СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 4 № 191

2.1. В чем смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

2.2. Как связаны в поэзии М. Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества?

2.3. Мастерство А. Н. Островского в создании драматургического характера. (На примере героя или героини одной из пьес по выбору учащегося.)

2.4. Какое содержание вкладывает А. И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матренин двор».)

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

 

2.1. В чем смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Размышления о судьбах своего поколения встречаются в произведениях русской литературы довольно часто. А.С.Пушкин создал бессмертный образ Евгения Онегина, «лишнего человека» своего поколения. В сердце Онегина — пустота, скептицизм, он не знает, где применить свои способности. В противовес Онегину, Ленский — молодой поэт, вернувшийся из Германии, увлеченный философией и романтически настроенный. На страницах романа он очень трогателен и одновременно смешон. Читателя привлекает его чистота, юность, наивность и искренность чувств. Но каково будущее Ленского? Автор сожалеет о том, что он погиб «во цвете радостных надежд, / Их не свершив ещё для света». Однако не исключается Пушкиным и тот вариант, что Ленского затянет обывательская жизнь, и он станет таким же провинциальным помещиком, каких встречает в доме Лариных. Онегин в сравнении с Ленским — натура более глубокая, деятельная, хотя и противоречивая.

 

2.2. Как связаны в поэзии М. Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества?

Тема поэта и поэзии традиционна для русской литературы. В «Пророке» Лермонтова поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения, всю горечь от непонимания и одиночества. Если в стихотворениях Пушкина звучит оптимизм, вера в свободу, в светлое будущее, которое грядет за болью («Пророк»), то совсем иное настроение у Лермонтова: поэт один, в мире нет надежды. Однако, несмотря на отличия, и Пушкин, и Лермонтов едины в том, что предназначение поэта — быть пророком, через испытания и муки нести людям веру в светлое будущее, в высокие чувства даже тогда, когда вокруг нет ничего светлого, даже тогда, когда вокруг лишь грязь и невежество.

 

2.3. Мастерство А. Н. Островского в создании драматургического ха-рактера. (На примере героя или героини одной из пьес по выбору учащегося.)

«Снегурочка» — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В «Снегурочке» главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры. В сказке Островского, как и в народной, четко противопоставлены действующие лица: с одной стороны Снегурочка и Мизгирь, с другой — Купава и Лель.

Новаторство драматурга в создании образов проявляется в придании реалистической конкретности мифологическим образам, в стремлении очеловечить фантастические персонажи, сблизить с жизнью людей, с отношениями, существующими в обществе. Примечательна фигура Снегурочки.В пьесе прослеживается эволюция образа Снегурочки в отличие от статичного персонажа сказки. Анализируя внутренние изменения, происходящие со Снегурочкой: от холодного сердца — к горячему, нетрудно заметить, что образ Снегурочки у Островского усложняется, наполняется более определенным психологическим содержанием. Наделив Снегурочку сложным внутренним миром, показав трагичность и драматизм её переживаний, Островский укрупняет образ, придает ему черты романтической ис-ключительности, даже величия, превращая в символ. Снегурочка — это символ всепобеждающей любви, символ победы любви над эгоистичной, корыстной моралью, победы Солнца над Морозом, жизнью над смертью.

 

2.4. Какое содержание вкладывает А. И. Солженицын в понятие «пра-ведник»? (По рассказу «Матренин двор».)

Исходное название рассказа «Матренин двор» — «Не стоит село без праведника», окончательное дал А. П. Твардовский. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина русской деревни.

В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины — наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Смерть героини — это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрёна умирает и «погибает» вся деревня: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

 

2.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.