Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (1−5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объеме не менее 200 слов (если объем сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1. Какую роль в «Слове о полку Игореве» играют образы природных явлений и стихий?
2. Какие черты романтизма присущи поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
3. В чем состоят особенности жанра комедии (на примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
4. Как развивается в лирике А. С. Пушкина тема любви и дружбы (на примере 2−3 стихотворений)?
5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Комментарии к сочинениям
1. Какую роль в «Слове о полку Игореве» играют образы природных явлений и стихий?
Образ природы в «Слове о полку Игореве» является доминирующим. В полном соответствии с языческим мироощущением природа в «Слове» — не фон, театр, на котором разворачиваются события, — она органически связана с каждым действующим лицом, одновременно взирая на происходящее и принимая непосредственное в нем участие. Она во всем и все в ней.
Природа здесь — не бессловесна, она звучит, говорит в полный голос: «нощь стонущи», «земля тутнетъ».
Именно через образ природы выражает автор сочувствие, сострадание – не столько даже войску Игоря, лично его поражению, сколько всей Русской земле, предчувствуя, чем может обернуться для нее это поражение. Принимая живое участие в людях, природа предстает в «Слове» жалеющей и помогающей. Вещим сердцем чуя беду, всячески старается она предупредить Игоря, а когда не внимает он знамению — то и помешать: «солнце ему тъмою путь заступаше; нощь стонущи ему грозою».
Единство природы и человека особо подчеркивается упоминанием богов — олицетворенных сил природы — как родственников: Боян назван внуком Велеса, ветры — Стрибожьими внуками, русский народ — Даждь-Божьими внуком. Поэтому необыкновенно органично выглядит то, что причитания Ярославны обращены к стихиям — ветру, солнцу и Днепру, их заклинает она не быть суровыми к ее милому.
2. Какие черты романтизма присущи поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Романтизм — художественный метод, сложившийся в начале XIX века. Для роман-тизма характерен особый интерес к личности героя. Герой романтического произведения — человек с особенно сильными чувствами, он выше окружающих, но, как правило, одинок. Романтиков волнует характер отношений личности к окружающей действительности и противопоставление реальному миру идеального. Своеобразие художественной манеры Лермонтова заключается в том, что на всех этапах своего творчества поэт выступал и как романтик, и как реалист, с преоб-ладанием в ранний период романтизма, а в зрелый — реализма. Как поэт-романтик Лермонтов был представителем прогрессивного романтизма, выразившим решительное неприятие современной ему действительности и утвердившим положительное начало жизни — героическую личность, понимающую жизнь как борьбу, как активное действие. Именно таков главный герой поэмы «Мцыри».
3. В чем состоят особенности жанра комедии (на примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
Пьеса была задумана Д. И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения — как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века.
Основные темы:
1) тема крепостного права;
2) осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II;
3) тема воспитания.
Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что любовная интрига, связанная с образом Софьи, оказывается подчиненной социально-политическому конфликту.
Основной конфликт комедии — борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).
«Недоросль» — яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века. Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов. В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью. Но происходящее в доме Простаковых — это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они также, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).
Сатира Фонвизина обращена против конкретной политики Екатерины II. Он выступает как непосредственный предшественник республиканских идей Радищева.
По жанру «Недоросль» — комедия (в пьесе множество комических и фарсовых сцен). Но смех автора воспринимается как ирония, направленная против действующего порядка в обществе и в государстве.
4. Как развивается в лирике А. С. Пушкина тема любви и дружбы (на примере 2−3 стихотворений)?
Александр Сергеевич Пушкин — прежде всего поэт-лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои пере-живания. Любовь для Пушкина — спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. Любовь в лирике Пушкина появляется в разных образах: 1) любовь как чувство идеальное, возвышенное, 2) любовь как мимолетное увлечение. Отличительной чертой любовной лирики Пушкина является гуманизм как основа любви, любви в разных ее проявлениях: радостных, печальных, грустных.
В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным, созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь для Пушкина-лирика становится предметом высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию», — говорит Пушкин.
Лирика дружбы занимает одно из центральных мест в лирике А. С.Пушкина. Чувство дружбы, вынесенное из Лицея, одушевляло поэта всю его жизнь. Но сгодами представление о дружбе менялось. При написании сочинения по данной теме необходимо помнить, что дружба у Пушкина рассматривается в трех вариантах: 1) дружба как прочный братский союз («19 октября», «Разлука», «Пирующие студенты», «И. И.Пущину»); 2) дружба как союз единомышленников («К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»); 3) дружба-вражда («Коварность»).
5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.



