Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 5 № 263
i

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  В чем со­сто­ит смысл со­по­став­ле­ния Та­тья­ны и Ольги в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин»?

2.  Как в про­из­ве­де­ни­ях В. С. Вы­соц­ко­го рас­кры­ва­ет­ся тема че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства? (По двум−трем сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта).

3.  Ка­ко­во ав­тор­ское от­но­ше­ние к Ка­лаш­ни­ко­ву и как оно вы­ра­же­но в поэме? (По поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Песня… про купца Ка­лаш­ни­ко­ва»).

4.  Каким пред­ста­ет чи­нов­ни­че­ство в ко­ме­дии Н. В. Го­го­ля «Ре­ви­зор»?

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  В чем со­сто­ит смысл со­по­став­ле­ния Та­тья­ны и Ольги в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин»?

Ха­рак­те­ры се­стер Ла­ри­ных по­ка­за­ны через про­ти­во­по­став­ле­ние друг другу. Ольга ве­се­лая, жиз­не­ра­дост­ная де­вуш­ка. Она по­слуш­ная дочь, ро­ди­те­ли ее любят, с дет­ства она была обык­но­вен­ным ре­бен­ком, ничто не вы­зы­ва­ло в ней опа­се­ний. В Ольгу без па­мя­ти влюб­лен Лен­ский. На его уха­жи­ва­ния она от­ве­ча­ет вза­им­но­стью, но ее лю­бовь не­по­сто­ян­на. Когда Лен­ско­го не стало, она не­дол­го го­ре­ва­ла и вско­ре вышла замуж. Та­тья­на, на­о­бо­рот, пе­чаль­на, мол­ча­ли­ва, за­мкну­та в себе. Она не по­хо­жа на дру­гих де­ву­шек. В то время как все вы­ши­ва­ли, за­пол­ня­ли аль­бо­мы, Та­тья­на чи­та­ла ро­ма­ны и лю­бо­ва­лась при­ро­дой. В от­ли­чие от своей сест­ры «она в семье своей род­ной ка­за­лась де­воч­кой чужой./ Она лас­кать­ся не умела/ К отцу, ни к ма­те­ри своей». Та­тья­на  — на­ту­ра глу­бо­кая и любит Та­тья­на по-на­сто­я­ще­му, не так как Ольга, не­слу­чай­но имен­но в Та­тья­не Пуш­кин видит идеал рус­ской жен­щи­ны.

 

2.  Как в про­из­ве­де­ни­ях В. С. Вы­соц­ко­го рас­кры­ва­ет­ся тема че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства? (По двум−трем сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта).

Вла­ди­мир Вы­соц­кий  — фе­но­мен се­ми­де­ся­тых годов, его твор­че­ство са­мо­быт­но и мно­го­гран­но. Он на­пи­сал более 600 сти­хо­тво­ре­ний и песен, сыг­рал более 20 ролей в спек­так­лях и более 20 ролей в ки­но­кар­ти­нах и те­ле­филь­мах. Со­ци­аль­ная и нрав­ствен­ная по­зи­ция Вы­соц­ко­го нашла наи­бо­лее яркое вы­ра­же­ние в «ав­тор­ской песне» (тер­мин са­мо­го В. Вы­соц­ко­го). Граж­дан­ским нер­вом его твор­че­ства была прав­ди­вость  — та ост­рая и есте­ствен­ная ре­ак­ция на об­ще­ствен­ные во­про­сы, что всех вол­но­ва­ли, вы­зы­ва­ли раз­ду­мья. Твор­че­ство Вы­соц­ко­го в этом плане яв­ля­ло собой нор­маль­ную ре­ак­цию нор­маль­но­го че­ло­ве­ка, чуж­до­го жизни с двой­ным дном (одно видим – го­во­рим дру­гое), воз­ве­ден­ное ху­до­же­ствен­ным даром и та­лан­том ис­крен­но­сти в сте­пень вы­со­ко­го на­род­но­го ис­кус­ства. Это «Бань­ка по-бе­ло­му»  — ска­за­ние о тра­ги­че­ской судь­бе че­ло­ве­ка, про­шед­ше­го через об­ви­не­ния и ре­прес­сии; «Чужая колея»  — прит­ча об инер­ции бес­смыс­лен­но­го дви­же­ния и па­губ­но­сти его; «Мне в ре­сто­ра­не ве­че­ром вчера…»  — едкая са­ти­ра о вос­ше­ствии воров тор­га­шей на Олимп Об­ще­ствен­но­го бла­го­го­ве­ния. Поэт не от­де­лял себя от своих ге­ро­ев, остро ощу­щал и как бы пе­ре­кла­ды­вал на свои плечи слож­ную за­пу­тан­ность их судеб, боль и го­речь пе­ре­жи­ва­ний. Его песни  — сво­е­го рода са­мо­по­зна­ние на­род­ной души.

 

3.  Ка­ко­во ав­тор­ское от­но­ше­ние к Ка­лаш­ни­ко­ву и как оно вы­ра­же­но в поэме? (По поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Песня… про купца Ка­лаш­ни­ко­ва»).

В на­род­ных тра­ди­ци­ях дана трак­тов­ка ос­нов­ных ха­рак­те­ров «Песни». Ка­лаш­ни­ков – на­род­ный герой, за­щит­ник на­род­ной нрав­ствен­но­сти, чести и спра­вед­ли­во­сти. Он от­ста­и­ва­ет не толь­ко свое доб­рое имя, но и честь всего пра­во­слав­но­го на­ро­да. По­это­му имя его оста­нет­ся в веках, не­смот­ря на не­ми­лость вла­сти. Купец Ка­лаш­ни­ков про­дол­жа­ет линию лер­мон­тов­ских ге­ро­ев-мсти­те­лей. Ка­лаш­ни­ков дорог поэту не толь­ко как борец про­тив не­прав­ды и про­из­во­ла. Не менее до­ро­га его нрав­ствен­ная стой­кость, внут­рен­няя убеж­ден­ность в своей право­те.

 

4.  Каким пред­ста­ет чи­нов­ни­че­ство в ко­ме­дии Н. В. Го­го­ля «Ре­ви­зор»?

Дей­ствие в «Ре­ви­зо­ре» от­но­сит­ся к на­ча­лу 30-х годов про­шло­го века. Все­воз­мож­ные зло­упо­треб­ле­ния вла­стью, каз­но­крад­ство и взя­точ­ни­че­ство, про­из­вол и пре­не­бре­жи­тель­ное от­но­ше­ние к на­ро­ду были ха­рак­тер­ны­ми, уко­ре­нив­ши­ми­ся чер­та­ми то­гдаш­не­го чи­нов­ни­че­ства. Имен­но та­ки­ми Го­голь и по­ка­зы­ва­ет в своей ко­ме­дии пра­ви­те­лей уезд­но­го го­ро­да.

Во главе их стоит го­род­ни­чий. Он не­глуп: более здра­во, чем его со­слу­жив­цы, судит о при­чи­нах при­сыл­ки к ним ре­ви­зо­ра. Умуд­рен­ный жиз­нен­ным слу­жеб­ным опы­том, он об­ма­ны­вал людей. Го­род­ни­чий  — умуд­рен­ный взя­точ­ник: «Это уж так самим богом устро­е­но, и вол­те­ри­ан­цы на­прас­но про­тив этого го­во­рят». Он по­сто­ян­но при­сва­и­ва­ет ка­зен­ные день­ги.

Вто­рым по зна­че­нию лицом в го­ро­де яв­ля­ет­ся судья Ляп­кин-Тяп­кин. В от­ли­чие от дру­гих чи­нов­ни­ков, он пред­ста­ви­тель вы­бор­ной вла­сти: «из­бран су­дьей по воле дво­рян­ства». По­это­му он дер­жит­ся сво­бод­ней с го­род­ни­чим, поз­во­ля­ет себе оспа­ри­вать его. Он счи­та­ет­ся в го­ро­де «воль­но­дум­цем» и об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком, так как про­чи­тал пять или шесть книг.

По­пе­чи­тель бо­го­угод­ных за­ве­де­ний Зем­ля­ни­ка готов сде­лать донос на своих со­слу­жив­цев. Почт­мей­стер Шпе­кин вскры­ва­ет чужие пись­ма.

Все чи­нов­ни­ки на­ри­со­ва­ны Го­го­лем, как живые, каж­дый из них свое­об­ра­зен. Но в то же время все они со­зда­ют сум­мар­ный облик чи­нов­ни­че­ства, управ­ля­ю­ще­го стра­ной, рас­кры­ва­ют гни­лост­ность об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ско­го строя кре­пост­ни­че­ской Рос­сии.

 

5.  О со­чи­не­ни­ях на сво­бод­ную тему можно по­смот­реть на от­дель­ной стра­ни­це: пе­рей­ти.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За­да­ние счи­та­ет­ся не­вы­пол­нен­ным и со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по всем кри­те­ри­ям 0 бал­лов, если:

—  по кри­те­рию К1 вы­став­ле­но 0 бал­лов;

—  в со­чи­не­нии менее 150 слов (в подсчёт слов вклю­ча­ют­ся все слова, в том числе слу­жеб­ные)3;

—  вме­сто про­из­ве­де­ний ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры при­вле­ка­ют­ся тек­сты рэпа, песен поп-му­зы­кан­тов или тек­сты со спор­ной при­над­леж­но­стью к ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре (ко­микс, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман)4.

Если сумма вы­став­лен­ных бал­лов по кри­те­ри­ям К1–К6 со­став­ля­ет 5 или менее бал­лов, то по кри­те­ри­ям К7–К9 со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

 

Кри­те­рииБаллы
К1.  Рас­кры­тие темы со­чи­не­ния
Ука­за­ния по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К1

1)  Не­до­ка­зан­ный тезис не за­счи­ты­ва­ет­ся.

2)  По кри­те­рию К1 учи­ты­ва­ет­ся кор­рект­ность от­ра­же­ния ав­тор­ской по­зи­ции. Если ис­ка­же­на ав­тор­ская по­зи­ция

—  един­ствен­но­го при­влечённого про­из­ве­де­ния, то по кри­те­рию К1 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов;

—  од­но­го из не­сколь­ких при­влечённых про­из­ве­де­ний, то оцен­ка по кри­те­рию К1 не может быть выше 1 балла;

—  двух или более при­влечённых про­из­ве­де­ний, то по кри­те­рию К1 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов.

Сфор­му­ли­ро­ва­ны два до­ка­зан­ных те­зи­са, рас­кры­ва­ю­щих тему2
Сфор­му­ли­ро­ван один до­ка­зан­ный тезис, рас­кры­ва­ю­щий тему1
Тема не рас­кры­та0
К2.  При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К2

Если в фор­му­ли­ров­ке темы со­чи­не­ния есть ука­за­ние рас­крыть её на при­ме­ре не менее двух про­из­ве­де­ний (сти­хо­тво­ре­ний, ли­ри­че­ских поэм), то при при­вле­че­нии в со­чи­не­нии толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния оцен­ка по кри­те­рию К2 не может быть выше 2 бал­лов.

Текст не­од­но­крат­но при­влечён для рас­кры­тия темы на уров­не ана­ли­за, т. е. при­ве­де­ны кон­крет­ные при­ме­ры из тек­ста (фраг­мен­ты, об­ра­зы, мик­ро­те­мы, де­та­ли и т. п.) и по­яс­не­но, как эти при­ме­ры под­креп­ля­ют сфор­му­ли­ро­ван­ные утвер­жде­ния3
Текст од­но­крат­но при­влечён для рас­кры­тия темы на уров­не ана­ли­за, т. е. при­ведён кон­крет­ный при­мер из тек­ста и по­яс­не­но, как этот при­мер под­креп­ля­ет сфор­му­ли­ро­ван­ное утвер­жде­ние2
Текст при­влечён для рас­кры­тия темы толь­ко на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии1
Суж­де­ния не под­креп­ле­ны тек­стом про­из­ве­де­ния(-⁠ий)0
К3.  Фак­то­ло­ги­че­ская точ­ность со­чи­не­ния
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К4

Со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по кри­те­рию К3, если по кри­те­рию К2 вы­став­ле­но не менее двух бал­лов.

От­сут­ству­ют фак­ти­че­ские ошиб­ки2
До­пу­ще­на одна ошиб­ка1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки0
К4.  Опора на тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К4

Со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по кри­те­рию К4, если по кри­те­рию К2 вы­став­ле­но не менее двух бал­лов.

Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние и одно из них ис­поль­зо­ва­но для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-⁠ий) в целях рас­кры­тия темы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют2
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, но не ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-⁠ий),

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна ошиб­ка в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

1
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия не вклю­че­ны в со­чи­не­ние,

ИЛИ до­пу­ще­ны две или более ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

0
К5.  Ком­по­зи­ци­он­ная цель­ность и ло­гич­ность
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­суж­де­ния; от­сут­ству­ют не­обос­но­ван­ные по­вто­ры, ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия3
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­суж­де­ния,

НО внут­ри смыс­ло­вых ча­стей есть на­ру­ше­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти и/или ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия

2
Общая ло­ги­ка рас­суж­де­ния на­прав­ле­на на рас­кры­тие темы,

НО на­ру­ше­на ло­ги­че­ская связь между смыс­ло­вы­ми ча­стя­ми

1
Не­обос­но­ван­ные по­вто­ры, ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия су­ще­ствен­но за­труд­ня­ют по­ни­ма­ние смыс­ла со­чи­не­ния, мысль в со­чи­не­нии по­вто­ря­ет­ся и не раз­ви­ва­ет­ся0
К6.  Со­блю­де­ние ре­че­вых норм
Ре­че­вых оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более двух ре­че­вых оши­бок2
До­пу­ще­ны три–че­ты­ре ре­че­вые ошиб­ки1
До­пу­ще­но пять или более ре­че­вых оши­бок0
К7.  Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм
Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более че­ты­рех оши­бок1
До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К8.  Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм
Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более че­ты­рех оши­бок1
До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К9. Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм
Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна–две ошиб­ки1
До­пу­ще­ны три или более ошиб­ки0
Мак­си­маль­ный балл за со­чи­не­ние  — 17

 

__________________________

3Пра­ви­ла подсчёта слов сов­па­да­ют с пра­ви­ла­ми, ис­поль­зу­е­мы­ми при про­вер­ке работ ЕГЭ по рус­ско­му языку, ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре: «При подсчёте слов учи­ты­ва­ют­ся как са­мо­сто­я­тель­ные, так и слу­жеб­ные части речи. Под­счи­ты­ва­ет­ся любая по­сле­до­ва­тель­ность слов, на­пи­сан­ных без про­бе­ла (на­при­мер, «всё-таки»  — одно слово, «всё же»  — два слова). Ини­ци­а­лы с фа­ми­ли­ей счи­та­ют­ся одним сло­вом (на­при­мер, «М. Ю. Лер­мон­тов»  — одно слово). Любые дру­гие сим­во­лы, в част­но­сти цифры, при подсчёте не учи­ты­ва­ют­ся (на­при­мер, «5 лет»  — одно слово, «пять лет»  — два слова).

4Если кроме про­из­ве­де­ний ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры для рас­кры­тия темы при­вле­ка­ет­ся текст со спор­ной при­над­леж­но­стью к ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре (ко­микс, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман) или про­из­ве­де­ние мас­со­вой куль­ту­ры (тек­сты репа, песен поп-му­зы­кан­тов), то по кри­те­ри­ям К1–К3 об­ра­ще­ние к та­ко­му тек­сту не за­счи­ты­ва­ет­ся, по кри­те­ри­ям К5–К9 оце­ни­ва­ет­ся вся ра­бо­та.

Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.):
1
Тип Д1 C1 № 260
i

1.1.1. Какие при­чи­ны влюб­лен­но­сти Та­тья­ны в Оне­ги­на рас­кры­ва­ют­ся в дан­ном фраг­мен­те?

1.2.1. Каким пред­ста­ет ли­ри­че­ский герой дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния?


2
Тип Д2 C2 № 261
i

1.1.2. С по­мо­щью каких вы­ра­зи­тель­ных средств автор пе­ре­да­ет увле­чен­ность Та­тья­ны ли­те­ра­тур­ны­ми об­ра­за­ми?

1.2.2. Как Вы ду­ма­е­те, в чем со­сто­ит смысл по­сле­до­ва­тель­но­сти де­та­лей, при­ве­ден­ных в сти­хо­тво­ре­нии: «тол­ка­ем ее са­по­га­ми»  — «ко­ле­ня­ми Землю тол­ка­ем»  — «шар зем­ной я вра­щаю лок­тя­ми»  — «Землю тянем зу­ба­ми за стеб­ли»?


3
Тип Д3 C3 № 262
i

1.1.3. При­ве­ден фраг­мент из по­ве­сти А. С. Пуш­ки­на «Ба­рыш­ня-кре­стьян­ка», в ко­то­ром опи­са­ны нравы про­вин­ци­аль­ных ба­ры­шень. Со­по­ставь­те его с фраг­мен­том из ро­ма­на «Ев­ге­ний Оне­гин». В чем Та­тья­на по­хо­жа на ти­пич­ных про­вин­ци­аль­ных ба­ры­шень и чем от них от­ли­ча­ет­ся?

 

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние В. С. Вы­соц­ко­го «Мы вра­ща­ем землю» с при­ве­ден­ным ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем Б. Ш. Окуд­жа­вы «Нам нужна одна по­бе­да». Какие мо­ти­вы и об­ра­зы сбли­жа­ют эти про­из­ве­де­ния?