Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ния 1 или 2.

 

На вок­за­ле Ни­ко­ла­ев­ской же­лез­ной до­ро­ги встре­ти­лись два при­я­те­ля: один тол­стый, дру­гой тон­кий. Тол­стый толь­ко что по­обе­дал на вок­за­ле, и губы его, по­дер­ну­тые мас­лом, лос­ни­лись, как спе­лые вишни. Пахло от него хе­ре­сом и флер-д'оран­жем. Тон­кий же толь­ко что вышел из ва­го­на и был на­вью­чен че­мо­да­на­ми, уз­ла­ми и кар­тон­ка­ми. Пахло от него вет­чи­ной и ко­фей­ной гущей. Из-за его спины вы­гля­ды­ва­ла ху­день­кая жен­щи­на с длин­ным под­бо­род­ком  — его жена, и вы­со­кий гим­на­зист с при­щу­рен­ным гла­зом  — его сын.

— Пор­фи­рий!  — вос­клик­нул тол­стый, уви­дев тон­ко­го,— Ты ли это? Го­луб­чик мой! Сколь­ко зим, сколь­ко лет!

— Ба­тюш­ки!  — изу­мил­ся тон­кий,— Миша! Друг дет­ства! От­ку­да ты взял­ся?

При­я­те­ли трое­крат­но об­ло­бы­за­лись и устре­ми­ли друг на друга глаза, пол­ные слез. Оба были при­ят­но оше­лом­ле­ны.

— Милый мой!  — начал тон­кий после ло­бы­за­ния,— Вот не ожи­дал! Вот сюр­приз! Ну, да по­гля­ди же на меня хо­ро­шень­ко! Такой же кра­са­вец, как и был! Такой же ду­шо­нок и ще­голь! Ах ты, гос­по­ди! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как ви­дишь... Это вот моя жена, Луиза, урож­ден­ная Ван­цен­бах... лю­те­ран­ка... А это сын мой, На­фа­наил, уче­ник III клас­са. Это, На­фа­ня, друг моего дет­ства! В гим­на­зии вме­сте учи­лись!

На­фа­наил не­мно­го по­ду­мал и снял шапку.

— В гим­на­зии вме­сте учи­лись!  — про­дол­жал тон­кий,— Пом­нишь, как тебя драз­ни­ли? Тебя драз­ни­ли Ге­ро­стра­том за то, что ты ка­зен­ную книж­ку па­пи­ро­с­кой про­жег, а меня Эфи­аль­том за то, что я ябед­ни­чать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, На­фа­ня! По­дой­ди к нему по­бли­же... А это моя жена, урож­ден­ная Ван­цен­бах... лю­те­ран­ка.

На­фа­наил не­мно­го по­ду­мал и спря­тал­ся за спину отца.

— Ну, как жи­вешь, друг?  — спро­сил тол­стый, вос­тор­жен­но глядя на друга.— Слу­жишь где? До­слу­жил­ся?

— Служу, милый мой! Кол­леж­ским асес­со­ром уже вто­рой год и Ста­ни­сла­ва имею. Жа­ло­ва­нье пло­хое... ну, да бог с ним! Жена уроки му­зы­ки дает, я порт­си­га­ры при­ват­но из де­ре­ва делаю. От­лич­ные порт­си­га­ры! По рублю за штуку про­даю. Если кто берет де­сять штук и более, тому, по­ни­ма­ешь, уступ­ка. Про­бав­ля­ем­ся кое-как. Слу­жил, зна­ешь, в де­пар­та­мен­те, а те­перь сюда пе­ре­ве­ден сто­ло­на­чаль­ни­ком по тому же ве­дом­ству... Здесь буду слу­жить. Ну, а ты как? Не­бось, уже стат­ский? А?

— Нет, милый мой, под­ни­май по­вы­ше,— ска­зал тол­стый,— Я уже до тай­но­го до­слу­жил­ся... Две звез­ды имею.

Тон­кий вдруг по­блед­нел, ока­ме­нел, но скоро лицо его ис­кри­ви­лось во все сто­ро­ны ши­ро­чай­шей улыб­кой; ка­за­лось, что от лица и глаз его по­сы­па­лись искры. Сам он съе­жил­ся, сгор­бил­ся, сузил­ся... Его че­мо­да­ны, узлы и кар­тон­ки съе­жи­лись, по­мор­щи­лись... Длин­ный под­бо­ро­док жены стал еще длин­нее; На­фа­наил вы­тя­нул­ся во фрунт и за­стег­нул все пу­гов­ки сво­е­го мун­ди­ра...

— Я, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство... Очень при­ят­но-с! Друг, можно ска­зать, дет­ства и вдруг вышли в такие вель­мо­жи-с! Хи-хи-с.

— Ну, полно!  — по­мор­щил­ся тол­стый,— Для чего этот тон? Мы с тобой дру­зья дет­ства  — и к чему тут это чи­но­по­чи­та­ние!

— По­ми­луй­те... Что вы-с...— за­хи­хи­кал тон­кий, еще более съе­жи­ва­ясь.— Ми­ло­сти­вое вни­ма­ние ва­ше­го пре­вос­хо­ди­тель­ства... вроде как бы жи­ви­тель­ной влаги... Это вот, ваше пре­вос­хо­ди­тель­ство, сын мой На­фа­наил... жена Луиза, лю­те­ран­ка, не­ко­то­рым об­ра­зом...

Тол­стый хотел было воз­ра­зить что-то, но на лице у тон­ко­го было на­пи­са­но столь­ко бла­го­го­ве­ния, сла­до­сти и по­чти­тель­ной кис­ло­ты, что тай­но­го со­вет­ни­ка стош­ни­ло. Он от­вер­нул­ся от тон­ко­го и подал ему на про­ща­нье руку. Тон­кий пожал три паль­ца, по­кло­нил­ся всем ту­ло­ви­щем и за­хи­хи­кал, как ки­та­ец: «хи-хи-хи». Жена улыб­ну­лась. На­фа­наил шарк­нул ногой и уро­нил фу­раж­ку. Все трое были при­ят­но оше­лом­ле­ны.

 

А. П. Чехов «Тол­стый и тон­кий»

1.  Какую роль в этом рас­ска­зе иг­ра­ют ху­до­же­ствен­ные де­та­ли (на 1−2 при­ме­рах)?

 

2.  В одном из ва­ри­ан­тов рас­ска­за вы­яс­ня­лось, что Тол­стый ока­зы­вал­ся на­чаль­ни­ком Тон­ко­го по служ­бе. Потом Чехов снял этот мотив. Из­ме­нил­ся ли от этого общий смысл рас­ска­за и если да, то как?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Ху­до­же­ствен­ная де­таль  — одно из средств со­зда­ния ху­до­же­ствен­но­го об­ра­за, ко­то­рое по­мо­га­ет пред­ста­вить изоб­ра­жа­е­мую ав­то­ром кар­ти­ну, пред­мет или ха­рак­тер в не­по­вто­ри­мой ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. В рас­ска­зе «Тол­стый и тон­кий» автор под­чер­ки­ва­ет, как из­ме­нил­ся в лице тон­кий, узнав о том, что его ста­рый при­я­тель выше его чином. Чехов ис­поль­зу­ет для этого ху­до­же­ствен­ную де­таль: вна­ча­ле тон­кий рас­стро­ен и ого­ро­шен, по­это­му «по­блед­нел, ока­ме­нел»; затем по­пы­тал­ся изоб­ра­зить по­чте­ние, но это по­чте­ние на­пуск­ное, по­это­му «лицо его ис­кри­ви­лось во все сто­ро­ны ши­ро­чай­шей улыб­кой».

 

2.  Не­за­ви­си­мо от того, яв­ля­ет­ся ли тол­стый не­по­сред­ствен­ным на­чаль­ни­ком тон­ко­го, от­но­ше­ние по­след­не­го к более вы­со­ко­му чину не ме­ня­ет­ся. Тон­кий готов оди­на­ко­во пре­смы­кать­ся перед всеми, кто выше его ран­гом. Сле­пое раб­ское пре­кло­не­ние у него в крови. Такой че­ло­век не видит че­ло­ве­ка в дру­гом, а толь­ко чин, некий сим­вол, ука­зы­ва­ю­щий на суб­ор­ди­на­цию, и толь­ко. Че­ло­ве­че­ское об­ще­ние вы­тес­ня­ет­ся слу­жеб­ным со­под­чи­не­ни­ем. Со­ци­аль­ная функ­ция ока­зы­ва­ет­ся гла­вен­ству­ю­щей, по­гло­тив­шей всего че­ло­ве­ка. Он уже не живет в пол­ном смыс­ле слова  — «функ­ци­о­ни­ру­ет»… Это ли не Чи­нов­ник с боль­шой буквы, по­чи­та­ю­щий чин, а не че­ло­ве­ка?

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. По­ни­ма­ние пред­ло­жен­но­го тек­ста и при­вле­че­ние его для ар­гу­мен­та­ции
Ответ сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии пред­ло­жен­но­го тек­ста, для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Ответ сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии пред­ло­жен­но­го тек­ста, для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1,

И/ИЛИ до­пу­ще­но три или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
2. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых и грам­ма­ти­че­ских норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые, грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая, и/или грам­ма­ти­че­ская) — сум­мар­но не более трех оши­бок1
До­пу­ще­но две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл4

 

__________________________

1 Под ис­ка­же­ни­ем ав­тор­ской по­зи­ции по­ни­ма­ет­ся гру­бое ис­ка­же­ние наи­бо­лее важ­ных

идей про­из­ве­де­ния, общих ав­тор­ских оце­нок.

Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 30. А. П. Чехов. Рас­ска­зы. «Ло­ша­ди­ная фа­ми­лия», «Маль­чи­ки», «Хи­рур­гия», «Смерть чи­нов­ни­ка», «Ха­ме­ле­он», «Тоска», «Тол­стый и тон­кий», «Зло­умыш­лен­ник» и др.
1

Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 2 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  Какую роль в «Слове о полку Иго­ре­ве» иг­ра­ют об­ра­зы при­род­ных яв­ле­ний и сти­хий?

2.  Какие черты ро­ман­тиз­ма при­су­щи поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Мцыри»?

3.  В чем со­сто­ят осо­бен­но­сти жанра ко­ме­дии (на при­ме­ре ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

4.  Как раз­ви­ва­ет­ся в ли­ри­ке А. С. Пуш­ки­на тема любви и друж­бы (на при­ме­ре 2−3 сти­хо­тво­ре­ний)?

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


2
Тип Д1 C1 № 138
i

1.1.1. Эпи­граф к пер­вой главе по­ве­сти, из ко­то­рой взят при­ве­ден­ный от­ры­вок, за­кан­чи­ва­ет­ся таким во­про­сом: «Да кто его отец?» Как бы вы от­ве­ти­ли на этот во­прос, опи­ра­ясь на текст от­рыв­ка?

 

1.2.1. Это сти­хо­тво­ре­ние часто срав­ни­ва­ют с прит­чей. У прит­чи все­гда есть вто­рой, сим­во­ли­че­ский, ино­ска­за­тель­ный смысл, скры­тая муд­рость, ко­то­рую чи­та­тель (слу­ша­тель) дол­жен са­мо­сто­я­тель­но до­быть из рас­ска­зан­ной ис­то­рии. Какая муд­рость этого сти­хо­тво­ре­ния-прит­чи ка­жет­ся вам важ­ной и по­че­му?


3
Тип Д2 C2 № 139
i

1.1.2. Вы­пол­нит ли Пет­ру­ша Гри­нев дан­ный ему при рас­ста­ва­нии от­цов­ский наказ (при от­ве­те на этот во­прос при­ве­ди­те при­ме­ры из дру­гих фраг­мен­тов по­ве­сти).

1.2.2. По­че­му, на ваш взгляд, в этом сти­хо­тво­ре­нии так много уста­рев­ших слов и форм? Зачем они ав­то­ру?


4
Тип Д3 C3 № 140
i

1.1.3. Со­по­ставь­те от­цов­ский наказ А. П. Гри­не­ва с от­цов­ским «за­ве­ща­ни­ем» герою ко­ме­дии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума» Мол­ча­ли­ну (оно со­дер­жит­ся в при­ве­ден­ном фраг­мен­те). К каким вы­во­дам при­ве­ло вас это со­по­став­ле­ние? Какую роль в судь­бах детей иг­ра­ют от­цов­ские на­став­ле­ния?

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние А. С . Пуш­ки­на «Про­рок» с од­но­имен­ным сти­хо­тво­ре­ни­ем М. Ю. Лер­мон­то­ва. К каким вы­во­дам при­ве­ло вас это со­по­став­ле­ние?