Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д2 C2 № 261
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ния 1.1.1.—1.1.2.

VI

Меж тем Оне­ги­на яв­ле­нье

У Ла­ри­ных про­из­ве­ло

На всех боль­шое впе­чат­ле­нье

И всех со­се­дей раз­влек­ло.

Пошла до­гад­ка за до­гад­кой.

Все стали тол­ко­вать украд­кой,

Шу­тить, су­дить не без греха,

Та­тья­не про­чить же­ни­ха;

Иные даже утвер­жда­ли,

Что сва­дьба сла­же­на со­всем,

Но оста­нов­ле­на затем,

Что мод­ных колец не до­ста­ли.

O сва­дьбе Лен­ско­го давно

У них уж было ре­ше­но.

 

VII

Та­тья­на слу­ша­ла с до­са­дой

Такие сплет­ни; но тай­ком

С не­изъ­яс­ни­мою от­ра­дой

Не­воль­но ду­ма­ла о том;

И в серд­це дума за­ро­ни­лась;

Пора при­ш­ла, она влю­би­лась.

Так в землю пад­шее зерно

Весны огнем ожив­ле­но.

Давно ее во­об­ра­же­нье,

Сго­рая негой и тос­кой,

Ал­ка­ло пищи ро­ко­вой;

Давно сер­деч­ное том­ле­нье

Тес­ни­ло ей мла­дую грудь;

Душа ждала. . . кого-ни­будь,

 

VIII

И до­жда­лась. . . От­кры­лись очи;

Она ска­за­ла: это он!

Увы! те­перь и дни и ночи,

И жар­кий оди­но­кий сон,

Все полно им; все деве милой

Без умол­ку вол­шеб­ной силой

Твер­дит о нем. До­куч­ны ей

И звуки лас­ко­вых речей,

И взор за­бот­ли­вой при­слу­ги.

В уны­ние по­гру­же­на,

Го­стей не слу­ша­ет она

И про­кли­на­ет их до­су­ги,

Их не­ожи­дан­ный при­езд

И про­дол­жи­тель­ный при­сест.

 

IX

Те­перь с каким она вни­ма­ньем

Чи­та­ет сла­дост­ный роман,

С каким живым оча­ро­ва­ньем

Пьет обо­льсти­тель­ный обман!

Счаст­ли­вой силою меч­та­нья

Оду­шев­лен­ные со­зда­нья,

Лю­бов­ни­кЮлии Воль­мар1,

Малек-Адель2 и де Линар3,

И Вер­тер4, му­че­ник мя­теж­ный,

И бес­по­доб­ный Гран­ди­сон5,

Ко­то­рый нам на­во­дит сон,  —

Все для меч­та­тель­ни­цы неж­ной

В еди­ный образ об­лек­лись,

В одном Оне­ги­не сли­лись.

 

X

Во­об­ра­жа­ясь ге­ро­и­ней

Своих воз­люб­лен­ных твор­цов,

Кла­ри­сой6, Юлией7, Дель­фи­ной8,

Та­тья­на в ти­ши­не лесов

Одна с опас­ной кни­гой бро­дит,

Она в ней ищет и на­хо­дит

Свой тай­ный жар, свои мечты,

Плоды сер­деч­ной пол­но­ты,

Взды­ха­ет и, себе при­своя

Чужой вос­торг, чужую грусть,

В за­бве­нье шеп­чет на­и­зусть

Пись­мо для ми­ло­го героя...

А. С. Пуш­кин «Ев­ге­ний Оне­гин»

 

1Юлия Воль­мар  — ге­ро­и­ня ро­ма­на Ж.-Ж. Руссо «Новая Эло­иза».

2 Малек-Адель  — герой ро­ма­на М. Кот­тен «Ма­тиль­да, или За­пис­ки, взя­тые из ис­то­рии Кре­сто­вых по­хо­дов».

3 Гу­став де Линар  — герой по­ве­сти ба­ро­нес­сы Кри­де­нер.

4 Вер­тер  — герой ро­ма­на И. В. Гете «Стра­да­ния мо­ло­до­го Вер­те­ра».

5 Гран­ди­сон  — герой ро­ма­на С. Ричард­со­на «Ис­то­рия сэра Чар­лза Гран­ди­со­на».

6 Кла­рисса  — ге­ро­и­ня се­ми­том­но­го эпи­сто­ляр­но­го ро­ма­на С. Ричард­со­на «Кла­рисса».

7 Юлия  — см. снос­ку 1.

8 Дель­фи­на  — ге­ро­и­ня од­но­имен­но­го ро­ма­на Ж. де Сталь.

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ное ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.1.−1.2.2.

Мы вра­ща­ем землю

От гра­ни­цы мы Землю вер­те­ли назад —

Было дело сна­ча­ла.

Но об­рат­но ее за­кру­тил наш ком­бат,

От­толк­нув­шись ногой от Урала.

 

На­ко­нец-то нам дали при­каз на­сту­пать,

От­би­рать наши пяди и крохи,

Но мы пом­ним, как солн­це от­пра­ви­лось вспять

И едва не зашло на Во­сто­ке.

 

Мы не ме­ря­ем Землю ша­га­ми,

По­на­прас­ну цветы те­ре­бя,

Мы тол­ка­ем ее са­по­га­ми —

От себя, от себя.

 

И от ветра с Во­сто­ка при­гну­лись стога,

Жмет­ся к ска­лам отара.

Ось зем­ную мы сдви­ну­ли без ры­ча­га,

Из­ме­нив на­прав­ле­нье удара.

 

Не пу­гай­тесь, когда не на месте закат.

Суд­ный день — это сказ­ки для стар­ших.

Про­сто Землю вра­ща­ют, куда за­хо­тят,

Наши смен­ные роты на марше.

 

Мы пол­зем, бу­гор­ки об­ни­ма­ем,

Кочки тис­ка­ем зло, не любя,

И ко­ле­ня­ми Землю тол­ка­ем —

От себя, от себя.

 

Здесь никто не най­дет, даже если б хотел,

Руки квер­ху под­няв­ших.

Всем живым — ощу­ти­мая поль­за от тел:

Как при­кры­тье ис­поль­зу­ем пав­ших.

 

Этот глу­пый сви­нец всех ли сразу най­дет,

Где на­стиг­нет — в упор или с тыла?

Кто-то там впе­ре­ди на­ва­лил­ся на дот —

И Земля на мгно­ве­нье за­сты­ла.

 

Я ступ­ни свои сзади оста­вил,

Ми­мо­хо­дом по мерт­вым скор­бя,

Шар зем­ной я вра­щаю лок­тя­ми —

От себя, от себя.

 

Кто-то встал в пол­ный рост и, от­ве­сив по­клон,

При­нял пулю на вдохе,

Но на Запад, на Запад пол­зет ба­та­льон,

Чтобы солн­це взо­шло на Во­сто­ке.

 

Жи­во­том — по грязи, дышим смра­дом болот,

Но глаза за­кры­ва­ем на запах.

Нынче по небу солн­це нор­маль­но идет,

По­то­му что мы рвем­ся на Запад!

 

Руки, ноги — на месте ли, нет ли, —

Как на сва­дьбе, росу при­гу­бя,

Землю тянем зу­ба­ми за стеб­ли —

На себя, на себя!

В. С. Вы­соц­кий, 1972

1.1.2. С по­мо­щью каких вы­ра­зи­тель­ных средств автор пе­ре­да­ет увле­чен­ность Та­тья­ны ли­те­ра­тур­ны­ми об­ра­за­ми?

1.2.2. Как Вы ду­ма­е­те, в чем со­сто­ит смысл по­сле­до­ва­тель­но­сти де­та­лей, при­ве­ден­ных в сти­хо­тво­ре­нии: «тол­ка­ем ее са­по­га­ми»  — «ко­ле­ня­ми Землю тол­ка­ем»  — «шар зем­ной я вра­щаю лок­тя­ми»  — «Землю тянем зу­ба­ми за стеб­ли»?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.1.2. Увле­чен­ность Та­тья­ны ли­те­ра­тур­ны­ми об­ра­за­ми пе­ре­да­ет­ся с по­мо­щью ис­поль­зо­ва­ния в тек­сте спе­ци­аль­ных вы­ра­зи­тель­ных средств. К при­ме­ру, в при­ве­ден­ном ниже фраг­мен­те ис­поль­зо­ва­ны ме­та­фо­ра «обо­льсти­тель­ный обман» (сен­ти­мен­таль­ные сла­ща­вые ро­ма­ны срав­ни­ва­ют­ся ав­то­ром с об­ма­ном, но этот обман, но этот обман обо­льсти­тель­ный, Та­тья­на го­то­ва его «пить». Кроме того, герои ро­ма­нов име­ну­ют­ся ме­та­фо­рич­но: «счаст­ли­вой силою меч­та­нья оду­шев­лен­ные со­зда­нья».

Пьет обо­льсти­тель­ный обман!

Счаст­ли­вой силою меч­та­нья

Оду­шев­лен­ные со­зда­нья...

Ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся Пуш­ки­ным и эпи­те­ты: «сла­дост­ный» роман, бес­по­доб­ный Гран­ди­сон, воз­люб­лен­ных твор­цов.

 

1.2.2. По­сле­до­ва­тель­ность при­ве­ден­ных де­та­лей в сти­хо­тво­ре­нии не­слу­чай­на. Де­таль­ный ряд по­стро­ен по прин­ци­пу на­гне­та­ния: тру­ден путь сол­да­та к по­бе­де, не­ве­ро­ят­ные уси­лия при­хо­дит­ся для этого при­ла­гать, имен­но по­это­му сна­ча­ла сол­дат «тол­ка­ем ее са­по­га­ми», то есть идет, затем «ко­ле­ня­ми Землю тол­ка­ем», то есть пол­зет на ко­ле­нях, затем «шар зем­ной я вра­щаю лок­тя­ми», и на­ко­нец, «Землю тянем зу­ба­ми за стеб­ли», то есть уже как толь­ко можем, но все равно стре­мим­ся к по­бе­де, так как она  — глав­ный смысл всего.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие от­ве­та за­да­нию
Ответ на во­прос дан и сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на2
Ответ со­дер­жа­тель­но со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей, но не поз­во­ля­ет су­дить о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния, и/или ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1
Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п., фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны одна-две фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ

до­пу­ще­но более двух фак­ти­че­ских оши­бок

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая). Сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл6
1
Тип 5 № 263
i

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  В чем со­сто­ит смысл со­по­став­ле­ния Та­тья­ны и Ольги в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин»?

2.  Как в про­из­ве­де­ни­ях В. С. Вы­соц­ко­го рас­кры­ва­ет­ся тема че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства? (По двум−трем сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта).

3.  Ка­ко­во ав­тор­ское от­но­ше­ние к Ка­лаш­ни­ко­ву и как оно вы­ра­же­но в поэме? (По поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Песня… про купца Ка­лаш­ни­ко­ва»).

4.  Каким пред­ста­ет чи­нов­ни­че­ство в ко­ме­дии Н. В. Го­го­ля «Ре­ви­зор»?

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


2
Тип Д1 C1 № 260
i

1.1.1. Какие при­чи­ны влюб­лен­но­сти Та­тья­ны в Оне­ги­на рас­кры­ва­ют­ся в дан­ном фраг­мен­те?

1.2.1. Каким пред­ста­ет ли­ри­че­ский герой дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния?


3
Тип Д3 C3 № 262
i

1.1.3. При­ве­ден фраг­мент из по­ве­сти А. С. Пуш­ки­на «Ба­рыш­ня-кре­стьян­ка», в ко­то­ром опи­са­ны нравы про­вин­ци­аль­ных ба­ры­шень. Со­по­ставь­те его с фраг­мен­том из ро­ма­на «Ев­ге­ний Оне­гин». В чем Та­тья­на по­хо­жа на ти­пич­ных про­вин­ци­аль­ных ба­ры­шень и чем от них от­ли­ча­ет­ся?

 

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние В. С. Вы­соц­ко­го «Мы вра­ща­ем землю» с при­ве­ден­ным ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем Б. Ш. Окуд­жа­вы «Нам нужна одна по­бе­да». Какие мо­ти­вы и об­ра­зы сбли­жа­ют эти про­из­ве­де­ния?