Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д2 C2 № 257
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ния 1.1.1.—1.1.2.

XXV

Итак, она зва­лась Та­тья­ной.

Ни кра­со­той сест­ры своей,

Ни све­же­стью ее ру­мя­ной

Не при­влек­ла б она очей.

Дика, пе­чаль­на, мол­ча­ли­ва,

Как лань лес­ная бо­яз­ли­ва,

Она в семье своей род­ной

Ка­за­лась де­воч­кой чужой.

Она лас­кать­ся не умела

К отцу, ни к ма­те­ри своей;

Дитя сама, в толпе детей

Иг­рать и пры­гать не хо­те­ла

И часто целый день одна

Си­де­ла молча у окна.

 

 

XXVI

За­дум­чи­вость, ее по­дру­га

От самых ко­лы­бель­ных дней,

Те­че­нье сель­ско­го до­су­га

Меч­та­ми укра­ша­ла ей.

Ее из­не­жен­ные паль­цы

Не знали игл; скло­нясь на пяль­цы,

Узо­ром шел­ко­вым она

Не ожив­ля­ла по­лот­на.

Охоты власт­во­вать при­ме­та,

С по­слуш­ной кук­лою дитя

При­го­тов­ля­ет­ся, шутя,

К при­ли­чию за­ко­ну света,

И важно по­вто­ря­ет ей

Уроки ма­мень­ки своей.

 

 

XXVII

Но куклы даже в эти годы

Та­тья­на в руки не брала;

Про вести го­ро­да, про моды

Бе­се­ды с нею не вела.

И были дет­ские про­ка­зы

Ей чужды: страш­ные рас­ска­зы

Зимою в тем­но­те ночей

Пле­ня­ли боль­ше серд­це ей.

Когда же няня со­би­ра­ла

Для Ольги на ши­ро­кий луг

Всех ма­лень­ких ее по­друг,

Она в го­рел­ки не иг­ра­ла,

Ей ску­чен был и звон­кий смех,

И шум их вет­ре­ных утех.

 

 

XXVIII

Она лю­би­ла на бал­ко­не

Пре­ду­пре­ждать зари вос­ход,

Когда на блед­ном не­бо­скло­не

Звезд ис­че­за­ет хо­ро­вод,

И тихо край земли свет­ле­ет,

И, вест­ник утра, ветер веет,

И всхо­дит по­сте­пен­но день.

Зимой, когда ноч­ная тень

Пол­ми­ром доле об­ла­да­ет,

И доле в празд­ной ти­ши­не,

При оту­ма­нен­ной луне,

Во­сток ле­ни­вый по­чи­ва­ет,

В при­выч­ный час про­буж­де­на

Вста­ва­ла при све­чах она.

 

 

XXIX

Ей рано нра­ви­лись ро­ма­ны;

Они ей за­ме­ня­ли все;

Она влюб­ля­ла­ся в об­ма­ны

И Ричард­со­на и Руссо1.

Отец ее был доб­рый малый,

В про­шед­шем веке за­поз­да­лый;

Но в кни­гах не видал вреда;

Он, не читая ни­ко­гда,

Их по­чи­тал пу­стой иг­руш­кой,

И не за­бо­тил­ся о том,

Какой у дочки тай­ный том

Дре­мал до утра под по­душ­кой.

Жена ж его была сама

От Ричард­со­на без ума.

А. С. Пуш­кин «Ев­ге­ний Оне­гин»

____________

1Ричард­сон, Сэмю­эл (1689—1761)  — ан­глий­ский ро­ма­нист, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ев­ро­пей­ско­го сен­ти­мен­та­лиз­ма.

Руссо, Жан-Жак (1712—1778)  — фран­цуз­ский пи­са­тель, один из круп­ней­ших мыс­ли­те­лей XVIII в.

 

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ное ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.1.−1.2.2.

Нам нужна одна по­бе­да

Здесь птицы не поют,

Де­ре­вья не рас­тут,

И толь­ко мы к плечу плечо

Врас­та­ем в землю тут.

Горит и кру­жит­ся пла­не­та,

Над нашей Ро­ди­ною дым,

И, зна­чит, нам нужна одна по­бе­да,

Одна на всех — мы за ценой не по­сто­им.

 

Нас ждет огонь смер­тель­ный,

И все ж бес­си­лен он.

Со­мне­нья прочь, ухо­дит в ночь от­дель­ный

Де­ся­тый наш де­сант­ный ба­та­льон.

 

Лишь толь­ко бой угас,

Зву­чит дру­гой при­каз,

И поч­та­льон сой­дет с ума,

Разыс­ки­вая нас.

Взле­та­ет крас­ная ра­ке­та,

Бьет пу­ле­мет не­уто­мим,

И, зна­чит, нам нужна одна по­бе­да,

Одна на всех — мы за ценой не по­сто­им.

От Кур­ска и Орла

 

Война нас до­ве­ла

До самых вра­же­ских ворот.

Такие, брат, дела.

Когда-ни­будь мы вспом­ним это,

И не по­ве­рит­ся самим.

А нынче нам нужна одна по­бе­да,

Одна на всех — мы за ценой не по­сто­им.

Б. Окуд­жа­ва, 1972

1.1.2. Какую роль в дан­ном фраг­мен­те иг­ра­ет прием про­ти­во­по­став­ле­ния?

1.2.2. Ка­ко­ва роль ре­фре­на в при­ве­ден­ном сти­хо­тво­ре­нии?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.1.2. Прием про­ти­во­по­став­ле­ния, или кон­тра­ста, или ан­ти­те­зы ис­поль­зу­ет­ся в ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии для более пол­но­го рас­кры­тия об­ра­за, темы, раз­мыш­ле­ния. В ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на с по­мо­щью про­ти­во­по­став­ле­ния со­зда­ет­ся образ Та­тья­ны. та­тья­на в при­ве­ден­ном от­рыв­ке про­ти­во­по­став­ля­ет­ся своей сест­ре Ольге, дру­гим детям, тем самым под­чер­ки­ва­ет­ся ис­клю­чи­тель­ность ге­ро­и­ни, ее не­по­вто­ри­мость:

Ни кра­со­той сест­ры своей,

Ни све­же­стью ее ру­мя­ной

Не при­влек­ла б она очей...

Дитя сама, в толпе детей

Иг­рать и пры­гать не хо­те­ла

И часто целый день одна

Си­де­ла молча у окна.

 

1.2.2. Ре­френ (refrain)  — по­втор (ино­гда при­пев) од­но­го или не­сколь­ких слов или строк. В сти­хо­тво­ре­нии Б. окуд­жа­вы ре­фре­ном зву­чит стро­ка «нам нужна одна по­бе­да», за­клю­чая в себе глав­ный смысл, смысл мира, смысл жизни. Без по­бе­ды не будет ни того, ни дру­го­го. Имен­но с целью по­ка­зать это, об­ра­тить вни­ма­ние чи­та­те­ля на глав­ную мысль сти­хо­тво­ре­ния и ис­поль­зу­ет­ся ре­френ.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие от­ве­та за­да­нию
Ответ на во­прос дан и сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на2
Ответ со­дер­жа­тель­но со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей, но не поз­во­ля­ет су­дить о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния, и/или ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1
Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п., фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны одна-две фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ

до­пу­ще­но более двух фак­ти­че­ских оши­бок

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая). Сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл6
1
Тип 5 № 259
i

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  Что сбли­жа­ет и что раз­ли­ча­ет Та­тья­ну и Ольгу Ла­ри­ных? (По ро­ма­ну в сти­хах А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин»).

2.  Как в ли­ри­ке Б. Ш. Окуд­жа­вы рас­кры­ва­ет­ся тема во­ин­ско­го по­дви­га? (По 2–3 сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта).

3.  Ка­ко­во ав­тор­ское от­но­ше­ние к Ки­ри­бе­е­ви­чу и как оно вы­ра­же­но в поэме? (По поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Песня… про купца Ка­лаш­ни­ко­ва»).

4.  По­че­му для рас­кры­тия ха­рак­те­ра Хле­ста­ко­ва боль­шое зна­че­ние имеет образ Осипа? (По ко­ме­дии Н. В. Го­го­ля «Ре­ви­зор»).

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


2
Тип Д1 C1 № 256
i

1.1.1. Какой пред­ста­ет Та­тья­на в при­ве­ден­ном фраг­мен­те?

1.2.1. Какие зна­че­ния об­ре­та­ет в дан­ном сти­хо­тво­ре­нии слово «мы»?


3
Тип Д3 C3 № 258
i

1.1.3. Со­по­ставь­те фраг­мент из ро­ма­на А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин» с при­ве­ден­ным ниже фраг­мен­том из ро­ма­на «Дуб­ров­ский» того же ав­то­ра. В чем схожи об­сто­я­тель­ства жизни и вос­пи­та­ния двух ге­ро­инь  — Та­тья­ны Ла­ри­ной и Маши Тро­е­ку­ро­вой?

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние Б. Ш. Окуд­жа­вы «Нам нужна одна по­бе­да» с при­ве­ден­ным ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем В. С. Вы­соц­ко­го «Мы вра­ща­ем Землю». В чем изоб­ра­же­ние войны в сти­хо­тво­ре­нии Б. Ш. Окуд­жа­вы схоже с кар­ти­ной войны, со­здан­ной В. С. Вы­соц­ким?