Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 5 № 259
i

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  Что сбли­жа­ет и что раз­ли­ча­ет Та­тья­ну и Ольгу Ла­ри­ных? (По ро­ма­ну в сти­хах А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин»).

2.  Как в ли­ри­ке Б. Ш. Окуд­жа­вы рас­кры­ва­ет­ся тема во­ин­ско­го по­дви­га? (По 2–3 сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта).

3.  Ка­ко­во ав­тор­ское от­но­ше­ние к Ки­ри­бе­е­ви­чу и как оно вы­ра­же­но в поэме? (По поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Песня… про купца Ка­лаш­ни­ко­ва»).

4.  По­че­му для рас­кры­тия ха­рак­те­ра Хле­ста­ко­ва боль­шое зна­че­ние имеет образ Осипа? (По ко­ме­дии Н. В. Го­го­ля «Ре­ви­зор»).

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ком­мен­та­рии к со­чи­не­ни­ям

 

1.  Что сбли­жа­ет и что раз­ли­ча­ет Та­тья­ну и Ольгу Ла­ри­ных? (По ро­ма­ну в сти­хах А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин»).

Ха­рак­те­ры се­стер Ла­ри­ных по­ка­за­ны с ис­поль­зо­ва­ни­ем про­ти­во­по­став­ле­ния. Ольга ве­се­лая, жиз­не­ра­дост­ная де­вуш­ка. Она по­слуш­ная дочь, ро­ди­те­ли ее любят, с дет­ства она была обык­но­вен­ным ре­бен­ком, ничто не вы­зы­ва­ло в ней опа­се­ний. В Ольгу без па­мя­ти влюб­лен Лен­ский. На его уха­жи­ва­ния она от­ве­ча­ет вза­им­но­стью, но ее лю­бовь не­по­сто­ян­на. Когда Лен­ско­го не стало, она не­дол­го го­ре­ва­ла и вско­ре вышла замуж. Та­тья­на, на­о­бо­рот, пе­чаль­на, мол­ча­ли­ва, за­мкну­та в себе. Она не по­хо­жа на дру­гих де­ву­шек. В то время как все вы­ши­ва­ли, за­пол­ня­ли аль­бо­мы, Та­тья­на чи­та­ла ро­ма­ны и лю­бо­ва­лась при­ро­дой. В от­ли­чие от своей сест­ры «она в семье своей род­ной ка­за­лась де­воч­кой чужой./ Она лас­кать­ся не умела/ К отцу, ни к ма­те­ри своей». Та­тья­на  — на­ту­ра глу­бо­кая и любит Та­тья­на по-на­сто­я­ще­му, не так как Ольга.

 

2.  Как в ли­ри­ке Б. Ш. Окуд­жа­вы рас­кры­ва­ет­ся тема во­ин­ско­го по­дви­га? (По 2–3 сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта).

В по­э­зию и бар­дов­скую песню Б. Окуд­жа­ва вошел как уже впол­не зре­лый че­ло­век, фрон­то­вик, ор­де­но­но­сец, но его песни сразу же под­хва­ти­ла мо­ло­дежь. Столь­ко в них было не­под­дель­но­го, тон­ко­го че­ло­ве­че­ско­го чув­ства. По­ко­ле­ние фрон­то­ви­ков бла­го­дар­но ему за не­сколь­ко песен, ко­то­рые рас­кры­ли душу сол­да­та боль­ше, чем иные ро­ма­ны о войне. На­при­мер, песня «Де­сант­ный ба­та­льон» стала зна­ме­ни­той на дру­гой день после вы­хо­да филь­ма «Бе­ло­рус­ский вок­зал». Из­вест­но, что песня спас­ла и фильм от нож­ниц со­вет­ской цен­зу­ры, по­то­му что са­мо­го ген­се­ка Бреж­не­ва эта песня рас­тро­га­ла до слез.

Дру­гим сти­хо­тво­ре­ни­ем о на­ча­ле войны стало «До сви­да­ния, маль­чи­ки…» Сти­хо­тво­ре­ние берет за живое, когда пред­став­ля­ешь ухо­дя­щих на фронт маль­чи­шек и дев­чо­нок, ко­то­рым впору лю­бить, ра­бо­тать, жить, а не гиб­нуть от без­жа­лост­ных пуль вра­гов.

Окуд­жа­ва на­пи­сал много песен на ис­то­ри­че­скую тему. Уди­ви­тель­ная спо­соб­ность чув­ство­вать время, в ко­то­ром живут и дей­ству­ют его герои, род­нить их с со­вре­мен­но­стью сде­ла­ла Окуд­жа­ву ве­ду­щим по­этом в ки­не­ма­то­гра­фе.

 

3.  Ка­ко­во ав­тор­ское от­но­ше­ние к Ки­ри­бе­е­ви­чу и как оно вы­ра­же­но в поэме? (По поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Песня… про купца Ка­лаш­ни­ко­ва»).

В фи­гу­ре Ки­ри­бе­е­ви­ча нашли не­ко­то­рое от­ра­же­ние черты доб­ро­го мо­лод­ца «уда­лых» или «раз­бой­ни­чьих» песен. «Какая силь­ная, мо­гу­чая на­ту­ра!»  — писал о нем Бе­лин­ский, рас­кры­вая пси­хо­ло­гию «уда­ло­го бойца». Автор не скры­ва­ет, что у оприч­ни­ка Ки­ри­бе­е­ви­ча есть по­ло­жи­тель­ные ка­че­ства. Это «уда­лой боец», пре­дан­ный царю, че­ло­век силь­ных стра­стей, спо­соб­ный на лю­бовь. Но при этом он  — са­мо­на­де­ян­ный, са­мо­влюб­лен­ный, при­вык­ший по­та­кать своим сла­бо­стям. «Лу­ка­вый» Ки­ри­бе­е­вич рас­ска­зал царю о своем чув­стве, но при этом утаил, что Алена Дмит­ри­ев­на «в церк­ви Бо­жи­ей пе­ре­вен­ча­на» с мо­ло­дым куп­цом. Ки­ри­бе­е­ви­чу, по­ступ­ка­ми ко­то­ро­го ру­ко­во­дит эго­и­сти­че­ское чув­ство, Ка­лаш­ни­ков про­ти­во­по­став­лен как че­ло­век, дей­ству­ю­щий о имя долга и чести. Автор «Песни» бро­сил вызов пра­вя­щим кру­гам сво­е­го вре­ме­ни, дерз­нув вос­петь в ма­не­ре на­род­ной песни уда­ло­го купца Ка­лаш­ни­ко­ва, вы­сту­пив­ше­го в за­щи­ту сво­е­го лич­но­го и со­ци­аль­но­го до­сто­ин­ства про­тив цар­ско­го лю­бим­ца и са­мо­го царя.

 

4.  По­че­му для рас­кры­тия ха­рак­те­ра Хле­ста­ко­ва боль­шое зна­че­ние имеет образ Осипа? (По ко­ме­дии Н. В. Го­го­ля «Ре­ви­зор»).

Го­голь не раз пре­ду­пре­ждал: «Хле­ста­ков  — самый труд­ный образ в пьесе». Хле­ста­ков, мо­ло­дой че­ло­век лет два­дца­ти трех, то­нень­кий, ху­день­кий, всеми пре­зи­ра­е­мый. Его не ува­жа­ет даже соб­ствен­ный слуга Осип. Хле­ста­ков имеет ма­лень­кий чин, «ели­стра­тиш­ка». Он не­до­во­лен своей жиз­нью, но глу­пость не поз­во­ля­ет ему по­пы­тать­ся из­ме­нить жизнь. Жиз­нен­ная цель Хле­ста­ко­ва  — это раз­вле­че­ния, на ко­то­рый он по­тра­тил все день­ги. Даже осип вы­гля­дит умнее, прак­тич­нее сво­е­го хо­зя­и­на, хотя он далек от иде­а­ла.

 

5.  О со­чи­не­ни­ях на сво­бод­ную тему можно по­смот­реть на от­дель­ной стра­ни­це: пе­рей­ти.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За­да­ние счи­та­ет­ся не­вы­пол­нен­ным и со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по всем кри­те­ри­ям 0 бал­лов, если:

—  по кри­те­рию К1 вы­став­ле­но 0 бал­лов;

—  в со­чи­не­нии менее 150 слов (в подсчёт слов вклю­ча­ют­ся все слова, в том числе слу­жеб­ные)3;

—  вме­сто про­из­ве­де­ний ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры при­вле­ка­ют­ся тек­сты рэпа, песен поп-му­зы­кан­тов или тек­сты со спор­ной при­над­леж­но­стью к ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре (ко­микс, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман)4.

Если сумма вы­став­лен­ных бал­лов по кри­те­ри­ям К1–К6 со­став­ля­ет 5 или менее бал­лов, то по кри­те­ри­ям К7–К9 со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

 

Кри­те­рииБаллы
К1.  Рас­кры­тие темы со­чи­не­ния
Ука­за­ния по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К1

1)  Не­до­ка­зан­ный тезис не за­счи­ты­ва­ет­ся.

2)  По кри­те­рию К1 учи­ты­ва­ет­ся кор­рект­ность от­ра­же­ния ав­тор­ской по­зи­ции. Если ис­ка­же­на ав­тор­ская по­зи­ция

—  един­ствен­но­го при­влечённого про­из­ве­де­ния, то по кри­те­рию К1 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов;

—  од­но­го из не­сколь­ких при­влечённых про­из­ве­де­ний, то оцен­ка по кри­те­рию К1 не может быть выше 1 балла;

—  двух или более при­влечённых про­из­ве­де­ний, то по кри­те­рию К1 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов.

Сфор­му­ли­ро­ва­ны два до­ка­зан­ных те­зи­са, рас­кры­ва­ю­щих тему2
Сфор­му­ли­ро­ван один до­ка­зан­ный тезис, рас­кры­ва­ю­щий тему1
Тема не рас­кры­та0
К2.  При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К2

Если в фор­му­ли­ров­ке темы со­чи­не­ния есть ука­за­ние рас­крыть её на при­ме­ре не менее двух про­из­ве­де­ний (сти­хо­тво­ре­ний, ли­ри­че­ских поэм), то при при­вле­че­нии в со­чи­не­нии толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния оцен­ка по кри­те­рию К2 не может быть выше 2 бал­лов.

Текст не­од­но­крат­но при­влечён для рас­кры­тия темы на уров­не ана­ли­за, т. е. при­ве­де­ны кон­крет­ные при­ме­ры из тек­ста (фраг­мен­ты, об­ра­зы, мик­ро­те­мы, де­та­ли и т. п.) и по­яс­не­но, как эти при­ме­ры под­креп­ля­ют сфор­му­ли­ро­ван­ные утвер­жде­ния3
Текст од­но­крат­но при­влечён для рас­кры­тия темы на уров­не ана­ли­за, т. е. при­ведён кон­крет­ный при­мер из тек­ста и по­яс­не­но, как этот при­мер под­креп­ля­ет сфор­му­ли­ро­ван­ное утвер­жде­ние2
Текст при­влечён для рас­кры­тия темы толь­ко на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии1
Суж­де­ния не под­креп­ле­ны тек­стом про­из­ве­де­ния(-⁠ий)0
К3.  Фак­то­ло­ги­че­ская точ­ность со­чи­не­ния
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К4

Со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по кри­те­рию К3, если по кри­те­рию К2 вы­став­ле­но не менее двух бал­лов.

От­сут­ству­ют фак­ти­че­ские ошиб­ки2
До­пу­ще­на одна ошиб­ка1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки0
К4.  Опора на тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К4

Со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по кри­те­рию К4, если по кри­те­рию К2 вы­став­ле­но не менее двух бал­лов.

Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние и одно из них ис­поль­зо­ва­но для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-⁠ий) в целях рас­кры­тия темы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют2
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, но не ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-⁠ий),

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна ошиб­ка в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

1
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия не вклю­че­ны в со­чи­не­ние,

ИЛИ до­пу­ще­ны две или более ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

0
К5.  Ком­по­зи­ци­он­ная цель­ность и ло­гич­ность
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­суж­де­ния; от­сут­ству­ют не­обос­но­ван­ные по­вто­ры, ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия3
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­суж­де­ния,

НО внут­ри смыс­ло­вых ча­стей есть на­ру­ше­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти и/или ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия

2
Общая ло­ги­ка рас­суж­де­ния на­прав­ле­на на рас­кры­тие темы,

НО на­ру­ше­на ло­ги­че­ская связь между смыс­ло­вы­ми ча­стя­ми

1
Не­обос­но­ван­ные по­вто­ры, ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия су­ще­ствен­но за­труд­ня­ют по­ни­ма­ние смыс­ла со­чи­не­ния, мысль в со­чи­не­нии по­вто­ря­ет­ся и не раз­ви­ва­ет­ся0
К6.  Со­блю­де­ние ре­че­вых норм
Ре­че­вых оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более двух ре­че­вых оши­бок2
До­пу­ще­ны три–че­ты­ре ре­че­вые ошиб­ки1
До­пу­ще­но пять или более ре­че­вых оши­бок0
К7.  Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм
Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более че­ты­рех оши­бок1
До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К8.  Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм
Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более че­ты­рех оши­бок1
До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К9. Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм
Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна–две ошиб­ки1
До­пу­ще­ны три или более ошиб­ки0
Мак­си­маль­ный балл за со­чи­не­ние  — 17

 

__________________________

3Пра­ви­ла подсчёта слов сов­па­да­ют с пра­ви­ла­ми, ис­поль­зу­е­мы­ми при про­вер­ке работ ЕГЭ по рус­ско­му языку, ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре: «При подсчёте слов учи­ты­ва­ют­ся как са­мо­сто­я­тель­ные, так и слу­жеб­ные части речи. Под­счи­ты­ва­ет­ся любая по­сле­до­ва­тель­ность слов, на­пи­сан­ных без про­бе­ла (на­при­мер, «всё-таки»  — одно слово, «всё же»  — два слова). Ини­ци­а­лы с фа­ми­ли­ей счи­та­ют­ся одним сло­вом (на­при­мер, «М. Ю. Лер­мон­тов»  — одно слово). Любые дру­гие сим­во­лы, в част­но­сти цифры, при подсчёте не учи­ты­ва­ют­ся (на­при­мер, «5 лет»  — одно слово, «пять лет»  — два слова).

4Если кроме про­из­ве­де­ний ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры для рас­кры­тия темы при­вле­ка­ет­ся текст со спор­ной при­над­леж­но­стью к ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре (ко­микс, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман) или про­из­ве­де­ние мас­со­вой куль­ту­ры (тек­сты репа, песен поп-му­зы­кан­тов), то по кри­те­ри­ям К1–К3 об­ра­ще­ние к та­ко­му тек­сту не за­счи­ты­ва­ет­ся, по кри­те­ри­ям К5–К9 оце­ни­ва­ет­ся вся ра­бо­та.

Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.):
1
Тип Д1 C1 № 256
i

1.1.1. Какой пред­ста­ет Та­тья­на в при­ве­ден­ном фраг­мен­те?

1.2.1. Какие зна­че­ния об­ре­та­ет в дан­ном сти­хо­тво­ре­нии слово «мы»?


2
Тип Д2 C2 № 257
i

1.1.2. Какую роль в дан­ном фраг­мен­те иг­ра­ет прием про­ти­во­по­став­ле­ния?

1.2.2. Ка­ко­ва роль ре­фре­на в при­ве­ден­ном сти­хо­тво­ре­нии?


3
Тип Д3 C3 № 258
i

1.1.3. Со­по­ставь­те фраг­мент из ро­ма­на А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин» с при­ве­ден­ным ниже фраг­мен­том из ро­ма­на «Дуб­ров­ский» того же ав­то­ра. В чем схожи об­сто­я­тель­ства жизни и вос­пи­та­ния двух ге­ро­инь  — Та­тья­ны Ла­ри­ной и Маши Тро­е­ку­ро­вой?

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние Б. Ш. Окуд­жа­вы «Нам нужна одна по­бе­да» с при­ве­ден­ным ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем В. С. Вы­соц­ко­го «Мы вра­ща­ем Землю». В чем изоб­ра­же­ние войны в сти­хо­тво­ре­нии Б. Ш. Окуд­жа­вы схоже с кар­ти­ной войны, со­здан­ной В. С. Вы­соц­ким?