Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (1−5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объеме не менее 200 слов (если объем сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1. Кого из персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» можно назвать «злонравными невеждами» и почему?
2. Какой предстает природа в стихотворениях Н. М. Рубцова? (По 2–3 стихотворениям поэта).
3. Как Вы думаете, почему Белинский считал, что басни И. А. Крылова имеют «великую важность для воспитания детей»? (По 2–3 басням).
4. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести?
5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Комментарии к сочинениям
1. Кого из персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» можно назвать «злонравными невеждами» и почему?
Грубый мир Простаковых-Скотининых в красках нарисован в комедии Фонвизина. Простакова — женщина необразованная, свое невежество не скрывающая, потому что она даже не в состоянии понять этого. Таков же и ее брат Скотинин, не интересующийся ничем, кроме свиней, сам превратившийся в животное. Особо место отводится образу Митрофана, в котором Фонвизин показал, как пороки, при¬сущие всему крепостническому обществу, калечат души людей с детских лет. Осуждая эти пороки, драматург выставляет их носителей на всеобщее осмеяние. В этом состоит идейно-художественная ценность комедии «Недоросль», созданной в во¬семнадцатом веке, но сохранившей свою актуальность до наших дней. Герой Фонвизина - подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье, и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении.
«Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник.
Митрофан корыстен и эгоистичен. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношения к ним Митрофанушки. Он живет только по такому принципу. Даже к собственной матери он теряет интерес, лишь только у нее отбирают власть.
Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.
2. Какой предстает природа в стихотворениях Н. М. Рубцова? (По 2–3 стихотворениям поэта).
Тема Родины и родной природы занимает центральное место в творчестве Николая Рубцова. В своих стихах о Родине он продолжает лучшие традиции русских поэтов: Пушкина, Лермонтова. Стихотворение «Прекрасно небо голубое…» созвучно есенинскому «Я покинул родимый дом…». Оба они полны любви к родной земле, своим корням. В обоих стихотворениях появляется мотив расставания, но вместе с ним звучит и вера в то, что воссоединение произойдет обязательно. Образ несбыточного в виде зеленых цветов, образ ушедшего, которого не вернуть, и образ будущего, которое искусственно не приблизить, прочно вошел в поэтический мир поэта Николая Рубцова. Поэт ищет и не может найти зеленые цветы — символ равновесия жизни, красоты, понимания и сочувствия. В его жизни этого недостаточно, но «мир устроен грозно и прекрасно», однако, даже здесь «чего-то не хватает, недостает того, что не найти». Это прекрасное философское восприятие мира, понимание мимолетности нашего бытия, тщетности надежд и одновременно очарование несбывшимся… Это гимн рубцовской грусти вселенского масштаба, то, о чем каждый человек задумывается, но столь образно может выразить только большой поэт. Это стихотворение вне времени, вне пространства, оно о вечных чувствах, рано или поздно приходящих к человеку.
3. Как Вы думаете, почему Белинский считал, что басни И. А. Крылова имеют «великую важность для воспитания детей»? (По 2–3 басням).
Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами, и для этого также используются образы животных.
В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. В басне Крылова «Волк на псарне» героем становится Волк, но это, конечно, аллегория. Разве мало похожих на Волка людей, которые не прочь полакомиться за чужой счет, но в случае опасности будут любыми способами выкручиваться и пытаться избежать наказания? В басне «Ворона и Лисица» высмеиваются лицемерие, подхалимство, неумение отличать искренние чувства от напускных. Именно богатый воспитательный потенциал отмечал Белинский в баснях Крылова.
4. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести?
Тема чести и бесчестия — одна из главных тем произведения. Уже эпиграф подчеркивает это — «Береги честь смолоду». Понятия чести и долга не чужды ни дворянину Гриневу, ни «народному» герою Пугачеву, ни капитану Миронову. Дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья». Как человек чести ведет себя и Пугачев. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу, видя в нем смелого и благородного человека. Он помогает Петру, потому что считает, что была нарушена справедливость (освобождение Маши Мироновой). Антиподом порядочности и чести является в романе Швабрин, образ которого антипатичен и автору, и читателю.
5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.



