Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д3 C3 № 302
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.1.3.

 

Про ба­та­рею Ту­ши­на было за­бы­то, и толь­ко в самом конце дела, про­дол­жая слы­шать ка­но­на­ду в цен­тре, князь Баг­ра­ти­он по­слал туда де­жур­но­го штаб-офи­це­ра и потом князя Ан­дрея, чтобы ве­леть ба­та­рее от­сту­пать как можно ско­рее. При­кры­тие, сто­яв­шее подле пушек Ту­ши­на, ушло, по чьему-то при­ка­за­нию, в се­ре­ди­не дела; но ба­та­рея про­дол­жа­ла стре­лять и не была взята фран­цу­за­ми толь­ко по­то­му, что не­при­я­тель не мог пред­по­ла­гать дер­зо­сти стрель­бы че­ты­рех никем не за­щи­щен­ных пушек. На­про­тив, по энер­гич­но­му дей­ствию этой ба­та­реи он пред­по­ла­гал, что здесь, в цен­тре, со­сре­до­то­че­ны глав­ные силы рус­ских, и два раза пы­тал­ся ата­ко­вать этот пункт и оба раза был про­го­ня­ем кар­теч­ны­ми вы­стре­ла­ми оди­но­ко сто­яв­ших на этом воз­вы­ше­нии че­ты­рех пушек.

Скоро после отъ­ез­да князя Баг­ра­ти­о­на Ту­ши­ну уда­лось за­жечь Шен­гра­бен.

– Вишь, за­су­мя­ти­лись! Горит! Вишь, дым-то! Ловко! Важно! Дым-то, дым-то! – за­го­во­ри­ла при­слу­га, ожив­ля­ясь.

Все ору­дия без при­ка­за­ния били в на­прав­ле­нии по­жа­ра. Как будто под­го­няя, под­кри­ки­ва­ли сол­да­ты к каж­до­му вы­стре­лу: «Ловко! Вот так-так! Ишь, ты... Важно!» Пожар, раз­но­си­мый вет­ром, быст­ро рас­про­стра­нял­ся. Фран­цуз­ские ко­лон­ны, вы­сту­пив­шие за де­рев­ню, ушли назад, но, как бы в на­ка­за­ние за эту не­уда­чу, не­при­я­тель вы­ста­вил пра­вее де­рев­ни де­сять

ору­дий и стал бить из них по Ту­ши­ну.

Из-за дет­ской ра­до­сти, воз­буж­ден­ной по­жа­ром, и азар­та удач­ной стрель­бы по фран­цу­зам, наши ар­тил­ле­ри­сты за­ме­ти­ли эту ба­та­рею толь­ко тогда, когда два ядра и вслед за ними еще че­ты­ре уда­ри­ли между ору­ди­я­ми и одно по­ва­ли­ло двух ло­ша­дей, а дру­гое ото­рва­ло ногу ящич­но­му во­жа­то­му. Ожив­ле­ние, раз уста­но­вив­ше­е­ся, од­на­ко, не осла­бе­ло, а толь­ко пе­ре­ме­ни­ло на­стро­е­ние. Ло­ша­ди были за­ме­не­ны дру­ги­ми из за­пас­но­го ла­фе­та, ра­не­ные убра­ны, и че­ты­ре ору­дия по­вер­ну­ты про­тив де­ся­ти­пу­шеч­ной ба­та­реи. Офи­цер, то­ва­рищ Ту­ши­на, был убит в на­ча­ле дела, и в про­дол­же­ние часа из со­ро­ка че­ло­век при­слу­ги вы­бы­ли сем­на­дцать, но ар­тил­ле­ри­сты все так же были ве­се­лы и ожив­ле­ны. Два раза они за­ме­ча­ли, что внизу, близ­ко от них,

по­ка­зы­ва­лись фран­цу­зы, и тогда они били по них кар­те­чью.

(Л. Н. Тол­стой. «Война и мир»)

 

 

****

 

Пе­ре­пра­ва, пе­ре­пра­ва!

Берег пра­вый, как стена...

 

Этой ночи след кро­ва­вый

В море вы­нес­ла волна.

 

Было так: из тьмы глу­бо­кой,

Ог­нен­ный взмет­нув кли­нок,

Луч про­жек­то­ра про­то­ку

Пе­ре­сек наи­ско­сок.

 

И стол­бом по­ста­вил воду

Вдруг сна­ряд. Пон­то­ны – в ряд.

Густо было там на­ро­ду –

Наших стри­же­ных ребят...

 

И уви­де­лось впер­вые,

Не за­бу­дет­ся оно:

Люди теп­лые, живые

Шли на дно, на дно, на дно..

 

Под огнем не­раз­бе­ри­ха –

Где свои, где кто, где связь?

 

Толь­ко вско­ре стало тихо, –

Пе­ре­пра­ва со­рва­лась.

 

И по­ка­мест не­из­вест­но,

Кто там роб­кий, кто герой,

Кто там па­рень рас­чу­дес­ный,

А на­вер­но, был такой.

 

Пе­ре­пра­ва, пе­ре­пра­ва...

Те­мень, холод. Ночь как год.

 

Но вце­пил­ся в берег пра­вый,

Там остал­ся пер­вый взвод.

 

И о нем мол­чат ре­бя­та

В бо­е­вом род­ном кругу,

Слов­но чем-то ви­но­ва­ты,

Кто на левом бе­ре­гу.

 

Не ви­дать конца ноч­ле­гу.

За ночь гру­дою взя­лась

По­по­лам со льдом и сне­гом

Пе­ре­ме­шан­ная грязь.

 

И уста­лая с по­хо­да,

Что б там ни было, – жива,

Дрем­лет, скор­чив­шись, пе­хо­та,

Сунув руки в ру­ка­ва.

 

Дрем­лет, скор­чив­шись, пе­хо­та,

И в лесу, в ночи глу­хой

Са­по­га­ми пах­нет, потом,

Мерз­лой хвоей и махрой.

 

Чутко дышит берег этот

Вме­сте с теми, что на том

Под об­ры­вом ждут рас­све­та,

Греют землю жи­во­том, –

Ждут рас­све­та, ждут под­мо­ги,

Духом па­дать не хотят.

 

Ночь про­хо­дит, нет до­ро­ги

Ни впе­ред и ни назад...

(А. Т. Твар­дов­ский. «Ва­си­лий Тер­кин»)

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.3.

 

НЕ­ДО­РОСЛЬ

Цы­фир­кин. За­да­ча. Из­во­лил ты, на при­клад, итти по до­ро­ге со мною. Ну, хоть возь­мем с собою Си­до­ры­ча. Нашли мы трое…

Мит­ро­фан (пишет). Трое.

Цы­фир­кин. На до­ро­ге, на при­клад же, три­ста руб­лей.

Мит­ро­фан (пишет). Три­ста.

Цы­фир­кин. Дошло дело до де­ле­жа. Смек­ни-тко, по чему на брата?

Мит­ро­фан (вы­чис­ляя, шеп­чет). Еди­нож­ды три – три. Еди­нож­ды нуль – нуль. Еди­нож­ды нуль – нуль.

Г-жа Про­ста­ко­ва. Что, что, до де­ле­жа?

Мит­ро­фан. Вишь три­ста руб­лей, что нашли, троим раз­де­лить.

Г-жа Про­ста­ко­ва. Врет он, друг мой сер­деч­ный. Нашед день­ги, ни с кем не де­лись. Все себе возь­ми, Мит­ро­фа­нуш­ка. Не учись этой ду­рац­кой науке.

Мит­ро­фан. Слышь, Па­ф­ну­тьич, за­да­вай дру­гую.

Цы­фир­кин. Пиши, ваше бла­го­ро­дие. За уче­нье жа­лу­е­те мне в год де­сять руб­лей.

Мит­ро­фан. Де­сять.

Цы­фир­кин. Те­перь, прав­да, не за что, а кабы ты, барин, что-ни­будь у меня пе­ре­нял, не грех бы тогда было и еще при­ба­вить де­сять.

Мит­ро­фан (пишет). Ну, ну, де­сять.

Цы­фир­кин. Сколь­ко бы ж на год?

Мит­ро­фан (вы­чис­ляя, шеп­чет). Нуль да нуль – нуль. Один да один…

(За­ду­мал­ся.)

Г-жа Про­ста­ко­ва. Не тру­дись по-пу­сто­му, друг мой! Гроша не при­бав­лю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе му­че­нье, а все, вижу, пу­сто­та. Денег нет – что счи­тать? День­ги есть – со­чтем и без Па­ф­ну­тьи­ча хо­ро­шо­хонь­ко.

Ку­тей­кин. Шабаш, право, Па­ф­ну­тьич. Две за­да­чи ре­ше­ны. Ведь на по­вер­ку при­во­дить не ста­нут.

Мит­ро­фан. Не­бось, брат. Ма­туш­ка тут сама не оши­бет­ся.

(Д.И. Фон­ви­зин)

 

****

 

Ода на день вос­ше­ствия на Все­рос­сий­ский пре­стол Ее Ве­ли­че­ства го­су­да­ры­ни им­пе­ра­три­цы Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, 1747 года (фраг­мент)

 

…О вы, ко­то­рых ожи­да­ет

Оте­че­ство от недр своих

И ви­деть та­ко­вых же­ла­ет,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни бла­го­сло­вен­ны!

Дер­зай­те ныне обод­рен­ны

Ра­че­ньем вашим по­ка­зать,

Что может соб­ствен­ных Пла­то­нов

И быст­рых ра­з­умом Нев­то­нов

Рос­сий­ская земля рож­дать.

 

Науки юно­шей пи­та­ют,

От­ра­ду ста­рым по­да­ют,

В счаст­ли­вой жизни укра­ша­ют,

В не­счаст­ный слу­чай бе­ре­гут;

В до­маш­них труд­но­стях утеха

И в даль­них стран­ствах не по­ме­ха.

Науки поль­зу­ют везде,

Среди на­ро­дов и в пу­сты­не,

В град­ском шуму и на­еди­не,

В покое слад­ки и в труде…

(М. В. Ло­мо­но­сов, 1747)

1.1.3. Со­по­ставь­те рас­смат­ри­ва­е­мый фраг­мент поэмы А. Т. Твар­дов­ско­го «Ва­си­лий Тер­кин» с фраг­мен­том ро­ма­на Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир». В чем схожи и чем раз­ли­ча­ют­ся опи­сан­ные в них си­ту­а­ции?

 

1.2.3. Ниже при­ве­де­на сцена из ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль». Во фраг­мен­те оды М. В. Ло­мо­но­со­ва и в ре­пли­ках гос­по­жи Про­ста­ко­вой про­яв­ля­ет­ся раз­лич­ное от­но­ше­ние к науке и об­ра­зо­ва­нию. В чем со­сто­ит это раз­ли­чие?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.1.3. В при­ве­ден­ных от­рыв­ках по­ка­за­но бес­при­мер­ное му­же­ство рус­ских бой­цов, го­то­вых сто­ять на­смерть за род­ную землю, за по­бе­ду над ко­вар­ным и силь­ным вра­гом. И в от­рыв­ке из ро­ма­на Тол­сто­го, и в от­рыв­ке из «Ва­си­лия Тер­ки­на» по­ка­за­но, как гиб­нут люди, как война не щадит ни­ко­го, но у Твар­дов­ско­го смерть ри­су­ет­ся в обы­ден­ных  — но тем более страш­ных  — де­та­лях. У Тол­сто­го о смер­ти ска­за­но как бы между делом: люди не за­ме­ча­ют смер­ти то­ва­ри­щей «из-за дет­ской ра­до­сти, воз­буж­ден­ной по­жа­ром, и азар­та удач­ной стрель­бы по фран­цу­зам».

 

1.2.3. Ло­мо­но­сов в своей оде пишет о поль­зе науки для любых воз­рас­тов. Мо­ло­дые, счи­та­ет поэт, долж­ны про­слав­лять Рос­сию упор­ным тру­дом, а для этого надо учить­ся. Иначе ду­ма­ют герои Фон­ви­зи­на. Мит­ро­фа­нуш­ка, по­ощ­ря­е­мый ма­те­рью, об­ра­зо­вы­вать­ся не счи­та­ет нуж­ным, учит­ся толь­ко «для виду». От таких, как Мит­ро­фан, не будет поль­зы го­су­дар­ству. В этом и про­яв­ля­ет­ся раз­лич­ное от­но­ше­ние к науке и об­ра­зо­ва­нию в двух про­из­ве­де­ни­ях.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ний
Со­по­став­ле­ны про­из­ве­де­ния в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на2
Со­по­став­ле­ны про­из­ве­де­ния в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1
Не про­ве­де­но со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции тек­сты двух про­из­ве­де­ний при­вле­ка­ют­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют4
Для ар­гу­мен­та­ции текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.; текст дру­го­го про­из­ве­де­ния – на уров­не его пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о со­дер­жа­нии,

И/ИЛИ

до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

3
Для ар­гу­мен­та­ции тек­сты двух про­из­ве­де­ний при­вле­ка­ют­ся на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний об их со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.),

ИЛИ

для ар­гу­мен­та­ции ис­поль­зу­ет­ся текст толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния, он при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские ошиб­ки

2
Для ар­гу­мен­та­ции ис­поль­зу­ет­ся текст толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния, он при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п.),

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний не при­вле­ка­ет­ся текст ни од­но­го из со­по­став­ля­е­мых про­из­ве­де­ний,

И/ИЛИ

до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая). Сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл8
Екатерина Юнушева 12.01.2017 16:57

За­да­ние 1.2.3. Ав­то­ром ко­ме­дии "Не­до­росль" яв­ля­ет­ся Фон­ви­зин, а не Лер­мон­тов. И "Волны и люди" явно оши­боч­но здесь по­яви­лись.

Татьяна Стаценко

Спа­си­бо, по­пра­ви­ли.

1
Тип 5 № 303
i

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  Какую роль в поэме «Ва­си­лий Тер­кин» А. Т. Твар­дов­ско­го иг­ра­ет изоб­ра­же­ние во­ен­ных буд­ней?

2.  Как в «Оде на день вос­ше­ствия на Все­рос­сий­ский пре­стол Ее Ве­ли­че­ства го­су­да­ры­ни им­пе­ра­три­цы Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, 1747 года» во­пло­ще­но пред­став­ле­ние М. В. Ло­мо­но­со­ва об иде­аль­ном ис­то­ри­че­ском де­я­те­ле?

3.  В чем про­яв­ля­ет­ся про­ти­во­по­лож­ность натур Оне­ги­на и Лен­ско­го? (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин».)

4.  Какие об­ще­ствен­ные и нрав­ствен­ные по­ро­ки об­ли­ча­ет Н. В. Го­голь в ко­ме­дии «Ре­ви­зор»?

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)


2
Тип Д1 C1 № 300
i

1.1.1. По­че­му пер­вый взвод ока­зал­ся в труд­ном по­ло­же­нии?

1.2.1. По­че­му в оде, по­свя­щен­ной вос­ше­ствию на пре­стол им­пе­ра­три­цы, М. В. Ло­мо­но­сов об­ра­ща­ет­ся к мо­ло­до­му по­ко­ле­нию?


3
Тип Д2 C2 № 301
i

1.1.2. Как в дан­ном фраг­мен­те пе­ре­да­но чув­ство тре­во­ги и от­вет­ствен­но­сти осталь­ных сол­дат за судь­бу пер­во­го взво­да?

1.2.2. Какие ху­до­же­ствен­ные сред­ства при­да­ют оде М. В. Ло­мо­но­со­ва тор­же­ствен­ное зву­ча­ние?