Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 C1 № 236
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.1.1.—1.1.2

 

ЯВ­ЛЕ­НИЕ VI

Г-жа Про­ста­ко­ва, Ере­ме­ев­на, Мит­ро­фан, Ку­тей­кин

и Цы­фир­кин

< ... >

Г-жа Про­ста­ко­ва. Век живи, век учись, друг мой сер­деш­ный! Такое дело.

Мит­ро­фан. Как не такое! Пой­дет на ум уче­нье. Ты б еще на­вез­ла сюда дя­дю­шек!

Г-жа Про­ста­ко­ва. Что? Что такое?

Мит­ро­фан. Да! того и смот­ри, что от дя­дюш­ки таска; а там с его ку­ла­ков да за Ча­со­слов. Нет, так я спа­си­бо, уж один конец с собою!

Г-жа Про­ста­ко­ва (ис­пу­гав­шись). Что, что ты хо­чешь де­лать? Опом­нись, ду­шень­ка!

Мит­ро­фан. Ведь здесь и река близ­ко. Нырну, так по­ми­най, как звали.

Г-жа Про­ста­ко­ва (вне себя). Умо­рил! Умо­рил! Бог с тобой!

Ере­ме­ев­на. Все дя­дюш­ка на­пу­гал. Чуть было в во­лос­ки ему не вце­пил­ся. А ни за что, ни про что...

Г-жа Про­ста­ко­ва (в злобе). Ну...

Ере­ме­ев­на. При­стал к нему, хо­чешь ли же­нить­ся?..

Г-жа Про­ста­ко­ва. Ну...

Ере­ме­ев­на. Дитя не по­та­ил: уж давно-де, дя­дюш­ка, охота берет. Как он остер­ве­нит­ся, моя ма­туш­ка! как вски­нет­ся...

Г-жа Про­ста­ко­ва (дрожа). Ну... а ты, бес­тия, остол­бе­не­ла, а ты не впи­лась брат­цу в харю, а ты не раз­дер­ну­ла ему рыла по уши...

Ере­ме­ев­на. При­ня­ла-было! Ох, при­ня­ла, да...

Г-жа Про­ста­ко­ва. Да... да что... не твое дитя, бес­тия! По тебе ро­бен­ка хоть убей до смер­ти.

Ере­ме­ев­на. Ах, со­зда­тель, спаси и по­ми­луй! Да кабы бра­тец в ту ж ми­ну­ту отой­ти не из­во­лил, то я б с ним по­ло­ма­лась. Во что б бог ни по­ста­вил. При­ту­пи­лись бы эти (ука­зы­вая на ногти), я б и клы­ков бе­речь не стала.

Г-жа Про­ста­ко­ва. Все вы, бес­тии, усерд­ны на одних сло­вах, а не на деле...

Ере­ме­ев­на (за­пла­кав). Я не усерд­на вам, ма­туш­ка! Уж как боль­ше слу­жить, не зна­ешь... рада бы не токмо что... живот* не жа­ле­ешь... а все не угод­но.

Ку­тей­кин. Нам во­сво­я­си по­ве­ли­те?

Цы­фир­кин. Нам куда поход, ваше бла­го­ро­дие?

Г-жа Про­ста­ко­ва. Ты ж еще, ста­рая ведь­ма, и раз­ре­ве­лась. Поди, на­кор­ми их с собою, а после обеда тот­час опять сюда. (К Мит­ро­фа­ну) Пой­дем со мною, Мит­ро­фа­нуш­ка. Я тебя из глаз те­перь не вы­пу­щу. Как скажу я тебе не­шич­ко , так по­жить на свете слю­бит­ся. Не век тебе, моему другу, не век тебе учить­ся. Ты, бла­го­да­ря Бога, столь­ко уже смыс­лишь, что и сам взве­дешь де­то­чек. (К Ере­ме­ев­не) С брат­цем пе­ре­ве­да­юсь не по-тво­е­му. Пусть же все доб­рые люди уви­дят, что мама*** и что мать род­ная. (От­хо­дит с Мит­ро­фа­ном.)

Ку­тей­кин. Житье твое, Ере­ме­ев­на, яко тьма кро­меш­ная.

_______________

* Жизни (сла­вянск.).

** Нечто, тайну.

*** Здесь: нянь­ка.

 

Д. И. Фон­ви­зин «Не­до­росль»

 

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ное ниже сти­хо­тво­ре­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.1.—1.2.2.

Звез­да полей

Звез­да полей, во мгле за­ле­де­не­лой

Оста­но­вив­шись, смот­рит в по­лы­нью.

Уж на часах две­на­дцать про­зве­не­ло,

И сон оку­тал ро­ди­ну мою...

 

Звез­да полей! В ми­ну­ты по­тря­се­ний

Я вспо­ми­нал, как тихо за хол­мом

Она горит над зо­ло­том осен­ним,

Она горит над зим­ним се­реб­ром...

 

Звез­да полей горит, не уга­сая,

Для всех тре­вож­ных жи­те­лей земли,

Своим лучом при­вет­ли­вым ка­са­ясь

Всех го­ро­дов, под­няв­ших­ся вдали.

 

Но толь­ко здесь, во мгле за­ле­де­не­лой,

Она вос­хо­дит ярче и пол­ней,

И счаст­лив я, пока на свете белом

Горит, горит звез­да моих полей...

Н. М. Руб­цов, 1964

1.1.1. По­че­му Ку­тей­кин на­зы­ва­ет жизнь Ере­ме­ев­ны в доме Про­ста­ко­вых «тьмой кро­меш­ной»?

1.2.1. Как в при­ве­ден­ном сти­хо­тво­ре­нии со­от­но­сят­ся темы ро­ди­ны и мира?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.1.1. Жизнь кре­пост­ной Ере­ме­ев­ны срав­ни­ва­ет Ку­тей­кин с «тьмой кро­меш­ной». Нет в этой жизни ни ра­до­сти, ни бла­го­дар­но­сти за пре­дан­ность и без­за­вет­ное слу­же­ние хо­зя­е­вам. Мир Про­ста­ко­вой  — это мир хан­жен­ства и са­мо­дур­ства, по­это­му «гос­по­жа» не спо­соб­на оце­нить по за­слу­гам вер­ность Ере­ме­ев­ны, не спо­соб­на даже за­ду­мать­ся о бла­го­дар­но­сти кому-то, кроме себя. За все хо­ро­шее, что от­да­ла Ере­ме­ев­на своим хо­зя­е­вам, по­лу­ча­ет в ответ лишь упре­ки и оскорб­ле­ния.

 

1.2.1. В сти­хо­тво­ре­нии «Звез­да полей» Ни­ко­лай Руб­цов в цен­тре мира видит свою Ро­ди­ну. «Звез­да полей» горит «для всех тре­вож­ных жи­те­лей земли», но толь­ко на Ро­ди­не она «ярче и пол­ней». Для поэта знать это  — и есть сча­стье, он любит свою Ро­ди­ну и по­это­му она для него краше всего мира, от этого он счаст­лив.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие от­ве­та за­да­нию
Ответ на во­прос дан и сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на2
Ответ со­дер­жа­тель­но со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей, но не поз­во­ля­ет су­дить о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния, и/или ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1
Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п., фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны одна-две фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ

до­пу­ще­но более двух фак­ти­че­ских оши­бок

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая). Сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл6
1
Тип 5 № 239
i

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  Кого из пер­со­на­жей ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль» можно на­звать «зло­нрав­ны­ми не­веж­да­ми» и по­че­му?

2.  Какой пред­ста­ет при­ро­да в сти­хо­тво­ре­ни­ях Н. М. Руб­цо­ва? (По 2–3 сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта).

3.  Как Вы ду­ма­е­те, по­че­му Бе­лин­ский счи­тал, что басни И. А. Кры­ло­ва имеют «ве­ли­кую важ­ность для вос­пи­та­ния детей»? (По 2–3 бас­ням).

4.  Как в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка» рас­кры­ва­ет­ся тема чести?

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


2
Тип Д2 C2 № 237
i

1.1.2. Какую роль в ре­пли­ках Про­ста­ко­вой иг­ра­ют слова со сни­жен­ной сти­ли­сти­че­ской окрас­кой («харя», «бес­тия», «рыло»)?

1.2.2. Какую роль в при­ве­ден­ном сти­хо­тво­ре­нии иг­ра­ют по­вто­ры?


3
Тип Д3 C3 № 238
i

1.1.3. Со­по­ставь­те сцену из ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль» с при­ве­ден­ным фраг­мен­том из ро­ма­на А. С. Пуш­ки­на «Дуб­ров­ский». Чем от­но­ше­ние Про­ста­ко­вой к сыну от­ли­ча­ет­ся от от­но­ше­ния Тро­е­ку­ро­ва к до­че­ри?

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние Н. М. Руб­цо­ва «Звез­да полей» с при­ве­ден­ным сти­хо­тво­ре­ни­ем И. А. Бу­ни­на «Вечер». В чем схожи эти сти­хо­тво­ре­ния?