Прочитайте приведенный ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.
Г-жа Простакова, Еремеевна, Митрофан, Кутейкин
и Цыфиркин
< ... >
Г-жа Простакова. Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
Митрофан. Как не такое! Пойдет на ум ученье. Ты б еще навезла сюда дядюшек!
Г-жа Простакова. Что? Что такое?
Митрофан. Да! того и смотри, что от дядюшки таска; а там с его кулаков да за Часослов. Нет, так я спасибо, уж один конец с собою!
Г-жа Простакова (испугавшись). Что, что ты хочешь делать? Опомнись, душенька!
Митрофан. Ведь здесь и река близко. Нырну, так поминай, как звали.
Г-жа Простакова (вне себя). Уморил! Уморил! Бог с тобой!
Еремеевна. Все дядюшка напугал. Чуть было в волоски ему не вцепился. А ни за что, ни про что...
Г-жа Простакова (в злобе). Ну...
Еремеевна. Пристал к нему, хочешь ли жениться?..
Г-жа Простакова. Ну...
Еремеевна. Дитя не потаил: уж давно-де, дядюшка, охота берет. Как он остервенится, моя матушка! как вскинется...
Г-жа Простакова (дрожа). Ну... а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши...
Еремеевна. Приняла-было! Ох, приняла, да...
Г-жа Простакова. Да... да что... не твое дитя, бестия! По тебе робенка хоть убей до смерти.
Еремеевна. Ах, создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то я б с ним поломалась. Во что б бог ни поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала.
Г-жа Простакова. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле...
Еремеевна (заплакав). Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь... рада бы не токмо что... живот* не жалеешь... а все не угодно.
Кутейкин. Нам восвояси повелите?
Цыфиркин. Нам куда поход, ваше благородие?
Г-жа Простакова. Ты ж еще, старая ведьма, и разревелась. Поди, накорми их с собою, а после обеда тотчас опять сюда. (К Митрофану) Пойдем со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нешичко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек. (К Еремеевне) С братцем переведаюсь не по-твоему. Пусть же все добрые люди увидят, что мама*** и что мать родная. (Отходит с Митрофаном.)
Кутейкин. Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная.
_______________
* Жизни (славянск.).
** Нечто, тайну.
*** Здесь: нянька.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
*********************
<...> отец ее вошел и напрямик велел ей быть готовой на завтрашний день. Марья Кириловна, уже взволнованная объяснением князя Верейского, залилась слезами и бросилась к ногам отца.
— Папенька, — закричала она жалобным голосом, - папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою...
— Это что значит,, — сказал грозно Кирила Петрович, — до сих пор ты молчала и была согласна, а теперь, когда все решено, ты вздумала капризничать и отрекаться. Не изволь дурачиться; этим со мною ты ничего не выиграешь.
— Не губите меня,, — повторяла бедная Маша,, — за что гоните меня от себя прочь и отдаете человеку нелюбимому? разве я вам надоела? я хочу остаться с вами по-прежнему. Папенька, вам без меня будет грустно, еще грустнее, когда подумаете, что я несчастлива, папенька: не принуждайте меня, я не хочу идти замуж...
Кирила Петрович был тронут, но скрыл свое смущение и, оттолкнув ее, сказал сурово:
— Все это вздор, слышишь ли. Я знаю лучше твоего, что нужно для твоего счастия. Слезы тебе не помогут, послезавтра будет твоя свадьба.
— Послезавтра!, — вскрикнула Маша,, — боже мой! Нет, нет, невозможно, этому не быть. Папенька, послушайте, если уже вы решились погубить меня, то я найду защитника, о котором вы и не думаете, вы увидите, вы ужаснетесь, до чего вы меня довели.
— Что? что?, — сказал Троекуров,, — угрозы! мне угрозы, дерзкая девчонка! Да знаешь ли ты, что я с тобою сделаю то, чего ты и не воображаешь. Ты смеешь меня стращать защитником. Посмотрим, кто будет этот защитник.
— Владимир Дубровский,, — отвечала Маша в отчаянии.
Кирила Петрович подумал, что она сошла с ума, и глядел на нее с изумлением.
— Добро — сказал он ей, после некоторого молчания., — Жди себе кого хочешь в избавители, а покамест сиди в этой комнате, ты из нее не выйдешь до самой свадьбы., — С этим словом Кирила Петрович вышел и запер за собою двери.
А. С. Пушкин «Дубровский»
Прочитайте приведенные ниже стихотворения и выполните задание 1.2.3.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно — Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
И.А. Бунин, 1909 |
1.1.3. Сопоставьте сцену из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» с приведенным фрагментом из романа А. С. Пушкина «Дубровский». Чем отношение Простаковой к сыну отличается от отношения Троекурова к дочери?
1.2.3. Сопоставьте стихотворение Н. М. Рубцова «Звезда полей» с приведенным стихотворением И. А. Бунина «Вечер». В чем схожи эти стихотворения?
1.1.3. Любовь Простаковой слепа: она любит своего ребенка беззаветно, всем сердцем, готова потакать любой его прихоти. Ее намерения женить Митрофанушку на Софье продиктованы желанием увеличить состояние семьи и благополучием сына, хотя она прекрасно понимает, что этот брак не нужен ни Митрофанушке, ни тем более Софье - слишком они разные.
Якобы о благосостоянии дочери печется и Кирила Петрович, когда решает выдать Машу за старого князя. Он и слушать не желает о том, что дочь не хочет этого брака, его не волнует, что Маша будет несчастной, — слишком велика цена: князь богат и это позволит увеличить состояние семьи Троекурова.
1.2.3. Оба стихотворения можно отнести к философской лирике. Лирический герой Бунина размышляет о счастье, глядя в бездонное небо, слыша гул молотилки, на проплывающее мимо облако. Лирический герой Рубцова тоже счастлив, когда видит знакомые пейзажи своей Родины, где «звезда полей» горит ярче и полней. Оба героя счастливы, если Родина здесь, рядом. Это объединяет стихотворения.



