му­чи­тель­но­сти твор­че­ско­го про­цес­са. «Из пламя и света рож­ден­ное слово» вы­зы­ва­ет не про­сто вол­не­ние, а страст­ное же­ла­ние твор­че­ства, порыв бро­сить­ся к нему нав­стре­чу и рас­тво­рить­ся в нем.