Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.—1.1.2.
Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.
Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей. Ее изнеженные пальцы Не знали игл; склонясь на пяльцы, Узором шелковым она Не оживляла полотна. Охоты властвовать примета, С послушной куклою дитя Приготовляется, шутя, К приличию закону света, И важно повторяет ей Уроки маменьки своей.
Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела. И были детские проказы Ей чужды: страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей. Когда же няня собирала Для Ольги на широкий луг Всех маленьких ее подруг, Она в горелки не играла, Ей скучен был и звонкий смех, И шум их ветреных утех.
Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод, И тихо край земли светлеет, И, вестник утра, ветер веет, И всходит постепенно день. Зимой, когда ночная тень Полмиром доле обладает, И доле в праздной тишине, При отуманенной луне, Восток ленивый почивает, В привычный час пробуждена Вставала при свечах она.
Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо1. Отец ее был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый; Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал пустой игрушкой, И не заботился о том, Какой у дочки тайный том Дремал до утра под подушкой. Жена ж его была сама От Ричардсона без ума. |
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
____________
1Ричардсон, Сэмюэл (1689—1761) — английский романист, один из основоположников европейского сентиментализма.
Руссо, Жан-Жак (1712—1778) — французский писатель, один из крупнейших мыслителей XVIII в.
Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задание 1.2.1.−1.2.2.
Здесь птицы не поют, Деревья не растут, И только мы к плечу плечо Врастаем в землю тут. Горит и кружится планета, Над нашей Родиною дым, И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Нас ждет огонь смертельный, И все ж бессилен он. Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный Десятый наш десантный батальон.
Лишь только бой угас, Звучит другой приказ, И почтальон сойдет с ума, Разыскивая нас. Взлетает красная ракета, Бьет пулемет неутомим, И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех — мы за ценой не постоим. От Курска и Орла
Война нас довела До самых вражеских ворот. Такие, брат, дела. Когда-нибудь мы вспомним это, И не поверится самим. А нынче нам нужна одна победа, Одна на всех — мы за ценой не постоим. |
Б. Окуджава, 1972
1.1.2. Какую роль в данном фрагменте играет прием противопоставления?
1.2.2. Какова роль рефрена в приведенном стихотворении?
1.1.2. Прием противопоставления, или контраста, или антитезы используется в художественном произведении для более полного раскрытия образа, темы, размышления. В романе А. С. Пушкина с помощью противопоставления создается образ Татьяны. татьяна в приведенном отрывке противопоставляется своей сестре Ольге, другим детям, тем самым подчеркивается исключительность героини, ее неповторимость:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей...
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
1.2.2. Рефрен (refrain) — повтор (иногда припев) одного или нескольких слов или строк. В стихотворении Б. окуджавы рефреном звучит строка «нам нужна одна победа», заключая в себе главный смысл, смысл мира, смысл жизни. Без победы не будет ни того, ни другого. Именно с целью показать это, обратить внимание читателя на главную мысль стихотворения и используется рефрен.



