Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 2 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  Какую роль в «Слове о полку Иго­ре­ве» иг­ра­ют об­ра­зы при­род­ных яв­ле­ний и сти­хий?

2.  Какие черты ро­ман­тиз­ма при­су­щи поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Мцыри»?

3.  В чем со­сто­ят осо­бен­но­сти жанра ко­ме­дии (на при­ме­ре ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

4.  Как раз­ви­ва­ет­ся в ли­ри­ке А. С. Пуш­ки­на тема любви и друж­бы (на при­ме­ре 2−3 сти­хо­тво­ре­ний)?

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ком­мен­та­рии к со­чи­не­ни­ям

 

1.  Какую роль в «Слове о полку Иго­ре­ве» иг­ра­ют об­ра­зы при­род­ных яв­ле­ний и сти­хий?

Образ при­ро­ды в «Слове о полку Иго­ре­ве» яв­ля­ет­ся до­ми­ни­ру­ю­щим. В пол­ном со­от­вет­ствии с язы­че­ским ми­ро­ощу­ще­ни­ем при­ро­да в «Слове»  — не фон, театр, на ко­то­ром раз­во­ра­чи­ва­ют­ся со­бы­тия,  — она ор­га­ни­че­ски свя­за­на с каж­дым дей­ству­ю­щим лицом, од­но­вре­мен­но взи­рая на про­ис­хо­дя­щее и при­ни­мая не­по­сред­ствен­ное в нем уча­стие. Она во всем и все в ней.

При­ро­да здесь  — не бес­сло­вес­на, она зву­чит, го­во­рит в пол­ный голос: «нощь сто­ну­щи», «земля тут­нетъ».

Имен­но через образ при­ро­ды вы­ра­жа­ет автор со­чув­ствие, со­стра­да­ние – не столь­ко даже вой­ску Игоря, лично его по­ра­же­нию, сколь­ко всей Рус­ской земле, пред­чув­ствуя, чем может обер­нуть­ся для нее это по­ра­же­ние. При­ни­мая живое уча­стие в людях, при­ро­да пред­ста­ет в «Слове» жа­ле­ю­щей и по­мо­га­ю­щей. Вещим серд­цем чуя беду, вся­че­ски ста­ра­ет­ся она пре­ду­пре­дить Игоря, а когда не вни­ма­ет он зна­ме­нию  — то и по­ме­шать: «солн­це ему тъмою путь за­сту­па­ше; нощь сто­ну­щи ему гро­зою».

Един­ство при­ро­ды и че­ло­ве­ка особо под­чер­ки­ва­ет­ся упо­ми­на­ни­ем богов  — оли­це­тво­рен­ных сил при­ро­ды  — как род­ствен­ни­ков: Боян на­зван вну­ком Ве­ле­са, ветры  — Стри­бо­жьи­ми вну­ка­ми, рус­ский народ  — Даждь-Бо­жьи­ми вну­ком. По­это­му не­обык­но­вен­но ор­га­нич­но вы­гля­дит то, что при­чи­та­ния Яро­слав­ны об­ра­ще­ны к сти­хи­ям  — ветру, солн­цу и Дне­пру, их за­кли­на­ет она не быть су­ро­вы­ми к ее ми­ло­му.

 

2.  Какие черты ро­ман­тиз­ма при­су­щи поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Мцыри»?

Ро­ман­тизм  — ху­до­же­ствен­ный метод, сло­жив­ший­ся в на­ча­ле XIX века. Для роман-тизма ха­рак­те­рен осо­бый ин­те­рес к лич­но­сти героя. Герой ро­ман­ти­че­ско­го про­из­ве­де­ния  — че­ло­век с осо­бен­но силь­ны­ми чув­ства­ми, он выше окру­жа­ю­щих, но, как пра­ви­ло, оди­нок. Ро­ман­ти­ков вол­ну­ет ха­рак­тер от­но­ше­ний лич­но­сти к окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти и про­ти­во­по­став­ле­ние ре­аль­но­му миру иде­аль­но­го. Свое­об­ра­зие ху­до­же­ствен­ной ма­не­ры Лер­мон­то­ва за­клю­ча­ет­ся в том, что на всех эта­пах сво­е­го твор­че­ства поэт вы­сту­пал и как ро­ман­тик, и как ре­а­лист, с преоб-ла­да­ни­ем в ран­ний пе­ри­од ро­ман­тиз­ма, а в зре­лый  — ре­а­лиз­ма. Как поэт-ро­ман­тик Лер­мон­тов был пред­ста­ви­те­лем про­грес­сив­но­го ро­ман­тиз­ма, вы­ра­зив­шим ре­ши­тель­ное не­при­я­тие со­вре­мен­ной ему дей­стви­тель­но­сти и утвер­див­шим по­ло­жи­тель­ное на­ча­ло жизни  — ге­ро­и­че­скую лич­ность, по­ни­ма­ю­щую жизнь как борь­бу, как ак­тив­ное дей­ствие. Имен­но таков глав­ный герой поэмы «Мцыри».

 

3.  В чем со­сто­ят осо­бен­но­сти жанра ко­ме­дии (на при­ме­ре ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

Пьеса была за­ду­ма­на Д. И. Фон­ви­зи­ным как ко­ме­дия на одну из глав­ных тем эпохи про­све­ще­ния  — как ко­ме­дия о вос­пи­та­нии. Но впо­след­ствии за­мы­сел пи­са­те­ля из­ме­нил­ся. Ко­ме­дия «Не­до­росль»  — пер­вая рус­ская со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ская ко­ме­дия, и тема вос­пи­та­ния свя­за­на в ней с важ­ней­ши­ми про­бле­ма­ми XVIII века.

Ос­нов­ные темы:

1)  тема кре­пост­но­го права;

2)  осуж­де­ние са­мо­дер­жав­ной вла­сти, дес­по­ти­че­ско­го ре­жи­ма эпохи Ека­те­ри­ны II;

3)  тема вос­пи­та­ния.

Свое­об­ра­зие ху­до­же­ствен­но­го кон­флик­та пьесы в том, что лю­бов­ная ин­три­га, свя­зан­ная с об­ра­зом Софьи, ока­зы­ва­ет­ся под­чи­нен­ной со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ско­му кон­флик­ту.

Ос­нов­ной кон­фликт ко­ме­дии  — борь­ба про­све­щен­ных дво­рян (Прав­дин, Ста­ро­дум) с кре­пост­ни­ка­ми (по­ме­щи­ки Про­ста­ко­вы, Ско­ти­нин).

«Не­до­росль»  — яркая, ис­то­ри­че­ски точ­ная кар­ти­на рус­ской жизни XVIII века. Эта ко­ме­дия может счи­тать­ся одной из пер­вых в рус­ской ли­те­ра­ту­ре кар­ти­ной со­ци­аль­ных типов. В цен­тре по­вест­во­ва­ния на­хо­дит­ся дво­рян­ство в тес­ной связи с кре­пост­ным со­сло­ви­ем и вер­хов­ной вла­стью. Но про­ис­хо­дя­щее в доме Про­ста­ко­вых  — это ил­лю­стра­ция более се­рьез­ных об­ще­ствен­ных кон­флик­тов. Ав­то­ром про­во­дит­ся па­рал­лель между по­ме­щи­цей Про­ста­ко­вой и вы­со­ко­по­став­лен­ны­ми вель­мо­жа­ми (они также, как Про­ста­ко­ва, ли­ше­ны пред­став­ле­ний о долге и чести, жаж­дут бо­гат­ства, ра­бо­леп­ству­ют перед знат­ны­ми и по­мы­ка­ют сла­бы­ми).

Са­ти­ра Фон­ви­зи­на об­ра­ще­на про­тив кон­крет­ной по­ли­ти­ки Ека­те­ри­ны II. Он вы­сту­па­ет как не­по­сред­ствен­ный пред­ше­ствен­ник рес­пуб­ли­кан­ских идей Ра­ди­ще­ва.

По жанру «Не­до­росль»  — ко­ме­дия (в пьесе мно­же­ство ко­ми­че­ских и фар­со­вых сцен). Но смех ав­то­ра вос­при­ни­ма­ет­ся как иро­ния, на­прав­лен­ная про­тив дей­ству­ю­ще­го по­ряд­ка в об­ще­стве и в го­су­дар­стве.

 

4.  Как раз­ви­ва­ет­ся в ли­ри­ке А. С. Пуш­ки­на тема любви и друж­бы (на при­ме­ре 2−3 сти­хо­тво­ре­ний)?

Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин  — пре­жде всего поэт-лирик. В своем твор­че­стве он об­ра­щал­ся к темам, ко­то­рые боль­ше всего вол­но­ва­ли его: к темам любви, сво­бо­ды, друж­бы, твор­че­ства. В сти­хо­тво­ре­ни­ях поэт вы­ра­жал свое ви­де­ние мира, свои пере-жи­ва­ния. Лю­бовь для Пуш­ки­на  — спут­ни­ца юно­сти. Но она со­про­вож­да­ет поэта всю жизнь. Лю­бовь в ли­ри­ке Пуш­ки­на по­яв­ля­ет­ся в раз­ных об­ра­зах: 1) лю­бовь как чув­ство иде­аль­ное, воз­вы­шен­ное, 2) лю­бовь как ми­мо­лет­ное увле­че­ние. От­ли­чи­тель­ной чер­той лю­бов­ной ли­ри­ки Пуш­ки­на яв­ля­ет­ся гу­ма­низм как ос­но­ва любви, любви в раз­ных ее про­яв­ле­ни­ях: ра­дост­ных, пе­чаль­ных, груст­ных.

В мно­го­чис­лен­ных сти­хо­тво­ре­ни­ях, по­свя­щен­ных воз­люб­лен­ным, со­зда­ны яркие об­ра­зы лю­би­мых жен­щин. Од­на­ко лю­бовь рас­смат­ри­ва­лась как чув­ство пре­хо­дя­щее. Пуш­кин не искал веч­ной любви, веч­ной для него была толь­ко по­треб­ность лю­бить. Лю­бовь для Пуш­ки­на-ли­ри­ка ста­но­вит­ся пред­ме­том вы­со­кой по­э­зии. Она слов­но вы­ве­де­на за пре­де­лы быта, жи­тей­ской «прозы». «Сти­хо­тво­ре­ния, коих цель го­ря­чить во­об­ра­же­ние лю­бо­страст­ны­ми опи­са­ни­я­ми, уни­жа­ют по­э­зию»,  — го­во­рит Пуш­кин.

Ли­ри­ка друж­бы за­ни­ма­ет одно из цен­траль­ных мест в ли­ри­ке А. С.Пуш­ки­на. Чув­ство друж­бы, вы­не­сен­ное из Лицея, оду­шев­ля­ло поэта всю его жизнь. Но сго­да­ми пред­став­ле­ние о друж­бе ме­ня­лось. При на­пи­са­нии со­чи­не­ния по дан­ной теме не­об­хо­ди­мо пом­нить, что друж­ба у Пуш­ки­на рас­смат­ри­ва­ет­ся в трех ва­ри­ан­тах: 1) друж­ба как проч­ный брат­ский союз («19 ок­тяб­ря», «Раз­лу­ка», «Пи­ру­ю­щие сту­ден­ты», «И. И.Пу­щи­ну»); 2) друж­ба как союз еди­но­мыш­лен­ни­ков («К Ча­а­да­е­ву», «Во глу­би­не си­бир­ских руд»); 3) друж­ба-враж­да («Ко­вар­ность»).

 

5.  О со­чи­не­ни­ях на сво­бод­ную тему можно по­смот­реть на от­дель­ной стра­ни­це: пе­рей­ти.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За­да­ние счи­та­ет­ся не­вы­пол­нен­ным и со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по всем кри­те­ри­ям 0 бал­лов, если:

—  по кри­те­рию К1 вы­став­ле­но 0 бал­лов;

—  в со­чи­не­нии менее 150 слов (в подсчёт слов вклю­ча­ют­ся все слова, в том числе слу­жеб­ные)3;

—  вме­сто про­из­ве­де­ний ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры при­вле­ка­ют­ся тек­сты рэпа, песен поп-му­зы­кан­тов или тек­сты со спор­ной при­над­леж­но­стью к ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре (ко­микс, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман)4.

Если сумма вы­став­лен­ных бал­лов по кри­те­ри­ям К1–К6 со­став­ля­ет 5 или менее бал­лов, то по кри­те­ри­ям К7–К9 со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

 

Кри­те­рииБаллы
К1.  Рас­кры­тие темы со­чи­не­ния
Ука­за­ния по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К1

1)  Не­до­ка­зан­ный тезис не за­счи­ты­ва­ет­ся.

2)  По кри­те­рию К1 учи­ты­ва­ет­ся кор­рект­ность от­ра­же­ния ав­тор­ской по­зи­ции. Если ис­ка­же­на ав­тор­ская по­зи­ция

—  един­ствен­но­го при­влечённого про­из­ве­де­ния, то по кри­те­рию К1 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов;

—  од­но­го из не­сколь­ких при­влечённых про­из­ве­де­ний, то оцен­ка по кри­те­рию К1 не может быть выше 1 балла;

—  двух или более при­влечённых про­из­ве­де­ний, то по кри­те­рию К1 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов.

Сфор­му­ли­ро­ва­ны два до­ка­зан­ных те­зи­са, рас­кры­ва­ю­щих тему2
Сфор­му­ли­ро­ван один до­ка­зан­ный тезис, рас­кры­ва­ю­щий тему1
Тема не рас­кры­та0
К2.  При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К2

Если в фор­му­ли­ров­ке темы со­чи­не­ния есть ука­за­ние рас­крыть её на при­ме­ре не менее двух про­из­ве­де­ний (сти­хо­тво­ре­ний, ли­ри­че­ских поэм), то при при­вле­че­нии в со­чи­не­нии толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния оцен­ка по кри­те­рию К2 не может быть выше 2 бал­лов.

Текст не­од­но­крат­но при­влечён для рас­кры­тия темы на уров­не ана­ли­за, т. е. при­ве­де­ны кон­крет­ные при­ме­ры из тек­ста (фраг­мен­ты, об­ра­зы, мик­ро­те­мы, де­та­ли и т. п.) и по­яс­не­но, как эти при­ме­ры под­креп­ля­ют сфор­му­ли­ро­ван­ные утвер­жде­ния3
Текст од­но­крат­но при­влечён для рас­кры­тия темы на уров­не ана­ли­за, т. е. при­ведён кон­крет­ный при­мер из тек­ста и по­яс­не­но, как этот при­мер под­креп­ля­ет сфор­му­ли­ро­ван­ное утвер­жде­ние2
Текст при­влечён для рас­кры­тия темы толь­ко на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии1
Суж­де­ния не под­креп­ле­ны тек­стом про­из­ве­де­ния(-⁠ий)0
К3.  Фак­то­ло­ги­че­ская точ­ность со­чи­не­ния
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К4

Со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по кри­те­рию К3, если по кри­те­рию К2 вы­став­ле­но не менее двух бал­лов.

От­сут­ству­ют фак­ти­че­ские ошиб­ки2
До­пу­ще­на одна ошиб­ка1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки0
К4.  Опора на тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К4

Со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по кри­те­рию К4, если по кри­те­рию К2 вы­став­ле­но не менее двух бал­лов.

Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние и одно из них ис­поль­зо­ва­но для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-⁠ий) в целях рас­кры­тия темы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют2
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, но не ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-⁠ий),

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна ошиб­ка в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

1
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия не вклю­че­ны в со­чи­не­ние,

ИЛИ до­пу­ще­ны две или более ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

0
К5.  Ком­по­зи­ци­он­ная цель­ность и ло­гич­ность
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­суж­де­ния; от­сут­ству­ют не­обос­но­ван­ные по­вто­ры, ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия3
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­суж­де­ния,

НО внут­ри смыс­ло­вых ча­стей есть на­ру­ше­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти и/или ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия

2
Общая ло­ги­ка рас­суж­де­ния на­прав­ле­на на рас­кры­тие темы,

НО на­ру­ше­на ло­ги­че­ская связь между смыс­ло­вы­ми ча­стя­ми

1
Не­обос­но­ван­ные по­вто­ры, ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия су­ще­ствен­но за­труд­ня­ют по­ни­ма­ние смыс­ла со­чи­не­ния, мысль в со­чи­не­нии по­вто­ря­ет­ся и не раз­ви­ва­ет­ся0
К6.  Со­блю­де­ние ре­че­вых норм
Ре­че­вых оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более двух ре­че­вых оши­бок2
До­пу­ще­ны три–че­ты­ре ре­че­вые ошиб­ки1
До­пу­ще­но пять или более ре­че­вых оши­бок0
К7.  Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм
Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более че­ты­рех оши­бок1
До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К8.  Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм
Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более че­ты­рех оши­бок1
До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К9. Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм
Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна–две ошиб­ки1
До­пу­ще­ны три или более ошиб­ки0
Мак­си­маль­ный балл за со­чи­не­ние  — 17

 

__________________________

3Пра­ви­ла подсчёта слов сов­па­да­ют с пра­ви­ла­ми, ис­поль­зу­е­мы­ми при про­вер­ке работ ЕГЭ по рус­ско­му языку, ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре: «При подсчёте слов учи­ты­ва­ют­ся как са­мо­сто­я­тель­ные, так и слу­жеб­ные части речи. Под­счи­ты­ва­ет­ся любая по­сле­до­ва­тель­ность слов, на­пи­сан­ных без про­бе­ла (на­при­мер, «всё-таки»  — одно слово, «всё же»  — два слова). Ини­ци­а­лы с фа­ми­ли­ей счи­та­ют­ся одним сло­вом (на­при­мер, «М. Ю. Лер­мон­тов»  — одно слово). Любые дру­гие сим­во­лы, в част­но­сти цифры, при подсчёте не учи­ты­ва­ют­ся (на­при­мер, «5 лет»  — одно слово, «пять лет»  — два слова).

4Если кроме про­из­ве­де­ний ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры для рас­кры­тия темы при­вле­ка­ет­ся текст со спор­ной при­над­леж­но­стью к ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре (ко­микс, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман) или про­из­ве­де­ние мас­со­вой куль­ту­ры (тек­сты репа, песен поп-му­зы­кан­тов), то по кри­те­ри­ям К1–К3 об­ра­ще­ние к та­ко­му тек­сту не за­счи­ты­ва­ет­ся, по кри­те­ри­ям К5–К9 оце­ни­ва­ет­ся вся ра­бо­та.

Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.):
1

1.  Какую роль в этом рас­ска­зе иг­ра­ют ху­до­же­ствен­ные де­та­ли (на 1−2 при­ме­рах)?

 

2.  В одном из ва­ри­ан­тов рас­ска­за вы­яс­ня­лось, что Тол­стый ока­зы­вал­ся на­чаль­ни­ком Тон­ко­го по служ­бе. Потом Чехов снял этот мотив. Из­ме­нил­ся ли от этого общий смысл рас­ска­за и если да, то как?


2
Тип Д1 C1 № 138
i

1.1.1. Эпи­граф к пер­вой главе по­ве­сти, из ко­то­рой взят при­ве­ден­ный от­ры­вок, за­кан­чи­ва­ет­ся таким во­про­сом: «Да кто его отец?» Как бы вы от­ве­ти­ли на этот во­прос, опи­ра­ясь на текст от­рыв­ка?

 

1.2.1. Это сти­хо­тво­ре­ние часто срав­ни­ва­ют с прит­чей. У прит­чи все­гда есть вто­рой, сим­во­ли­че­ский, ино­ска­за­тель­ный смысл, скры­тая муд­рость, ко­то­рую чи­та­тель (слу­ша­тель) дол­жен са­мо­сто­я­тель­но до­быть из рас­ска­зан­ной ис­то­рии. Какая муд­рость этого сти­хо­тво­ре­ния-прит­чи ка­жет­ся вам важ­ной и по­че­му?


3
Тип Д2 C2 № 139
i

1.1.2. Вы­пол­нит ли Пет­ру­ша Гри­нев дан­ный ему при рас­ста­ва­нии от­цов­ский наказ (при от­ве­те на этот во­прос при­ве­ди­те при­ме­ры из дру­гих фраг­мен­тов по­ве­сти).

1.2.2. По­че­му, на ваш взгляд, в этом сти­хо­тво­ре­нии так много уста­рев­ших слов и форм? Зачем они ав­то­ру?


4
Тип Д3 C3 № 140
i

1.1.3. Со­по­ставь­те от­цов­ский наказ А. П. Гри­не­ва с от­цов­ским «за­ве­ща­ни­ем» герою ко­ме­дии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума» Мол­ча­ли­ну (оно со­дер­жит­ся в при­ве­ден­ном фраг­мен­те). К каким вы­во­дам при­ве­ло вас это со­по­став­ле­ние? Какую роль в судь­бах детей иг­ра­ют от­цов­ские на­став­ле­ния?

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние А. С . Пуш­ки­на «Про­рок» с од­но­имен­ным сти­хо­тво­ре­ни­ем М. Ю. Лер­мон­то­ва. К каким вы­во­дам при­ве­ло вас это со­по­став­ле­ние?