Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д3 C3 № 3
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ные ниже фраг­мен­ты про­из­ве­де­ний и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

На дру­гой день Чер­вя­ков надел новый виц­мун­дир, под­стриг­ся и пошел к Бриз­жа­ло­ву объ­яс­нить... Войдя в при­ем­ную ге­не­ра­ла, он уви­дел там много про­си­те­лей, а между про­си­те­ля­ми и са­мо­го ге­не­ра­ла, ко­то­рый уже начал прием про­ше­ний. Опро­сив не­сколь­ко про­си­те­лей, ге­не­рал под­нял глаза и на Чер­вя­ко­ва.

—Вчера в «Ар­ка­дии», ежели при­пом­ни­те, ва­ше­ство,  — начал до­кла­ды­вать эк­зе­ку­тор,  — я чих­нул-с и... не­ча­ян­но обрыз­гал... Изв...

— Какие пу­стя­ки... Бог знает что! Вам что угод­но?  — об­ра­тил­ся ге­не­рал к сле­ду­ю­ще­му про­си­те­лю.

«Го­во­рить не хочет!  — по­ду­мал Чер­вя­ков, блед­нея.  — Сер­дит­ся, зна­чит... Нет, этого нель­зя так оста­вить... Я ему объ­яс­ню...»

Когда ге­не­рал кон­чил бе­се­ду с по­след­ним про­си­те­лем и на­пра­вил­ся во внут­рен­ние апар­та­мен­ты, Чер­вя­ков шаг­нул за ним и за­бор­мо­тал:

— Ваше-ство! Ежели я осме­ли­ва­юсь бес­по­ко­ить ваше-ство, то имен­но из чув­ства, могу ска­зать, рас­ка­я­ния!.. Не на­роч­но, сами из­во­ли­те знать-с!

Ге­не­рал со­стро­ил плак­си­вое лицо и мах­нул рукой.

— Да вы про­сто сме­е­тесь, ми­ло­стисдарь!  — ска­зал он, скры­ва­ясь за две­рью.

«Какие же тут на­смеш­ки?  — по­ду­мал Чер­вя­ков.  — Вовсе тут нет ни­ка­ких на­сме­шек! Ге­не­рал, а не может по­нять! Когда так, не стану же я боль­ше из­ви­нять­ся перед этим фан­фа­ро­ном! Черт с ним! На­пи­шу ему пись­мо, а хо­дить не стану! Ей-богу, не стану!»

Так думал Чер­вя­ков, идя домой. Пись­ма ге­не­ра­лу он не на­пи­сал. Думал, думал и никак не вы­ду­мал этого пись­ма, При­ш­лось на дру­гой день идти са­мо­му объ­яс­нять.

— Я вчера при­хо­дил бес­по­ко­ить ва­ше­ство,  — за­бор­мо­тал он, когда ге­не­рал под­нял на него во­про­ша­ю­щие глаза,  — не для того, чтобы сме­ять­ся, как вы из­во­ли­ли ска­зать. Я из­ви­нял­ся за то, что, чихая, брыз­нул-с... а сме­ять­ся я и не думал. I Смею ли я сме­ять­ся? Ежели мы будем сме­ять­ся, так ни­ка­ко­го тогда, зна­чит, и ува­же­ния к пер­со­нам... не будет...

— Пошел вон!!  — гарк­нул вдруг по­си­нев­ший и за­тряс­ший­ся ге­не­рал.

— Что-с?  — спро­сил ше­по­том Чер­вя­ков, млея от ужаса.

— Пошел вон!!  — по­вто­рил ге­не­рал, за­то­пав но­га­ми.

В жи­во­те у Чер­вя­ко­ва что-то ото­рва­лось. Ни­че­го не видя, ни­че­го не слыша, он по­пя­тил­ся к двери, вышел на улицу и по­плел­ся... Придя ма­ши­наль­но домой, не сни­мая виц­мун­ди­ра, он лег на диван и... помер.

 

А. П. Чехов «Смерть чи­нов­ни­ка»

 

*************

— Зна­е­те ли вы, кому это го­во­ри­те? по­ни­ма­е­те ли вы, кто стоит перед вами? по­ни­ма­е­те ли вы это, по­ни­ма­е­те ли это? я вас спра­ши­ваю.

Тут он топ­нул ногою, воз­ве­дя голос до такой силь­ной ноты, что даже и не Ака­кию Ака­ки­е­ви­чу сде­ла­лось бы страш­но. Ака­кий Ака­ки­е­вич так и обмер, по­шат­нул­ся, за­тряс­ся всем телом и никак не мог сто­ять: если бы не под­бе­жа­ли тут же сто­ро­жа под­дер­жать его, он бы шлеп­нул­ся на пол; его вы­нес­ли почти без дви­же­ния. А зна­чи­тель­ное лицо, до­воль­ный тем, что эф­фект пре­взо­шел даже ожи­да­ние, и со­вер­шен­но упо­ен­ный мыс­лью, что слово его может ли­шить даже чувств че­ло­ве­ка, ис­ко­са взгля­нул на при­я­те­ля, чтобы узнать, как он на это смот­рит, и не без удо­воль­ствия уви­дел, что при­я­тель его на­хо­дил­ся в самом не­опре­де­лен­ном со­сто­я­нии и на­чи­нал даже с своей сто­ро­ны сам чув­ство­вать страх.

Как сошел с лест­ни­цы, как вышел на улицу, ни­че­го уж этого не пом­нил Ака­кий Ака­ки­е­вич. Он не слы­шал ни рук, ни ног. В жизнь свою он не был еще так силь­но рас­пе­чен ге­не­ра­лом, да еще и чужим. Он шел по вьюге, сви­стев­шей в ули­цах, ра­зи­нув рот, сби­ва­ясь с тро­туа­ров; ветер, по пе­тер­бург­ско­му обы­чаю, дул на него со всех че­ты­рех сто­рон, из всех пе­ре­ул­ков. Вмиг на­ду­ло ему в горло жабу, и до­брал­ся он домой, не в силах бу­дучи ска­зать ни од­но­го слова; весь рас­пух и слег в по­стель.

 

Н. В. Го­голь «Ши­нель»

 

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ные ниже про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.3.

Про­рок

Ду­хов­ной жаж­дою томим,

В пу­сты­не мрач­ной я вла­чил­ся,  —

И ше­сти­кры­лый се­ра­фим

На пе­ре­пу­тье мне явил­ся.

Пер­ста­ми лег­ки­ми, как сон,

Моих зениц кос­нул­ся он.

От­верз­лись вещие зе­ни­цы,

Как у ис­пу­ган­ной ор­ли­цы.

Моих ушей кос­нул­ся он,  —

И их на­пол­нил шум и звон:

И внял я неба со­дро­га­нье,

И гор­ний ан­ге­лов полет,

И гад мор­ских под­вод­ный ход,

И доль­ней лозы про­зя­ба­нье.

И он к устам моим при­ник

И вы­рвал греш­ный мой язык,

И празд­но­слов­ный и лу­ка­вый,

И жало муд­рыя змеи

В уста за­мер­шие мои

Вло­жил дес­ни­цею кро­ва­вой.

И он мне грудь рас­сек мечом,

И серд­це тре­пет­ное вынул,

И угль, пы­ла­ю­щий огнем,

Во грудь от­вер­стую во дви­нул.

Как труп в пу­сты­не я лежал,

И Бога глас ко мне воз­звал:

«Вос­стань, про­рок, и виждь, и внем­ли,   

Ис­пол­нись волею моей,

И, об­хо­дя моря и земли,

Гла­го­лом жги серд­ца людей».

 

А. С. Пуш­кин

Про­рок

С тех пор как веч­ный судия

Мне дал все­ве­де­нье про­ро­ка,

В очах людей читаю я

Стра­ни­цы злобы и по­ро­ка.

Про­воз­гла­шать я стал любви

И прав­ды чи­стые уче­нья:

В меня все ближ­ние мои

Бро­са­ли бе­ше­но ка­ме­нья.

По­сы­пал пеп­лом я главу,

Из го­ро­дов бежал я нищий,

И вот в пу­сты­не я живу,

Как птицы, даром Бо­жьей пищи;

Завет пред­веч­но­го храня,

Мне тварь по­кор­на там зем­ная;

И звез­ды слу­ша­ют меня,

Лу­ча­ми ра­дост­но играя.

Когда же через шум­ный град

Я про­би­ра­юсь то­роп­ли­во,

То стар­цы детям го­во­рят

С улыб­кою са­мо­лю­би­вой:

«Смот­ри­те: вот при­мер для вас!

Он горд был, не ужил­ся с нами:

Глу­пец, хотел уве­рить нас,

Что Бог гла­сит его уста­ми!

Смот­ри­те ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бле­ден!

Смот­ри­те, как он наг и беден,

Как пре­зи­ра­ют все его!»

 

М. Ю. Лер­мон­тов

1.1.3. В конце при­ве­ден­но­го фраг­мен­та по­ка­за­но, как раз­гне­ван­ный ге­не­рал кри­чит на Чер­вя­ко­ва. Срав­ни­те его по­ве­де­ние с ре­ак­ци­ей «зна­чи­тель­но­го лица» на прось­бу о по­мо­щи чи­нов­ни­ка Баш­мач­ки­на, героя по­ве­сти Н. В. Го­го­ля «Ши­нель» (см. ниже). В чем сход­ство и раз­ли­чие этих си­ту­а­ций?

1.2.3. В чем схожи и чем раз­ли­ча­ют­ся сти­хо­тво­ре­ние А. С. Пуш­ки­на «Про­рок» и при­ве­ден­ное ниже од­но­имен­ное сти­хо­тво­ре­ние М. Ю. Лер­мон­то­ва?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.1.3. Тема «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка» берет свое на­ча­ло в про­из­ве­де­ни­ях Ка­рам­зи­на и Пуш­ки­на, раз­ви­ва­ет­ся в твор­че­стве Го­го­ля и Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на, по-осо­бо­му зву­чит у Че­хо­ва. Ма­лень­кий че­ло­век Баш­мач­кин и ма­лень­кий че­ло­век Чер­вя­ков  — су­ще­ства сла­бые, не спо­соб­ные про­ти­во­сто­ять ца­ря­ще­му ми­ро­по­ряд­ку про­сто по­то­му, что жизнь уже сфор­ми­ро­ва­ла из них рабов, доб­ро­воль­ных ис­пол­ни­те­лей чужой воли. Это особо остро под­чер­ки­ва­ет­ся в об­ра­зе Чер­вя­ко­ва. Если Баш­мач­ки­ну вы­со­ко­по­став­лен­ное лицо сразу не остав­ля­ет ни­ка­ких шан­сов на че­ло­ве­че­ское об­ра­ще­ние, то че­хов­ский ге­не­рал ведет себя сна­ча­ла в выс­шей сте­пе­ни «нор­маль­но», а Чер­вя­ков сам «на­кру­чи­ва­ет» себя. Чув­ство ра­бо­ле­пия в обоих ге­ро­ях на­столь­ко силь­но, что не­сов­ме­сти­мо с самой жиз­нью. Прин­ци­пи­аль­ным раз­ли­чи­ем между при­ве­ден­ны­ми от­рыв­ка­ми Че­хо­ва и Го­го­ля, между че­хов­ски­ми чи­нов­ни­ка­ми и чи­нов­ни­ка­ми го­го­лев­ски­ми в том, что Чехов до­во­дит ана­лиз сущ­но­сти чи­нов­ни­чьих от­но­ше­ний до ло­ги­че­ско­го конца. Ока­зы­ва­ет­ся, дело не про­сто в суб­ор­ди­на­ции по служ­бе, а го­раз­до глуб­же  — уже в самом че­ло­ве­ке.

 

1.2.3. Оба сти­хо­тво­ре­ния объ­еди­не­ны темой поэта и по­э­зии. Пуш­кин в своем «Про­ро­ке» по­ка­зал тя­же­лый путь ста­нов­ле­ния поэта, пре­вра­ще­ния про­сто­го смерт­но­го че­ло­ве­ка в про­по­вед­ни­ка Все­выш­ней воли на земле. В «Про­ро­ке» Лер­мон­то­ва поэт, на­де­лен­ный бо­же­ствен­ным даром, осо­зна­ет всю тя­жесть сво­е­го пред­на­зна­че­ния, всю го­речь от не­по­ни­ма­ния и оди­но­че­ства. В сти­хо­тво­ре­нии Пуш­ки­на зву­чит оп­ти­мизм, вера в сво­бо­ду, в свет­лое бу­ду­щее, ко­то­рое гря­дет за болью. Со­всем иное на­стро­е­ние у Лер­мон­то­ва: поэт один, в мире нет на­деж­ды. Од­на­ко, не­смот­ря на от­ли­чия, и Пуш­кин, и Лер­мон­тов едины в том, что пред­на­зна­че­ние поэта  — быть про­ро­ком, через ис­пы­та­ния и муки нести людям веру в свет­лое бу­ду­щее, в вы­со­кие чув­ства даже тогда, когда во­круг нет ни­че­го свет­ло­го, даже тогда, когда во­круг лишь грязь и не­ве­же­ство.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ний
Со­по­став­ле­ны про­из­ве­де­ния в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на2
Со­по­став­ле­ны про­из­ве­де­ния в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1
Не про­ве­де­но со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции тек­сты двух про­из­ве­де­ний при­вле­ка­ют­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют4
Для ар­гу­мен­та­ции текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.; текст дру­го­го про­из­ве­де­ния – на уров­не его пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о со­дер­жа­нии,

И/ИЛИ

до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

3
Для ар­гу­мен­та­ции тек­сты двух про­из­ве­де­ний при­вле­ка­ют­ся на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний об их со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.),

ИЛИ

для ар­гу­мен­та­ции ис­поль­зу­ет­ся текст толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния, он при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские ошиб­ки

2
Для ар­гу­мен­та­ции ис­поль­зу­ет­ся текст толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния, он при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.),

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний не при­вле­ка­ет­ся текст ни од­но­го из со­по­став­ля­е­мых про­из­ве­де­ний,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая). Сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл8
1
Тип 5 № 4
i

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  По­че­му рас­сказ А. П. Че­хо­ва на­зы­ва­ет­ся «Смерть чи­нов­ни­ка»?

2.  В чем видит А. С. Пуш­кин пред­на­зна­че­ние ис­тин­но­го поэта?

3.  Кого и за что вы­сме­и­ва­ет М. Е. Сал­ты­ков-Щед­рин в «По­ве­сти о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил»?

4.  Какой пред­ста­ет Ро­ди­на в ли­ри­ке С. А. Есе­ни­на?

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


2
Тип Д1 C1 № 1
i

1.1.1. По­че­му Чер­вя­ков так на­стой­чи­во из­ви­ня­ет­ся перед ге­не­ра­лом Бриз­жа­ло­вым?

 

1.2.1. Что озна­ча­ет фраза «Гла­го­лом жги серд­ца людей»?


3
Тип Д2 C2 № 2
i

1.1.2. Можно ли об­ви­нить ге­не­ра­ла в смер­ти Чер­вя­ко­ва?

1.2.2. Зачем А. С. Пуш­кин ис­поль­зу­ет в дан­ном сти­хо­тво­ре­нии мно­го­чис­лен­ные цер­ков­но­сла­вя­низ­мы и уста­рев­шие слова?