Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д3 C3 № 214
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ные ниже фраг­мен­ты про­из­ве­де­ний и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.1.3.

Ста­рик

По­слу­шай: рас­ска­жу тебе

Я по­весть о самом себе.

Давно, давно, когда Дунаю

Не угро­жал еще мос­каль  —

(Вот ви­дишь, я при­по­ми­наю, Алеко,

ста­рую пе­чаль.)

Тогда бо­я­лись мы сул­та­на;

А пра­вил Буд­жа­ком паша

 

С вы­со­ких башен Ак­кер­ма­на  —

Я молод был; моя душа

В то время ра­дост­но ки­пе­ла;

И ни одна в кудрях моих

Еще се­дин­ка не бе­ле­ла,  —

Между кра­са­виц мо­ло­дых

Одна была... и долго ею,

Как солн­цем, лю­бо­вал­ся я,

И на­ко­нец на­звал моею...

Ах, быст­ро мо­ло­дость моя

Звез­дой па­ду­чею мельк­ну­ла!

Но ты, пора любви, ми­ну­ла

Еще быст­рее: толь­ко год

Меня лю­би­ла Ма­ри­ула.

Од­на­ж­ды близ Ка­гуль­ских вод

Мы чуж­дый табор по­встре­ча­ли;

Цы­га­ны те, свои шатры

Раз­бив близ наших у горы,

 

Две ночи вме­сте но­че­ва­ли.

Они ушли на тре­тью ночь,  —

 

И, брося ма­лень­кую дочь,

Ушла за ними Ма­ри­ула.

Я мирно спал; заря блес­ну­ла;

Проснул­ся я, по­дру­ги нет!

Ищу, зову  — про­пал и след.

Тоскуя, пла­ка­ла Зем­фи­ра,

И я за­пла­кал  — с этих пор

По­сты­ли мне все девы мира;

Меж ими ни­ко­гда мой взор

Не вы­би­рал себе по­дру­ги,

И оди­но­кие до­су­ги

Уже ни с кем я не делил.

 

Алеко

Да как же ты не по­спе­шил

Тот­час во­след не­бла­го­дар­ной

И хищ­ни­кам и ей ко­вар­ной

Кин­жа­ла в серд­це не вон­зил?

 

Ста­рик

К чему? воль­нее птицы мла­дость;

Кто в силах удер­жать лю­бовь?

Чре­дою всем да­ет­ся ра­дость;

Что было, то не будет вновь.

 

Алеко

Я не таков. Нет, я не споря От прав

моих не от­ка­жусь!

Или хоть мще­ньем на­сла­жусь.

О нет! когда б над без­дной моря

Нашел я спя­ще­го врага,

Кля­нусь, и тут моя нога Не по­ща­ди­ла

бы зло­дея;

Я в волны моря, не блед­нея,

И без­за­щит­но­го б толк­нул;

Вне­зап­ный ужас про­буж­де­нья

Сви­ре­пым сме­хом упрек­нул,

И долго мне его па­де­нья Сме­шон и

сла­док был бы гул.

А. С. Пуш­кин «Цы­га­ны»

 

*****************************

Чер­ная шаль

Гляжу, как безум­ный, на чер­ную шаль,

И хлад­ную душу тер­за­ет пе­чаль.

Когда лег­ко­ве­рен и молод я был,

Мла­дую гре­чан­ку я страст­но любил;

Пре­лест­ная дева лас­ка­ла меня,

Но скоро я дожил до чер­но­го дня.

Од­на­ж­ды я со­звал ве­се­лых го­стей;

Ко мне по­сту­чал­ся пре­зрен­ный еврей;

«С тобою пи­ру­ют (шеп­нул он) дру­зья;

Тебе ж из­ме­ни­ла гре­чан­ка твоя».

Я дал ему злата и про­клял его

И вер­но­го по­звал раба моего.

Мы вышли; я мчал­ся на быст­ром коне;

И крот­кая жа­лость мол­ча­ла во мне.

Едва я за­ви­дел гре­чан­ки порог,

Глаза по­тем­не­ли, я весь из­не­мог...

В покой от­да­лен­ный вхожу я один...

Не­вер­ную деву лоб­зал ар­мя­нин.

Не взви­дел я света; булат за­гре­мел...

Пре­рвать по­це­луя зло­дей не успел.

Без­гла­вое тело я долго топ­тал

И молча на деву, блед­нея, взи­рал.

Я помню мо­ле­нья... те­ку­щую кровь...

По­гиб­ла гре­чан­ка, по­гиб­ла лю­бовь!

С главы ее мерт­вой сняв чер­ную шаль,

Отер я без­молв­но кро­ва­вую сталь.

Мой раб, как на­ста­ла ве­чер­няя мгла,

В ду­най­ские волны их бро­сил тела.

С тех пор не целую пре­лест­ных очей,

С тех пор я не знаю ве­се­лых ночей.

Гляжу, как безум­ный, на чер­ную шаль,

И хлад­ную душу тер­за­ет пе­чаль.

А. С. Пуш­кин

 

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ные ниже про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.3.

 

***

Есть речи  — зна­че­нье

Темно иль ни­чтож­но,

Но им без вол­не­нья

Вни­мать не­воз­мож­но.

Как полны их звуки

Безум­ством же­ла­нья!

В них слезы раз­лу­ки,

В них тре­пет сви­да­нья.

 

Не встре­тит от­ве­та

Средь шума мир­ско­го

Из пламя и света

Рож­ден­ное слово;

Но в храме, средь боя

И где я ни буду,

Услы­шав, его я

Узнаю по­всю­ду.

 

Не кон­чив мо­лит­вы,

На звук тот от­ве­чу,

И бро­шусь из битвы

Ему я нав­стре­чу.

 

М. Ю. Лер­мон­тов

***

Одним толч­ком со­гнать ладью живую

С на­гла­жен­ных от­ли­ва­ми пес­ков,

Одной вол­ной под­нять­ся в жизнь иную,

Учу­ять ветр с цве­ту­щих бе­ре­гов,

 

Тоск­ли­вый сон пре­рвать еди­ным зву­ком,

Упить­ся вдруг не­ве­до­мым, род­ным,

Дать жизни вздох, дать сла­дость тай­ным мукам,

Чужое вмиг по­чув­ство­вать своим,

 

Шеп­нуть о том, пред чем язык не­ме­ет,

Уси­лить бой бес­тре­пет­ных сер­дец  —

Вот чем певец лишь из­бран­ный вла­де­ет,

Вот в чем его и при­знак и венец!

 

А. А. Фет

1.1.3. Со­по­ставь­те фраг­мент поэмы А. С. Пуш­ки­на «Цы­га­ны» с при­ве­ден­ной бал­ла­дой А. С. Пуш­ки­на «Чер­ная шаль». К каким вы­во­дам при­ве­ло вас это со­по­став­ле­ние?

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние М. Ю. Лер­мон­то­ва «Есть речи  — зна­че­нье...» с при­ве­ден­ным сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Фета «Одним толч­ком со­гнать ладью живую...». К каким вы­во­дам при­ве­ло вас это со­по­став­ле­ние?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.1.3. В обоих про­из­ве­де­ни­ях зву­чит тема не­счаст­ной, тра­ги­че­ской любви. Ге­ро­и­ни про­из­ве­де­ний  — жен­щи­ны свое­воль­ные, сво­бо­до­лю­би­вые: они любят, как велит им серд­це, они от­да­ют­ся стра­сти без огляд­ки. По-раз­но­му ре­а­ги­ру­ют на их из­ме­ны влюб­лен­ные в них муж­чи­ны. Ста­рик из «Цыган» по­ни­ма­ет, что

…воль­нее птицы мла­дость;

Кто в силах удер­жать лю­бовь?

Чре­дою всем да­ет­ся ра­дость;

Что было, то не будет вновь.

Герой «Чер­ной шали», оскорб­лен­ный из­ме­ной, уби­ва­ет свою воз­люб­лен­ную, но это не при­но­сит ему об­лег­че­ния:

Гляжу, как безум­ный, на чер­ную шаль,

И хлад­ную душу тер­за­ет пе­чаль.

Пуш­кин, про­по­ве­ду­ю­щий в своем твор­че­стве са­мо­по­жерт­вен­ную лю­бовь, пе­ре­да­ет весь дра­ма­тизм «услы­шан­ных» им лю­бов­ных ис­то­рий.

 

1.2.3. Из сти­хо­тво­ре­ния «Есть речи  — зна­че­нье...» мы по­ни­ма­ем, по­че­му в Лер­мон­то­ве по­беж­да­ла вера в по­э­зию при всей му­чи­тель­но­сти твор­че­ско­го про­цес­са. «Из пламя и света рож­ден­ное слово» вы­зы­ва­ет не про­сто вол­не­ние, а страст­ное же­ла­ние твор­че­ства, порыв бро­сить­ся к нему нав­стре­чу:

Как полны их звуки

Безум­ством же­ла­нья!

В них слезы раз­лу­ки, В них тре­пет сви­да­нья.

Это твор­че­ство, вера в «слово» по­мо­га­ют поэту со­хра­нить веру в жизнь, в ду­хов­ные, нрав­ствен­ные цен­но­сти и не пасть духом, не­смот­ря на оди­но­че­ство, ко­то­рое поэт ощу­щал бо­лез­нен­но и по­все­мест­но.

Сти­хо­тво­ре­ние Фета про­ник­ну­то той же мыс­лью: поэту дано

Шеп­нуть о том, пред чем язык не­ме­ет,

Уси­лить бой бес­тре­пет­ных сер­дец  —

Вот чем певец лишь из­бран­ный вла­де­ет,

Вот в чем его и при­знак и венец!

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ний
Со­по­став­ле­ны про­из­ве­де­ния в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на2
Со­по­став­ле­ны про­из­ве­де­ния в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1
Не про­ве­де­но со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции тек­сты двух про­из­ве­де­ний при­вле­ка­ют­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют4
Для ар­гу­мен­та­ции текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.; текст дру­го­го про­из­ве­де­ния – на уров­не его пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о со­дер­жа­нии,

И/ИЛИ

до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

3
Для ар­гу­мен­та­ции тек­сты двух про­из­ве­де­ний при­вле­ка­ют­ся на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний об их со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.),

ИЛИ

для ар­гу­мен­та­ции ис­поль­зу­ет­ся текст толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния, он при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские ошиб­ки

2
Для ар­гу­мен­та­ции ис­поль­зу­ет­ся текст толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния, он при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.),

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний не при­вле­ка­ет­ся текст ни од­но­го из со­по­став­ля­е­мых про­из­ве­де­ний,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая). Сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл8
1
Тип 1 № 2139
i

1.  Какие осо­бен­но­сти на­ту­ры Алеко видны в его ре­ак­ции на рас­сказ ста­ри­ка?

2.  Как в при­ве­ден­ном фраг­мен­те поэмы «Цы­га­ны» про­яв­ля­ет­ся ма­стер­ство поэта в вы­бо­ре эпи­те­тов?


2
Тип 5 № 215
i

1.  Черты ро­ман­тиз­ма и ре­а­лиз­ма в поэме А. С. Пуш­ки­на «Цы­га­ны».

2.  Мотив оди­но­че­ства в ли­ри­ке М. Ю. Лер­мон­то­ва.

3.  Как в рас­ска­зах А. П. Че­хо­ва изоб­ли­ча­ет­ся доб­ро­воль­ное раб­ство? (По 1−2 рас­ска­зам пи­са­те­ля по вы­бо­ру уча­ще­го­ся.)

4.  Как в рус­ской ли­те­ра­ту­ре вто­рой по­ло­ви­ны XX века отоб­ра­жен дра­ма­тизм вза­и­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и при­ро­ды? (На при­ме­ре твор­че­ства од­но­го пи­са­те­ля по вы­бо­ру уча­ще­го­ся.)

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


3
Тип Д1 C1 № 212
i

1.1.1. Какие осо­бен­но­сти на­ту­ры Алеко видны в его ре­ак­ции на рас­сказ ста­ри­ка?

1.2.1. Какую роль в сти­хо­тво­ре­нии М. Ю. Лер­мон­то­ва «Есть речи  — зна­че­нье...» иг­ра­ет прием кон­тра­ста?


4
Тип Д2 C2 № 213
i

1.1.2. Как в при­ве­ден­ном фраг­мен­те поэмы «Цы­га­ны» про­яв­ля­ет­ся ма­стер­ство поэта в вы­бо­ре эпи­те­тов?

1.2.2. Каков ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния М. Ю. Лер­мон­то­ва?