Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д3 C3 № 258
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже сти­хо­тво­ре­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.1.3.

 

XXV

Итак, она зва­лась Та­тья­ной.

Ни кра­со­той сест­ры своей,

Ни све­же­стью ее ру­мя­ной

Не при­влек­ла б она очей.

Дика, пе­чаль­на, мол­ча­ли­ва,

Как лань лес­ная бо­яз­ли­ва,

Она в семье своей род­ной

Ка­за­лась де­воч­кой чужой.

Она лас­кать­ся не умела

К отцу, ни к ма­те­ри своей;

Дитя сама, в толпе детей

Иг­рать и пры­гать не хо­те­ла

И часто целый день одна

Си­де­ла молча у окна.

 

XXVI

За­дум­чи­вость, ее по­дру­га

От самых ко­лы­бель­ных дней,

Те­че­нье сель­ско­го до­су­га

Меч­та­ми укра­ша­ла ей.

Ее из­не­жен­ные паль­цы

Не знали игл; скло­нясь на пяль­цы,

Узо­ром шел­ко­вым она

Не ожив­ля­ла по­лот­на.

Охоты власт­во­вать при­ме­та,

С по­слуш­ной кук­лою дитя

При­го­тов­ля­ет­ся, шутя,

К при­ли­чию за­ко­ну света,

И важно по­вто­ря­ет ей

Уроки ма­мень­ки своей.

 

XXVII

Но куклы даже в эти годы

Та­тья­на в руки не брала;

Про вести го­ро­да, про моды

Бе­се­ды с нею не вела.

И были дет­ские про­ка­зы

Ей чужды: страш­ные рас­ска­зы

Зимою в тем­но­те ночей

Пле­ня­ли боль­ше серд­це ей.

Когда же няня со­би­ра­ла

Для Ольги на ши­ро­кий луг

Всех ма­лень­ких ее по­друг,

Она в го­рел­ки не иг­ра­ла,

Ей ску­чен был и звон­кий смех,

И шум их вет­ре­ных утех.

 

XXVIII

Она лю­би­ла на бал­ко­не

Пре­ду­пре­ждать зари вос­ход,

Когда на блед­ном не­бо­скло­не

Звезд ис­че­за­ет хо­ро­вод,

И тихо край земли свет­ле­ет,

И, вест­ник утра, ветер веет,

И всхо­дит по­сте­пен­но день.

Зимой, когда ноч­ная тень

Пол­ми­ром доле об­ла­да­ет,

И доле в празд­ной ти­ши­не,

При оту­ма­нен­ной луне,

Во­сток ле­ни­вый по­чи­ва­ет,

В при­выч­ный час про­буж­де­на

Вста­ва­ла при све­чах она.

 

XXIX

Ей рано нра­ви­лись ро­ма­ны;

Они ей за­ме­ня­ли все;

Она влюб­ля­ла­ся в об­ма­ны

И Ричард­со­на и Руссо1.

Отец ее был доб­рый малый,

В про­шед­шем веке за­поз­да­лый;

Но в кни­гах не видал вреда;

Он, не читая ни­ко­гда,

Их по­чи­тал пу­стой иг­руш­кой,

И не за­бо­тил­ся о том,

Какой у дочки тай­ный том

Дре­мал до утра под по­душ­кой.

Жена ж его была сама

От Ричард­со­на без ума.

А. С. Пуш­кин «Ев­ге­ний Оне­гин»

____________

1Ричард­сон, Сэмю­эл (1689—1761)  — ан­глий­ский ро­ма­нист, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ев­ро­пей­ско­го сен­ти­мен­та­лиз­ма.

Руссо, Жан-Жак (1712—1778)  — фран­цуз­ский пи­са­тель, один из круп­ней­ших мыс­ли­те­лей XVIII в.

 

****************

 

Чи­та­тель, ве­ро­ят­но, уже до­га­дал­ся, что дочь Ки­ри­ла Пет­ро­ви­ча, о ко­то­рой ска­за­ли мы еще толь­ко не­сколь­ко слов, есть ге­ро­и­ня нашей по­ве­сти. В эпоху, нами опи­сы­ва­е­мую, ей было сем­на­дцать лет, и кра­со­та ее была в пол­ном цвете.

Отец любил ее до безу­мия, но об­хо­дил­ся с нею со свой­ствен­ным ему свое­нра­ви­ем, то ста­ра­ясь уго­ждать ма­лей­шим ее при­хо­тям, то пугая ее су­ро­вым, а ино­гда и же­сто­ким об­ра­ще­ни­ем. Уве­рен­ный в ее при­вя­зан­но­сти, ни­ко­гда не мог он до­бить­ся ее до­ве­рен­но­сти. Она при­вык­ла скры­вать от него свои чув­ства и мысли, ибо ни­ко­гда не могла знать на­вер­но, каким об­ра­зом будут они при­ня­ты. Она не имела по­друг и вы­рос­ла в уеди­не­нии. Жены и до­че­ри со­се­дей редко ез­жа­ли к Ки­ри­лу Пет­ро­ви­чу, коего обык­но­вен­ные раз­го­во­ры и уве­се­ле­ния тре­бо­ва­ли то­ва­ри­ще­ства муж­чин, а не при­сут­ствия дам. Редко наша кра­са­ви­ца яв­ля­лась по­сре­ди го­стей, пи­ру­ю­щих у Ки­ри­ла Пет­ро­ви­ча. Огром­ная биб­лио­те­ка, со­став­лен­ная боль­шею ча­стию из со­чи­не­ний фран­цуз­ских пи­са­те­лей XVIII века, была от­да­на в ее рас­по­ря­же­ние. Отец ее, ни­ко­гда не чи­тав­ший ни­че­го, кроме «Со­вер­шен­ной по­ва­ри­хи», не мог ру­ко­вод­ство­вать ее в вы­бо­ре книг, и Маша, есте­ствен­ным об­ра­зом, пе­ре­рыв со­чи­не­ния вся­ко­го рода, оста­но­ви­лась на ро­ма­нах. Таким об­ра­зом, со­вер­ши­ла она свое вос­пи­та­ние, на­ча­тое не­ко­гда под ру­ко­вод­ством мам­зель Мими, ко­то­рой Ки­ри­ла Пет­ро­вич ока­зы­вал боль­шую до­ве­рен­ность и бла­го­склон­ность…

 

А. С. Пуш­кин «Дуб­ров­ский»

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже сти­хо­тво­ре­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.3.

Нам нужна одна по­бе­да

Здесь птицы не поют,

Де­ре­вья не рас­тут,

И толь­ко мы к плечу плечо

Врас­та­ем в землю тут.

Горит и кру­жит­ся пла­не­та,

Над нашей Ро­ди­ною дым,

И, зна­чит, нам нужна одна по­бе­да,

Одна на всех  — мы за ценой не по­сто­им.

 

Нас ждет огонь смер­тель­ный,

И все ж бес­си­лен он.

Со­мне­нья прочь, ухо­дит в ночь от­дель­ный

Де­ся­тый наш де­сант­ный ба­та­льон.

 

Лишь толь­ко бой угас,

Зву­чит дру­гой при­каз,

И поч­та­льон сой­дет с ума,

Разыс­ки­вая нас.

Взле­та­ет крас­ная ра­ке­та,

Бьет пу­ле­мет не­уто­мим,

И, зна­чит, нам нужна одна по­бе­да,

Одна на всех  — мы за ценой не по­сто­им.

От Кур­ска и Орла

 

Война нас до­ве­ла

До самых вра­же­ских ворот.

Такие, брат, дела.

Когда-ни­будь мы вспом­ним это,

И не по­ве­рит­ся самим.

А нынче нам нужна одна по­бе­да,

Одна на всех  — мы за ценой не по­сто­им.

 

В. С. Вы­соц­кий, 1972

 

Мы воз­вра­ща­ем землю

От гра­ни­цы мы Землю вер­те­ли назад  —

Было дело сна­ча­ла.

Но об­рат­но ее за­кру­тил наш ком­бат,

От­толк­нув­шись ногой от Урала.

 

На­ко­нец-то нам дали при­каз на­сту­пать,

От­би­рать наши пяди и крохи,

Но мы пом­ним, как солн­це от­пра­ви­лось вспять

И едва не зашло на Во­сто­ке.

 

Мы не ме­ря­ем Землю ша­га­ми,

По­на­прас­ну цветы те­ре­бя,

Мы тол­ка­ем ее са­по­га­ми  —

От себя, от себя.

 

И от ветра с Во­сто­ка при­гну­лись стога,

Жмет­ся к ска­лам отара.

Ось зем­ную мы сдви­ну­ли без ры­ча­га,

Из­ме­нив на­прав­ле­нье удара.

 

Не пу­гай­тесь, когда не на месте закат.

Суд­ный день  — это сказ­ки для стар­ших.

Про­сто Землю вра­ща­ют, куда за­хо­тят,

Наши смен­ные роты на марше.

 

Мы пол­зем, бу­гор­ки об­ни­ма­ем,

Кочки тис­ка­ем зло, не любя,

И ко­ле­ня­ми Землю тол­ка­ем  —

От себя, от себя.

 

Здесь никто не най­дет, даже если б хотел,

Руки квер­ху под­няв­ших.

Всем живым  — ощу­ти­мая поль­за от тел:

Как при­кры­тье ис­поль­зу­ем пав­ших.

 

Этот глу­пый сви­нец всех ли сразу най­дет,

Где на­стиг­нет  — в упор или с тыла?

Кто-то там впе­ре­ди на­ва­лил­ся на дот  —

И Земля на мгно­ве­нье за­сты­ла.

 

Я ступ­ни свои сзади оста­вил,

Ми­мо­хо­дом по мерт­вым скор­бя,

Шар зем­ной я вра­щаю лок­тя­ми  —

От себя, от себя.

 

Кто-то встал в пол­ный рост и, от­ве­сив по­клон,

При­нял пулю на вдохе,

Но на Запад, на Запад пол­зет ба­та­льон,

Чтобы солн­це взо­шло на Во­сто­ке.

 

Жи­во­том  — по грязи, дышим смра­дом болот,

Но глаза за­кры­ва­ем на запах.

Нынче по небу солн­це нор­маль­но идет,

По­то­му что мы рвем­ся на Запад!

 

Руки, ноги  — на месте ли, нет ли,  —

Как на сва­дьбе, росу при­гу­бя,

Землю тянем зу­ба­ми за стеб­ли  —

На себя, на себя!

 

В. С. Вы­соц­кий, 1972

1.1.3. Со­по­ставь­те фраг­мент из ро­ма­на А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин» с при­ве­ден­ным ниже фраг­мен­том из ро­ма­на «Дуб­ров­ский» того же ав­то­ра. В чем схожи об­сто­я­тель­ства жизни и вос­пи­та­ния двух ге­ро­инь  — Та­тья­ны Ла­ри­ной и Маши Тро­е­ку­ро­вой?

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние Б. Ш. Окуд­жа­вы «Нам нужна одна по­бе­да» с при­ве­ден­ным ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем В. С. Вы­соц­ко­го «Мы вра­ща­ем Землю». В чем изоб­ра­же­ние войны в сти­хо­тво­ре­нии Б. Ш. Окуд­жа­вы схоже с кар­ти­ной войны, со­здан­ной В. С. Вы­соц­ким?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.1.3. При­ве­ден­ные фраг­мен­ты из ро­ма­на Пуш­ки­на «Дуб­ров­ский» и ро­ма­на «Ев­ге­ний Оне­гин» опи­сы­ва­ют оди­на­ко­вые усло­вия вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния про­вин­ци­аль­ных ба­ры­шень. О Маше Тро­е­ку­ро­вой Пуш­кин пишет: «Она при­вык­ла скры­вать от него (отца) свои чув­ства и мысли, ибо ни­ко­гда не могла знать на­вер­но, каким об­ра­зом будут они при­ня­ты. Она не имела по­друг и вы­рос­ла в уеди­не­нии». О Та­тья­не почти до­слов­но по­вто­ря­ет слова из «Дуб­ров­ско­го»:

Она в семье своей род­ной

Ка­за­лась де­воч­кой чужой.

Она лас­кать­ся не умела

К отцу, ни к ма­те­ри своей...

И часто целый день одна

Си­де­ла молча у окна.

Стре­мя­щи­е­ся к уеди­не­нью, вос­пи­тан­ные на лю­бов­ных ро­ма­нах, и Маша, и Та­тья­на  — на­ту­ры глу­бо­кие, с бо­га­тым внут­рен­ним миром, спо­соб­ные к раз­ви­тию и не огра­ни­чи­ва­ю­щи­е­ся ин­те­ре­са­ми уезд­ной по­ме­щи­цы.

 

1.2.3. Тема Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны зву­чит в сти­хо­тво­ре­ни­ях Вы­соц­ко­го и Окуд­жа­вы. Глав­ной мыс­лью, их объ­еди­ня­ю­щей, ста­но­вит­ся мысль о не­об­хо­ди­мо­сти по­бе­ды над вра­гом. В этом еди­ном по­ры­ве вста­ли все на за­щи­ту своей Ро­ди­ны. И де­ся­тый ба­та­льон будет сто­ять на­смерть, и тот сол­дат Вы­соц­ко­го, ко­то­рый Землю из­ме­рил и но­га­ми, и лок­тя­ми, и жи­во­том. Образ рус­ско­го сол­да­та, го­то­во­го жизнь от­дать за Ро­ди­ну, сме­ло­го, ре­ши­тель­но­го, не­при­ми­ри­мо­го к врагу, сбли­жа­ет два сти­хо­тво­ре­ния.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ний
Со­по­став­ле­ны про­из­ве­де­ния в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на2
Со­по­став­ле­ны про­из­ве­де­ния в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1
Не про­ве­де­но со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции тек­сты двух про­из­ве­де­ний при­вле­ка­ют­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют4
Для ар­гу­мен­та­ции текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.; текст дру­го­го про­из­ве­де­ния – на уров­не его пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о со­дер­жа­нии,

И/ИЛИ

до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

3
Для ар­гу­мен­та­ции тек­сты двух про­из­ве­де­ний при­вле­ка­ют­ся на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний об их со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.),

ИЛИ

для ар­гу­мен­та­ции ис­поль­зу­ет­ся текст толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния, он при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские ошиб­ки

2
Для ар­гу­мен­та­ции ис­поль­зу­ет­ся текст толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния, он при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.),

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний не при­вле­ка­ет­ся текст ни од­но­го из со­по­став­ля­е­мых про­из­ве­де­ний,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая). Сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл8
1
Тип 5 № 259
i

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  Что сбли­жа­ет и что раз­ли­ча­ет Та­тья­ну и Ольгу Ла­ри­ных? (По ро­ма­ну в сти­хах А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин»).

2.  Как в ли­ри­ке Б. Ш. Окуд­жа­вы рас­кры­ва­ет­ся тема во­ин­ско­го по­дви­га? (По 2–3 сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта).

3.  Ка­ко­во ав­тор­ское от­но­ше­ние к Ки­ри­бе­е­ви­чу и как оно вы­ра­же­но в поэме? (По поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Песня… про купца Ка­лаш­ни­ко­ва»).

4.  По­че­му для рас­кры­тия ха­рак­те­ра Хле­ста­ко­ва боль­шое зна­че­ние имеет образ Осипа? (По ко­ме­дии Н. В. Го­го­ля «Ре­ви­зор»).

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


2
Тип Д1 C1 № 256
i

1.1.1. Какой пред­ста­ет Та­тья­на в при­ве­ден­ном фраг­мен­те?

1.2.1. Какие зна­че­ния об­ре­та­ет в дан­ном сти­хо­тво­ре­нии слово «мы»?


3
Тип Д2 C2 № 257
i

1.1.2. Какую роль в дан­ном фраг­мен­те иг­ра­ет прием про­ти­во­по­став­ле­ния?

1.2.2. Ка­ко­ва роль ре­фре­на в при­ве­ден­ном сти­хо­тво­ре­нии?