СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 4 № 36

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1−2.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

2.1. Что позволяет отнести повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?

2.2. Как показана связь мира природы и мира человека в лирике А. А. Фета?

2.3. Почему «Мёртвые души» Н. В. Гоголь назвал поэмой?

2.4. Какие черты народного характера нашли воплощение в образе Василия Тёркина? (По поэме А. Твардовского «Василий Тёркин».)

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Что позволяет отнести повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?

Сентиментализм — направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Существенно при этом, что сентиментализм выдвигал в качестве героя человека простого, незнатного.

В духе сентиментализма написано произведение Н. М. Карамзина «Бедна Лиза». Типичным проявлением сентиментализма в повести является отражение позиции просвещенного дворянина, сочувствующего горестям простого человека: с этой точки зрения довольно демократичны для своего времени слова автора, звучащие в повести: «и крестьянки любить умеют». Пейзаж в произведениях сентименталистов получает эмоциональную характеристику — это не просто фон, на котором разворачиваются события, а живой участник повествования. Для Карамзина также характерен культ природы: природа сопереживает Лизе, живо реагирует на происходящее. Перечисленные признаки позволяют считать повесть Карамзина «Бедная Лиза» сентиментальным произведением.

 

2.2. Как показана связь мира природы и мира человека в лирике А. А. Фета?

Образ природы в поэзии помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его. Тема природы органически связывается у Фета с философским осмыслением жизни. Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песней соловьиной

Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

Фет умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чувствам, тонко ощущал прелесть русской природы, любил красоту родного пейзажа:

Сын севера, люблю я шум лесной

И зелени растительную сырость…—

Писал он в стихотворении «Италия»

Для анализа можно взять стихотворения Фета: «Еще весны душистой нега…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Первый ландыш» и др.

 

2.3. Почему «Мёртвые души» Н. В. Гоголь назвал поэмой?

Гоголь задумывая «Мертвые души», хотел создать произведение, подобное «Боже-ственной комедии» Данте. Писателя вдохновляло стремление преодолеть зло, заполнившее жизнь, преобразить своих героев и показать читателям не только ужасающее зрелище человеческих пороков (ад), но и их исправление (чистилище) и возрождение (рай). Поэтому по аналогии с поэмой Данте Гоголь назвал свое произведение поэмой.

 

2.4. Какие черты народного характера нашли воплощение в образе Василия Тёркина? (По поэме А. Твардовского «Василий Тёркин»)

«Василий Теркин» — это «книга про бойца». Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеивающийся над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти. Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ:

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Высокое мастерство поэта проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не «приземляя» героя, воплотить в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подвигу, любовь к труду. Созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость.

 

2.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

Спрятать пояснение · ·
Гость 07.12.2015 19:01

Сочинение содержит менее 150 слов

Татьяна Стаценко

А в пояснениях и не даны сочинения, а только комментарии к ним.