Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 5 № 303
i

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1−5). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объ­е­ме не менее 200 слов (если объем со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за­мы­сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти­хо­тво­ре­ний). Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те четко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

1.  Какую роль в поэме «Ва­си­лий Тер­кин» А. Т. Твар­дов­ско­го иг­ра­ет изоб­ра­же­ние во­ен­ных буд­ней?

2.  Как в «Оде на день вос­ше­ствия на Все­рос­сий­ский пре­стол Ее Ве­ли­че­ства го­су­да­ры­ни им­пе­ра­три­цы Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, 1747 года» во­пло­ще­но пред­став­ле­ние М. В. Ло­мо­но­со­ва об иде­аль­ном ис­то­ри­че­ском де­я­те­ле?

3.  В чем про­яв­ля­ет­ся про­ти­во­по­лож­ность натур Оне­ги­на и Лен­ско­го? (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин».)

4.  Какие об­ще­ствен­ные и нрав­ствен­ные по­ро­ки об­ли­ча­ет Н. В. Го­голь в ко­ме­дии «Ре­ви­зор»?

5.  Какие сю­же­ты из про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся для Вас ак­ту­аль­ны­ми и по­че­му? (На ос­но­ве ана­ли­за од­но­го-двух про­из­ве­де­ний.)

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ком­мен­та­рии к со­чи­не­ни­ям

 

1.  Какую роль в поэме «Ва­си­лий Тер­кин» А. Т. Твар­дов­ско­го иг­ра­ет изоб­ра­же­ние во­ен­ных буд­ней?

Пи­са­тель Федор Аб­ра­мов ска­зал о поэме «Ва­си­лий Тер­кин» так: «Рос­сия в живых на­род­ных лицах, ин­то­на­ци­ях, слове». «Книга про бойца», рож­ден­ная в ат­мо­сфе­ре во­ен­ных лет  — это глу­бо­кое ис­сле­до­ва­ние рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра, взвол­но­ван­ное по­вест­во­ва­ние о сол­да­те и его сол­дат­ском окру­же­нии. Гла­за­ми Тер­ки­на, «обык­но­вен­но­го парня», ри­су­ют­ся не толь­ко кар­ти­ны боев, но и сцены фрон­то­во­го быта. Уди­ви­тель­но ор­га­нич­но сли­ва­ют­ся в поэме рас­сказ о сол­дат­ских буд­нях и шутка, такая не­об­хо­ди­мая в смер­тель­ной опас­но­сти: не­при­нуж­ден­но зву­чит рас­сказ о гар­мо­ни­сте Тер­ки­не:

…Обо­греть­ся, по­тол­кать­ся

К гар­мо­ни­сту все идут.

Об­сту­па­ют  — Стой­те, брат­цы,

Дайте на руки по­дуть…

Вся­кие слу­чай­ные встре­чи про­ис­хо­дят на войне, и все­гда Ва­си­лий Тер­кин про­яв­ля­ет сме­кал­ку, сно­ров­ку и де­ло­ви­тость: может легко найти при­пря­тан­ный хо­зяй­кой шка­лик, по­жа­рить сало, ис­пра­вить часы.

Чест­ный, от­важ­ный и доб­ро­со­вест­ный ху­дож­ник, А. Т. Твар­дов­ский про­шел во­ен­ным кор­ре­спон­ден­том труд­ные фрон­то­вые до­ро­ги, не раз по­бы­вал под об­стре­ла­ми и бом­беж­ка­ми, и не толь­ко этот опыт, но и огром­ный та­лант помог ав­то­ру со­здать на­род­ную поэму, близ­кую мил­ли­о­нам чи­та­те­лей.

 

2.  Как в «Оде на день вос­ше­ствия на Все­рос­сий­ский пре­стол Ее Ве­ли­че­ства го­су­да­ры­ни им­пе­ра­три­цы Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, 1747 года» во­пло­ще­но пред­став­ле­ние М. В. Ло­мо­но­со­ва об иде­аль­ном ис­то­ри­че­ском де­я­те­ле?

В оде Ло­мо­но­со­ва ца­ри­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на пред­ста­ет воз­вы­шен­ным су­ще­ством. Поэт воз­ла­га­ет на нее огром­ные на­деж­ды на мир и про­цве­та­ние Рос­сии. В первую оче­редь Ло­мо­но­сов го­во­рит о мире, ко­то­рый явля-ется за­ло­гом про­цве­та­ния и сча­стья любой стра­ны.

Ло­мо­но­сов вос­хва­ля­ет щед­рость Ели­за­ве­ты, вы­ра­жа­ет свою на­деж­ду на ее ми­ло­сти и вни­ма­ние к род­ной стра­не. Ло­мо­но­сов го­во­рит о сча­стье всех людей. И ца­ри­ца Ели­за­ве­та вы­сту­па­ет за­ло­гом их спо­кой­ствия и сча­стья:

Когда на трон она всту­пи­ла,

Как выш­ний подал ей венец,

Тебя в Рос­сию воз­вра­ти­ла,

Войне по­ста­ви­ла конец.

Ло­мо­но­сов иде­а­ли­зи­ру­ет ца­ри­цу. Он ри­су­ет ее как во­пло­ще­ние всех доб­ро­де­те­лей. И у чи­та­те­ля может сло­жить­ся впе­чат­ле­ние, будто Ло­мо­но­сов не видел в ней каких-либо не­до­стат­ков. Но не стоит за­бы­вать, что поэт-клас­си­цист, ко­то­рым яв­ля­ет­ся Ло­мо­но­сов, в своем твор­че­стве дол­жен про­слав­лять дей­стви­тель­ность, ли­шен­ную каких-либо по­ро­ков. Тем более хва­леб­ная ода  — это со­вер­шен­но осо­бый жанр. И ода Ло­мо­но­со­ва по-стро­е­на таким об­ра­зом, что он го­во­рит о ца­ри­це толь­ко хо­ро­шее.

Ло­мо­но­сов го­во­рит о кра­со­те и ве­ли­чии Рос­сии, о не­ис­чер­па­е­мых бо­гат­ствах, ко­то­ры­ми вла­де­ет эта стра­на. И по­это­му счи­та­ет, что ве­ли­кая стра­на до­стой­на ве­ли­ко­го пра­ви­те­ля, коим, без­услов­но, яв­ля­ет­ся Ели­за­ве­та.

 

3.  В чем про­яв­ля­ет­ся про­ти­во­по­лож­ность натур Оне­ги­на и Лен­ско­го? (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин».)

Герои ро­ма­на «Ев­ге­ний Оне­гин»  — это слож­ные, живые, порой про­ти­во­ре­чи­вые ха­рак­те­ры. Оне­гин и Лен­ский близ­ки по сво­е­му со­ци­аль­но­му и гео­гра­фи­че­ско­му по­ло­же­нию: они по­ме­щи­ки  — со­се­ди. Оба имеют обра-зо­ва­ние, их ду­хов­ные за­про­сы не огра­ни­чи­ва­ют­ся сель­ским бытом, как у боль­шин­ства со­се­дей. Оне­гин ро­дил­ся и вырос в Пе­тер­бур­ге. Лен­ский учил­ся в Гер­ма­нии, в Гет­тин­ген­ском уни­вер­си­те­те, так что в де­ре­вен­ской глуши ему труд­но было найти со­бе­сед­ни­ка. Пуш­кин от­ме­ча­ет, что оба героя хо­ро­ши собой. Оне­гин «очень мил», жизнь в пе­тер­бург­ском свете при­учи­ла его сле­дить за внеш­но­стью.

Раз­ли­чие между ге­ро­я­ми от­чет­ли­во видно и в их от­но­ше­нии к любви. Лен­ский «пел лю­бовь, любви по­слуш­ный», он со­би­ра­ет­ся же­нить­ся на сво-ей из­бран­ни­це  — Ольге Ла­ри­ной.

Оне­гин давно уже забыл, что такое лю­бовь: за во­семь лет свет­ской жизни в Пе­тер­бур­ге он при­вык за­ме­нять се­рьез­ное чув­ство «на­у­кой стра­сти неж­ной», а в де­рев­не от­кро­вен­но ску­чал. Пуш­кин при­во­дит ряд ан­то­ни­мов, под­чер­ки­вая про­ти­во­по­лож­ность ха­рак­те­ров ге­ро­ев: «волна и ка­мень, стихи и проза, лед и пла­мень».

В об­ра­зах Оне­ги­на и Лен­ско­го Пуш­кин во­пло­тил ти­пич­ные черты со­вре­мен­ной ему мо­ло­де­жи. Герои раз­ли­ча­ют­ся по ха­рак­те­рам и ми­ро­воз­зре­нию. Оне­гин по­гу­бил луч­шие годы на пу­стые свет­ские за­ба­вы и пре­вра­тил­ся в ску­ча­ю­ще­го эго­и­ста. Лен­ский еще слиш­ком молод, наи­вен, ро­ман­ти­чен, но он мог бы пре­вра­тить­ся в за­уряд­но­го по­ме­щи­ка.

 

4.  Какие об­ще­ствен­ные и нрав­ствен­ные по­ро­ки об­ли­ча­ет Н. В. Го­голь в ко­ме­дии «Ре­ви­зор»?

В ко­ме­дии «Ре­ви­зор» Н. В. Го­голь об­на­жа­ет по­ро­ки об­ще­ства вре­мен цар­ской Рос­сии. В цен­тре его вни­ма­ния на­хо­дят­ся пред­ста­ви­те­ли чи­нов­ни­че­ства, при­чем их об­ра­зы автор во­пло­ща­ет в ха­рак­тер­ных пер­со­на­жах не­боль­шо­го уезд­но­го го­род­ка, где и про­ис­хо­дят глав­ные со­бы­тия. Автор на­гляд­но по­ка­зы­ва­ет, что мест­ное чи­нов­ни­че­ство по­гряз­ло во взя­точ­ни­че­стве и про­из­во­ле. Мо­раль этих людей та­ко­ва: «Нет че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы за собою не имел каких-ни­будь гре­хов. Это уже так самим Богом устро­е­но...» Уме­ние не про­пус­кать то, что само плы­вет в руки, яв­ля­ет­ся, по их мне­нию, про­яв­ле­ни­ем ума и пред­при­им­чи­во­сти. Чи­нов­ни­ки уезд­но­го го­ро­да глупы, без­нрав­ствен­ны.

Про­из­ве­де­ние Н. В. Го­го­ля не столь­ко ко­мич­но, сколь­ко ис­пол­не­но тра­гиз­ма, по­сколь­ку, читая его, на­чи­на­ешь по­ни­мать: об­ще­ство, в ко­то­ром су­ще­ству­ет столь­ко опу­стив­ших­ся, раз­вра­щен­ных без­де­льем и без­на­ка­зан­но­стью на­чаль­ни­ков, не имеет бу­ду­ще­го.

 

5.  О со­чи­не­ни­ях на сво­бод­ную тему можно по­смот­реть на от­дель­ной стра­ни­це: пе­рей­ти.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За­да­ние счи­та­ет­ся не­вы­пол­нен­ным и со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по всем кри­те­ри­ям 0 бал­лов, если:

—  по кри­те­рию К1 вы­став­ле­но 0 бал­лов;

—  в со­чи­не­нии менее 150 слов (в подсчёт слов вклю­ча­ют­ся все слова, в том числе слу­жеб­ные)3;

—  вме­сто про­из­ве­де­ний ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры при­вле­ка­ют­ся тек­сты рэпа, песен поп-му­зы­кан­тов или тек­сты со спор­ной при­над­леж­но­стью к ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре (ко­микс, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман)4.

Если сумма вы­став­лен­ных бал­лов по кри­те­ри­ям К1–К6 со­став­ля­ет 5 или менее бал­лов, то по кри­те­ри­ям К7–К9 со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

 

Кри­те­рииБаллы
К1.  Рас­кры­тие темы со­чи­не­ния
Ука­за­ния по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К1

1)  Не­до­ка­зан­ный тезис не за­счи­ты­ва­ет­ся.

2)  По кри­те­рию К1 учи­ты­ва­ет­ся кор­рект­ность от­ра­же­ния ав­тор­ской по­зи­ции. Если ис­ка­же­на ав­тор­ская по­зи­ция

—  един­ствен­но­го при­влечённого про­из­ве­де­ния, то по кри­те­рию К1 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов;

—  од­но­го из не­сколь­ких при­влечённых про­из­ве­де­ний, то оцен­ка по кри­те­рию К1 не может быть выше 1 балла;

—  двух или более при­влечённых про­из­ве­де­ний, то по кри­те­рию К1 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов.

Сфор­му­ли­ро­ва­ны два до­ка­зан­ных те­зи­са, рас­кры­ва­ю­щих тему2
Сфор­му­ли­ро­ван один до­ка­зан­ный тезис, рас­кры­ва­ю­щий тему1
Тема не рас­кры­та0
К2.  При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К2

Если в фор­му­ли­ров­ке темы со­чи­не­ния есть ука­за­ние рас­крыть её на при­ме­ре не менее двух про­из­ве­де­ний (сти­хо­тво­ре­ний, ли­ри­че­ских поэм), то при при­вле­че­нии в со­чи­не­нии толь­ко од­но­го про­из­ве­де­ния оцен­ка по кри­те­рию К2 не может быть выше 2 бал­лов.

Текст не­од­но­крат­но при­влечён для рас­кры­тия темы на уров­не ана­ли­за, т. е. при­ве­де­ны кон­крет­ные при­ме­ры из тек­ста (фраг­мен­ты, об­ра­зы, мик­ро­те­мы, де­та­ли и т. п.) и по­яс­не­но, как эти при­ме­ры под­креп­ля­ют сфор­му­ли­ро­ван­ные утвер­жде­ния3
Текст од­но­крат­но при­влечён для рас­кры­тия темы на уров­не ана­ли­за, т. е. при­ведён кон­крет­ный при­мер из тек­ста и по­яс­не­но, как этот при­мер под­креп­ля­ет сфор­му­ли­ро­ван­ное утвер­жде­ние2
Текст при­влечён для рас­кры­тия темы толь­ко на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии1
Суж­де­ния не под­креп­ле­ны тек­стом про­из­ве­де­ния(-⁠ий)0
К3.  Фак­то­ло­ги­че­ская точ­ность со­чи­не­ния
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К4

Со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по кри­те­рию К3, если по кри­те­рию К2 вы­став­ле­но не менее двух бал­лов.

От­сут­ству­ют фак­ти­че­ские ошиб­ки2
До­пу­ще­на одна ошиб­ка1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки0
К4.  Опора на тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию со­чи­не­ния по кри­те­рию К4

Со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся по кри­те­рию К4, если по кри­те­рию К2 вы­став­ле­но не менее двух бал­лов.

Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние и одно из них ис­поль­зо­ва­но для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-⁠ий) в целях рас­кры­тия темы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют2
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, но не ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-⁠ий),

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна ошиб­ка в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

1
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия не вклю­че­ны в со­чи­не­ние,

ИЛИ до­пу­ще­ны две или более ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

0
К5.  Ком­по­зи­ци­он­ная цель­ность и ло­гич­ность
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­суж­де­ния; от­сут­ству­ют не­обос­но­ван­ные по­вто­ры, ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия3
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­суж­де­ния,

НО внут­ри смыс­ло­вых ча­стей есть на­ру­ше­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти и/или ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия

2
Общая ло­ги­ка рас­суж­де­ния на­прав­ле­на на рас­кры­тие темы,

НО на­ру­ше­на ло­ги­че­ская связь между смыс­ло­вы­ми ча­стя­ми

1
Не­обос­но­ван­ные по­вто­ры, ло­ги­че­ские не­со­от­вет­ствия су­ще­ствен­но за­труд­ня­ют по­ни­ма­ние смыс­ла со­чи­не­ния, мысль в со­чи­не­нии по­вто­ря­ет­ся и не раз­ви­ва­ет­ся0
К6.  Со­блю­де­ние ре­че­вых норм
Ре­че­вых оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более двух ре­че­вых оши­бок2
До­пу­ще­ны три–че­ты­ре ре­че­вые ошиб­ки1
До­пу­ще­но пять или более ре­че­вых оши­бок0
К7.  Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм
Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более че­ты­рех оши­бок1
До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К8.  Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм
Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет, или до­пу­ще­но не более че­ты­рех оши­бок1
До­пу­ще­но пять или более оши­бок0
К9. Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм
Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна–две ошиб­ки1
До­пу­ще­ны три или более ошиб­ки0
Мак­си­маль­ный балл за со­чи­не­ние  — 17

 

__________________________

3Пра­ви­ла подсчёта слов сов­па­да­ют с пра­ви­ла­ми, ис­поль­зу­е­мы­ми при про­вер­ке работ ЕГЭ по рус­ско­му языку, ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре: «При подсчёте слов учи­ты­ва­ют­ся как са­мо­сто­я­тель­ные, так и слу­жеб­ные части речи. Под­счи­ты­ва­ет­ся любая по­сле­до­ва­тель­ность слов, на­пи­сан­ных без про­бе­ла (на­при­мер, «всё-таки»  — одно слово, «всё же»  — два слова). Ини­ци­а­лы с фа­ми­ли­ей счи­та­ют­ся одним сло­вом (на­при­мер, «М. Ю. Лер­мон­тов»  — одно слово). Любые дру­гие сим­во­лы, в част­но­сти цифры, при подсчёте не учи­ты­ва­ют­ся (на­при­мер, «5 лет»  — одно слово, «пять лет»  — два слова).

4Если кроме про­из­ве­де­ний ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры для рас­кры­тия темы при­вле­ка­ет­ся текст со спор­ной при­над­леж­но­стью к ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре (ко­микс, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман) или про­из­ве­де­ние мас­со­вой куль­ту­ры (тек­сты репа, песен поп-му­зы­кан­тов), то по кри­те­ри­ям К1–К3 об­ра­ще­ние к та­ко­му тек­сту не за­счи­ты­ва­ет­ся, по кри­те­ри­ям К5–К9 оце­ни­ва­ет­ся вся ра­бо­та.

Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.):
1
Тип Д1 C1 № 300
i

1.1.1. По­че­му пер­вый взвод ока­зал­ся в труд­ном по­ло­же­нии?

1.2.1. По­че­му в оде, по­свя­щен­ной вос­ше­ствию на пре­стол им­пе­ра­три­цы, М. В. Ло­мо­но­сов об­ра­ща­ет­ся к мо­ло­до­му по­ко­ле­нию?


2
Тип Д2 C2 № 301
i

1.1.2. Как в дан­ном фраг­мен­те пе­ре­да­но чув­ство тре­во­ги и от­вет­ствен­но­сти осталь­ных сол­дат за судь­бу пер­во­го взво­да?

1.2.2. Какие ху­до­же­ствен­ные сред­ства при­да­ют оде М. В. Ло­мо­но­со­ва тор­же­ствен­ное зву­ча­ние?


3
Тип Д3 C3 № 302
i

1.1.3. Со­по­ставь­те рас­смат­ри­ва­е­мый фраг­мент поэмы А. Т. Твар­дов­ско­го «Ва­си­лий Тер­кин» с фраг­мен­том ро­ма­на Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир». В чем схожи и чем раз­ли­ча­ют­ся опи­сан­ные в них си­ту­а­ции?

 

1.2.3. Ниже при­ве­де­на сцена из ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль». Во фраг­мен­те оды М. В. Ло­мо­но­со­ва и в ре­пли­ках гос­по­жи Про­ста­ко­вой про­яв­ля­ет­ся раз­лич­ное от­но­ше­ние к науке и об­ра­зо­ва­нию. В чем со­сто­ит это раз­ли­чие?