СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 2 № 189

1.1.2. Почему для автора так важны литературные вкусы героя и его поэтические сочинения?

1.2.2. Как и почему от начала к финалу меняется тон лермонтовской «Думы»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

 

 

VI

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

 

 

VII

От хладного разврата света

Еще увянуть не успев,

Его душа была согрета

Приветом друга, лаской дев;

Он сердцем милый был невежда,

Его лелеяла надежда,

И мира новый блеск и шум

Еще пленяли юный ум.

Он забавлял мечтою сладкой

Сомненья сердца своего;

Цель жизни нашей для него

Была заманчивой загадкой,

Над ней он голову ломал

И чудеса подозревал.

 

 

VIII

Он верил, что душа родная

Соединиться с ним должна,

Что, безотрадно изнывая,

Его вседневно ждет она;

Он верил, что друзья готовы

За честь его приять оковы

И что не дрогнет их рука

Разбить сосуд клеветника;

Что есть избранные судьбами,

Людей священные друзья;

Что их бессмертная семья

Неотразимыми лучами

Когда-нибудь нас озарит

И мир блаженством одарит.

 

 

IX

Негодованье, сожаленье,

Ко благу чистая любовь

И славы сладкое мученье

В нем рано волновали кровь.

Он с лирой странствовал на свете;

Под небом Шиллера и Гете

Их поэтическим огнем

Душа воспламенилась в нем;

И муз возвышенных искусства,

Счастливец, он не постыдил:

Он в песнях гордо сохранил

Всегда возвышенные чувства,

Порывы девственной мечты

И прелесть важной простоты.

 

 

X

Он пел любовь, любви послушный,

И песнь его была ясна,

Как мысли девы простодушной,

Как сон младенца, как луна

В пустынях неба безмятежных,

Богиня тайн и вздохов нежных.

Он пел разлуку и печаль,

И нечто, и туманну даль,

И романтические розы;

Он пел те дальные страны,

Где долго в лоно тишины

Лились его живые слезы;

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

 

 

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

 

Как пир на празднике чужом.

 

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию — презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты — его паденья час!

 

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

 

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства

— Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

М. Ю. Лермонтов

1
Задание 1 № 188

1.1.1. Какие эпитеты наиболее важны в характеристике Ленского и почему?

1.2.1. За что лирический герой осуждает современное ему поколение?

Пояснение.

1.1.2. Автор противопоставляет реалисту Онегину романтика Ленского. Ленский близок повествователю своим поэтическим вдохновением, Пушкин любит в нем свою собственную юность, любит то душевное состояние возвышенной мечтательности, которое с годами безвозвратно уходит. Однако автор критически относится к Ленскому как к поэту-романтику и судит его поэзию за бессодержательность и слащавость:

Он пел любовь, любви послушный,

И песнь его была ясна,

Как мысли девы простодушной,

Как сон младенца, как луна

В пустынях неба безмятежных…

Многие современники Пушкина находили в Ленском сходство с автором «Евгения Онегина». Лермонтов, например, в стихотворении «Смерть поэта» напрямую сравнивал Пушкина с Ленским:

Как тот поэт, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

 

1.2.2. Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. В нем поэт в глобаль-ном масштабе размышляет над судьбой поколения 30-х годов, исследует его социальные и духовные пороки. Осуждая современное поколение, поэт не поучает, а сострадает, не отделяя себя от поколения. Мучительное, с резкими перепадами настроение лирического героя передают различные художественные приемы: перепады ритма, переносы стиха, обилие инверсий, повторов, обособленных членов предложения. Познание лирического героя рождает не действие, а сомнение:

Меж тем под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

Кольцевая композиция стихотворения способствует постепенному раскрытию главной мысли поэта: беспросветность будущего современного поэту поколения. Беда поколения: отсутствие социальных, гражданских целей. Даже наука бесплодна, не в состоянии преодолеть рутину жизни, вывести из кризиса. Горечь от этих мыслей нарастает к концу стихотворения, поэтому последние строки звучат уже как набат: задумайтесь, ради будущего, надо жить по-другому!