Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 C1 № 300
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ния 1.1.1.—1.1.2.

 

Пе­ре­пра­ва, пе­ре­пра­ва!

Берег пра­вый, как стена...

 

Этой ночи след кро­ва­вый

В море вы­нес­ла волна.

 

Было так: из тьмы глу­бо­кой,

Ог­нен­ный взмет­нув кли­нок,

Луч про­жек­то­ра про­то­ку

Пе­ре­сек наи­ско­сок.

 

И стол­бом по­ста­вил воду

Вдруг сна­ряд. Пон­то­ны — в ряд.

Густо было там на­ро­ду —

Наших стри­же­ных ребят...

 

И уви­де­лось впер­вые,

Не за­бу­дет­ся оно:

Люди теп­лые, живые

Шли на дно, на дно, на дно..

 

Под огнем не­раз­бе­ри­ха —

Где свои, где кто, где связь?

 

Толь­ко вско­ре стало тихо, —

Пе­ре­пра­ва со­рва­лась.

 

И по­ка­мест не­из­вест­но,

Кто там роб­кий, кто герой,

Кто там па­рень рас­чу­дес­ный,

А на­вер­но, был такой.

 

Пе­ре­пра­ва, пе­ре­пра­ва...

Те­мень, холод. Ночь как год.

 

Но вце­пил­ся в берег пра­вый,

Там остал­ся пер­вый взвод.

 

И о нем мол­чат ре­бя­та

В бо­е­вом род­ном кругу,

Слов­но чем-то ви­но­ва­ты,

Кто на левом бе­ре­гу.

 

Не ви­дать конца ноч­ле­гу.

За ночь гру­дою взя­лась

По­по­лам со льдом и сне­гом

Пе­ре­ме­шан­ная грязь.

 

И уста­лая с по­хо­да,

Что б там ни было, — жива,

Дрем­лет, скор­чив­шись, пе­хо­та,

Сунув руки в ру­ка­ва.

 

Дрем­лет, скор­чив­шись, пе­хо­та,

И в лесу, в ночи глу­хой

Са­по­га­ми пах­нет, потом,

Мерз­лой хвоей и махрой.

 

Чутко дышит берег этот

Вме­сте с теми, что на том

Под об­ры­вом ждут рас­све­та,

Греют землю жи­во­том, —

Ждут рас­све­та, ждут под­мо­ги,

Духом па­дать не хотят.

 

Ночь про­хо­дит, нет до­ро­ги

Ни впе­ред и ни назад...

(А. Т. Твар­дов­ский. «Ва­си­лий Тер­кин»)

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ное ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.1.—1.2.2.

Ода на день вос­ше­ствия на Все­рос­сий­ский пре­стол Ее Ве­ли­че­ства го­су­да­ры­ни им­пе­ра­три­цы Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, 1747 года (фраг­мент)

 

…О вы, ко­то­рых ожи­да­ет

Оте­че­ство от недр своих

И ви­деть та­ко­вых же­ла­ет,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни бла­го­сло­вен­ны!

Дер­зай­те ныне обод­рен­ны

Ра­че­ньем вашим по­ка­зать,

Что может соб­ствен­ных Пла­то­нов

И быст­рых ра­з­умом Нев­то­нов

Рос­сий­ская земля рож­дать.

 

Науки юно­шей пи­та­ют,

От­ра­ду ста­рым по­да­ют,

В счаст­ли­вой жизни укра­ша­ют,

В не­счаст­ный слу­чай бе­ре­гут;

В до­маш­них труд­но­стях утеха

И в даль­них стран­ствах не по­ме­ха.

Науки поль­зу­ют везде,

Среди на­ро­дов и в пу­сты­не,

В град­ском шуму и на­еди­не,

В покое слад­ки и в труде…

(М. В. Ло­мо­но­сов, 1747)

1.1.1. По­че­му пер­вый взвод ока­зал­ся в труд­ном по­ло­же­нии?

1.2.1. По­че­му в оде, по­свя­щен­ной вос­ше­ствию на пре­стол им­пе­ра­три­цы, М. В. Ло­мо­но­сов об­ра­ща­ет­ся к мо­ло­до­му по­ко­ле­нию?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.1.1. Пер­вый взвод ока­зал­ся на пе­ре­до­вой, вы­пол­няя за­да­чу пе­ре­пра­вить­ся на тот берег, попал под при­цель­ный огонь врага. Чем проще, сдер­жан­нее го­во­рит поэт о ги­бе­ли «наших стри­же­ных ребят», тем силь­нее по­тря­са­ет со­зда­ва­е­мая им кар­ти­на:

И уви­де­лось впер­вые,

Не за­бу­дет­ся оно:

Люди теп­лые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

Не­вы­ра­зи­мо горь­ка утра­та, но она не рас­слаб­ля­ет остав­ших­ся в живых, не па­ра­ли­зу­ет их волю, не рож­да­ет чув­ства без­на­деж­но­сти. «Пе­ре­пра­ва, пе­ре­пра­ва…»,— мо­ти­вы тра­гиз­ма про­ти­во­бор­ству­ют и пе­ре­пле­та­ют­ся с мо­ти­ва­ми утвер­жде­ния жизни и веры в по­бе­ду.

 

1.2.1. Цен­траль­ные темы оды Ло­мо­но­со­ва  — тема труда и тема науки. Поэт об­ра­ща­ет­ся к мо­ло­до­му по­ко­ле­нию  — при­зы­ва­ет мо­ло­дых по­свя­тить себя слу­же­нию науке:

Дер­зай­те ныне обод­рен­ны

Ра­че­ньем вашим по­ка­зать,

Что может соб­ствен­ных Пла­то­нов

И быст­рых ра­з­умом Нев­то­нов

Рос­сий­ская земля рож­дать.

Ло­мо­но­сов пишет о поль­зе науки для любых воз­рас­тов. Мо­ло­дые долж­ны про­слав­лять Рос­сию упор­ным тру­дом.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие от­ве­та за­да­нию
Ответ на во­прос дан и сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на2
Ответ со­дер­жа­тель­но со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей, но не поз­во­ля­ет су­дить о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния, и/или ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1
Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п., фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны одна-две фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ

до­пу­ще­но более двух фак­ти­че­ских оши­бок

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая). Сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл6
1
Тип 5 № 303
i

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  Какую роль в поэме «Ва­си­лий Тер­кин» А. Т. Твар­дов­ско­го иг­ра­ет изоб­ра­же­ние во­ен­ных буд­ней?

2.  Как в «Оде на день вос­ше­ствия на Все­рос­сий­ский пре­стол Ее Ве­ли­че­ства го­су­да­ры­ни им­пе­ра­три­цы Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, 1747 года» во­пло­ще­но пред­став­ле­ние М. В. Ло­мо­но­со­ва об иде­аль­ном ис­то­ри­че­ском де­я­те­ле?

3.  В чем про­яв­ля­ет­ся про­ти­во­по­лож­ность натур Оне­ги­на и Лен­ско­го? (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин».)

4.  Какие об­ще­ствен­ные и нрав­ствен­ные по­ро­ки об­ли­ча­ет Н. В. Го­голь в ко­ме­дии «Ре­ви­зор»?

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


2
Тип Д2 C2 № 301
i

1.1.2. Как в дан­ном фраг­мен­те пе­ре­да­но чув­ство тре­во­ги и от­вет­ствен­но­сти осталь­ных сол­дат за судь­бу пер­во­го взво­да?

1.2.2. Какие ху­до­же­ствен­ные сред­ства при­да­ют оде М. В. Ло­мо­но­со­ва тор­же­ствен­ное зву­ча­ние?


3
Тип Д3 C3 № 302
i

1.1.3. Со­по­ставь­те рас­смат­ри­ва­е­мый фраг­мент поэмы А. Т. Твар­дов­ско­го «Ва­си­лий Тер­кин» с фраг­мен­том ро­ма­на Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир». В чем схожи и чем раз­ли­ча­ют­ся опи­сан­ные в них си­ту­а­ции?

 

1.2.3. Ниже при­ве­де­на сцена из ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль». Во фраг­мен­те оды М. В. Ло­мо­но­со­ва и в ре­пли­ках гос­по­жи Про­ста­ко­вой про­яв­ля­ет­ся раз­лич­ное от­но­ше­ние к науке и об­ра­зо­ва­нию. В чем со­сто­ит это раз­ли­чие?