Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.3.
Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло, по чьему-то приказанию, в середине дела; но батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. Напротив, по энергичному действию этой батареи он предполагал, что здесь, в центре, сосредоточены главные силы русских, и два раза пытался атаковать этот пункт и оба раза был прогоняем картечными выстрелами одиноко стоявших на этом возвышении четырех пушек.
Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен.
– Вишь, засумятились! Горит! Вишь, дым-то! Ловко! Важно! Дым-то, дым-то! – заговорила прислуга, оживляясь.
Все орудия без приказания били в направлении пожара. Как будто подгоняя, подкрикивали солдаты к каждому выстрелу: «Ловко! Вот так-так! Ишь, ты... Важно!» Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад, но, как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять
орудий и стал бить из них по Тушину.
Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам, наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы все так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них,
показывались французы, и тогда они били по них картечью.
(Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
****
Переправа, переправа! Берег правый, как стена...
Этой ночи след кровавый В море вынесла волна.
Было так: из тьмы глубокой, Огненный взметнув клинок, Луч прожектора протоку Пересек наискосок.
И столбом поставил воду Вдруг снаряд. Понтоны – в ряд. Густо было там народу – Наших стриженых ребят...
И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно..
Под огнем неразбериха – Где свои, где кто, где связь?
Только вскоре стало тихо, – Переправа сорвалась.
И покамест неизвестно, Кто там робкий, кто герой, Кто там парень расчудесный, А наверно, был такой.
Переправа, переправа... Темень, холод. Ночь как год.
Но вцепился в берег правый, Там остался первый взвод.
И о нем молчат ребята В боевом родном кругу, Словно чем-то виноваты, Кто на левом берегу.
Не видать конца ночлегу. За ночь грудою взялась Пополам со льдом и снегом Перемешанная грязь.
И усталая с похода, Что б там ни было, – жива, Дремлет, скорчившись, пехота, Сунув руки в рукава.
Дремлет, скорчившись, пехота, И в лесу, в ночи глухой Сапогами пахнет, потом, Мерзлой хвоей и махрой.
Чутко дышит берег этот Вместе с теми, что на том Под обрывом ждут рассвета, Греют землю животом, – Ждут рассвета, ждут подмоги, Духом падать не хотят.
Ночь проходит, нет дороги Ни вперед и ни назад... |
(А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»)
Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.2.3.
Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, итти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое… Митрофан (пишет). Трое. Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублей. Митрофан (пишет). Триста. Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата? Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три – три. Единожды нуль – нуль. Единожды нуль – нуль. Г-жа Простакова. Что, что, до дележа? Митрофан. Вишь триста рублей, что нашли, троим разделить. Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую. Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей. Митрофан. Десять. Цыфиркин. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять. Митрофан (пишет). Ну, ну, десять. Цыфиркин. Сколько бы ж на год? Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль – нуль. Один да один… (Задумался.) Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича хорошохонько. Кутейкин. Шабаш, право, Пафнутьич. Две задачи решены. Ведь на поверку приводить не станут. Митрофан. Небось, брат. Матушка тут сама не ошибется. |
(Д.И. Фонвизин)
****
…О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде… |
(М. В. Ломоносов, 1747)
1.1.3. Сопоставьте рассматриваемый фрагмент поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» с фрагментом романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В чем схожи и чем различаются описанные в них ситуации?
1.2.3. Ниже приведена сцена из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Во фрагменте оды М. В. Ломоносова и в репликах госпожи Простаковой проявляется различное отношение к науке и образованию. В чем состоит это различие?
1.1.3. В приведенных отрывках показано беспримерное мужество русских бойцов, готовых стоять насмерть за родную землю, за победу над коварным и сильным врагом. И в отрывке из романа Толстого, и в отрывке из «Василия Теркина» показано, как гибнут люди, как война не щадит никого, но у Твардовского смерть рисуется в обыденных — но тем более страшных — деталях. У Толстого о смерти сказано как бы между делом: люди не замечают смерти товарищей «из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам».
1.2.3. Ломоносов в своей оде пишет о пользе науки для любых возрастов. Молодые, считает поэт, должны прославлять Россию упорным трудом, а для этого надо учиться. Иначе думают герои Фонвизина. Митрофанушка, поощряемый матерью, образовываться не считает нужным, учится только «для виду». От таких, как Митрофан, не будет пользы государству. В этом и проявляется различное отношение к науке и образованию в двух произведениях.




Задание 1.2.3. Автором комедии "Недоросль" является Фонвизин, а не Лермонтов. И "Волны и люди" явно ошибочно здесь появились.
Спасибо, поправили.